Славянский правовой центр. Аналитика20 Октября 2011
Настоящее исследование подготовлено благодаря информации, любезно предоставленной заместителем генерального секретаря Конференции /католических – М.Ш./ епископов Франции по административным, финансовым и юридическим вопросам Жаном-Мишелем Куло, которому автор выражает искреннюю благодарность. Многие сведения взяты из аналитической записки «Анализ финансовых отчетов епархий Церкви во Франции. Констатации и тенденции», подготовленной Ж.-М. Куло и Ж.-Л. Постэ[1]. Часть материалов собрана автором во время научно-исследовательских поездок во Францию в 2007-2010 гг., осуществленных благодаря стипендиям французского фонда «Дом гуманитарных наук». Прежде всего, следует сказать несколько слов об особенностях правового положения культовых объединений (les associations cultuelles) во Франции. В соответствии со статьей 18 Закона 1905 г. об отделении Церквей от государства, культовые объединения это «объединения, создаваемые для покрытия расходов на содержание культа и для его публичного отправления». Они не вправе осуществлять никакие иные виды деятельности, включая благотворительную, издательскую и, тем более, предпринимательскую. Для осуществления всех видов деятельности, не связанных непосредственно с отправлением религиозного культа, должны создаваться самостоятельные объединения, фонды, учреждения, которые могут иметь конфессиональный характер, но они не пользуются особыми правами и льготами, предусмотренными для культовых объединений. Крупнейшая конфессия во Франции – Католическая церковь – отвергла первоначальный вариант создания культовых объединений, предложенный законодателями. Это было связано, в частности, с тем, что учредителями культового объединения выступали самостоятельно объединяющиеся граждане, а по каноническим нормам католицизма учредителем религиозных общин (приходов) имеет право быть только епископ. В результате достигнутого в 1920-е годы компромисса между Францией и Ватиканом католики образовали особый вид культовых объединений – епархиальные[2] объединения, предназначенные для покрытия расходов по отправлению религиозного культа в канонических границах соответствующей епархии и возглавляемые епископом. Епархиальные объединения являются юридическими лицами и распоряжаются имуществом епархии. Католические приходы входят в состав епархии и не являются самостоятельными юридическими лицами. Но к моменту достижения этого компромиссного решения срок, установленный законом 1905 г. для передачи бывшего имущества государственных религиозных учреждений культовым объединениям давно истек. К этому времени католические церкви, построенные до 1905 г., стали собственностью местных коммун. С 1907 г. была узаконена практика безвозмездного предоставления этих церквей католическим священникам, представляющим свои приходы, для публичного отправления религиозного культа. Таким образом, католические приходы безвозмездно пользуются зданиями церквей, не образуя юридического лица. Вновь построенные после 1905 г. церкви и иные объекты религиозного назначения являются собственностью епархиальных объединений. Настоящая статья ограничивается исследованием финансового положения епархиальных объединений и поэтому не дает полного представления о финансах Католической церкви во Франции, которая включает в свой состав и иные структуры: благотворительные объединения, католические учебные заведения, монашеские конгрегации[3], молодежные движения, включая скаутов, и другие. По состоянию на 2009 г. Католическая церковь на основной территории Франции (метрополии)[4] насчитывает 95 епархий (и, соответственно, епархиальных объединений), 14 114 приходов, лишь половина из которых окормляется священниками, постоянно проживающими в приходе. Всего к епархиям инкардинированы[5] около 13 500 священников, в монашеских конгрегациях состоит 4 032 священника, 2 287 монахов, не имеющих священнического рукоположения, 35 183 монахини. Во Франции служит 900 иностранных католических священников. Каждое воскресенье служится более 20 000 месс. С учетом общей численности приходов это означает, что во многих церквях месса служится не чаще одного раза в месяц. Около 3 млн. французов (примерно 4,5%) посещают мессу каждое воскресенье и около 9 млн. (15%) – раз в месяц. В 2009 году было совершено 316 286 крещений и 77 664 браковенчания. Около 80% похорон сопровождаются отпеванием по католическому обряду. ИМУЩЕСТВО ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ Церкви, построенные после 1905 г. Во Франции насчитывается свыше 3000 церквей, построенных после 1905 г., в основном в городских предместьях и в новых городских кварталах. Расходы по их содержанию лежат на приходах и епархиальных объединениях. (В то время как капитальный ремонт в церквях, построенных до 1905 г. и находящихся в собственности коммун, оплачивает коммуна-собственник). В течение ХХ века в самых крупных городах произошло существенное расширение предместий, в которых в основном и строились новые церкви. Так, в предместьях Парижа большинство церквей было построено после 1905 г. Это одна из основных причин разницы в размере финансового бремени, лежащего на различных епархиальных объединениях. Другое недвижимое имущество религиозного назначения Епархиям принадлежит свыше 30 000 объектов недвижимости, используемых в религиозных целях: дома причта, залы собраний (для катехизации и других видов пастырской деятельности), помещения капелланских служб, помещения скаутских организаций, патронажные помещения, а также некоторое количество объектов культурного назначения, хранилища документации и предметов церковного искусства. Все здания и помещения для богослужебной и пастырской деятельности требуют расходов на текущее содержание и необходимые ремонтно-реставрационные работы: капитальный ремонт, обеспечение норм безопасности для доступа публики, обеспечение доступа для инвалидов. Общая стоимость этих работ составляет порядка 150 млн. евро в год. Недвижимость, сдаваемая в аренду Случаи сдачи церковного имущества в аренду бывают редко. Французское законодательство не позволяет некоммерческим объединениям любого вида обладать недвижимостью, сдаваемой в аренду, кроме как в исключительных случаях и в незначительных размерах. Это может быть недвижимость, поступившая в собственность епархиального объединения по завещанию, а также временно пустующие помещения в приходском или епархиальном здании. Сдаваемая в аренду часть помещений может покрывать расходы на содержание остальной недвижимости, используемой для религиозной деятельности. Доходы от сдачи недвижимости в аренду являются второстепенными по значимости, составляя суммарно около 25 млн. евро (3% общего годового дохода епархиальных объединений). Имущество, продаваемое епархиальными объединениями Продается имущество двух видов: в основном это имущество, поступившее в собственность епархиального объединения по завещаниям, которое нет возможности использовать для церковных нужд. Кроме того, иногда продается церковное имущество, высвобождающееся в связи с реорганизацией деятельности епархии, но такие случаи очень нечасты. ИМУЩЕСТВО, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Не менее 36 000 церквей, построенных до 1905 г. принадлежат коммунам и предоставлены в безвозмездное пользование католических приходов. Основные расходы по содержанию этих церквей лежат на их собственниках, но иногда от приходов и епархий требуется принять участие в покрытии расходов. Коммуны исполняют свои обязанности собственника в полной мере своих возможностей, поскольку принадлежащие им церкви являются частью общего имущества граждан и играют важную социальную роль (венчание браков, отпевания…) для населения коммун. Имущество, принадлежащее монашеским конгрегациям Каждая монашеская конгрегация обладает, соответственно своим уставным целям, монастырями, помещениями для медицинско-социальной, образовательной и иной деятельности. Конгрегации являются собственниками используемого ими имущества и епархиальные объединения не управляют этим имуществом. Имущество, используемое для образовательной деятельности, благотворительности и социального служения Недвижимое имущество католических школ, в том числе ранее принадлежавшее приходам, было передано, по общему правилу, специальным некоммерческим объединениям, созданным для обеспечения деятельности школ. Эти объединения управляют имуществом католических школ и несут необходимые расходы. Аналогичным образом, имущество для благотворительной деятельности и других форм социального служения принадлежит объединениям или конгрегациям, которые осуществляют эту деятельность, а не епархиальным объединениям. Финансовые резервы Обычно епархии располагают финансовыми резервами для покрытия непредвиденных расходов. Несколько епархий располагают значительными финансовыми резервами (в сумме, эквивалентной их расходам на свою деятельность в течение 3 и более лет). Наличие этих накоплений объясняется как историческими обстоятельствами, так и планами будущего применения этих средств. 12 епархий располагают резервами, в 4 и более раза превышающими сумму среднегодовых расходов, но в 7 епархиях запасы денежных средств, имеющихся сверх среднегодового дохода, меньше размеров годичных расходов. Все епархии имеют положительное сальдо (имеют больше доходов, чем расходов). Средний размер финансовых резервов епархиального объединения во Французской метрополии составляет 17 млн. евро. При этом средний размер всех годовых расходов епархии составляет около 9 млн. евро. В расчете на душу населения эти резервы составляют в среднем 26 евро на жителя епархии, но по различным епархиям эта цифра колеблется от 3 до свыше 100 евро на жителя. В общем плане эта цифра не связана напрямую с размером епархии. Однако восемь наиболее благополучных по этому показателю епархий являются малонаселенными, каждая из них насчитывает менее 750 000 жителей. Некоторые регионы, ставшие малонаселенными в результате исхода жителей деревень в города, остаются крепки в старых католических традициях. В среднем епархиальные объединения располагают резервами для обеспечения их деятельности на два года вперед. Это позволяет им осуществлять дорогостоящие строительные и ремонтные работы, а также гарантирует исполнение социальных обязательств, которые Католическая церковь имеет перед священниками и работниками-мирянами. Эти денежные средства также приносят епархиям дополнительный доход от размещения капитала (проценты по вкладам и др.). ДОХОДЫ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В эту таблицу не включены пожертвования, поступающие в ходе паломничеств, оцениваемые между 30 и 40 млн. евро, поскольку собранные пожертвования в основном служат для покрытия прямых расходов по организации этих паломничеств. Церковный денье[9] является наиболее важным источником доходов (35,5% от общего размера). Его размер постоянно возрастает в течение последних 18 лет. Число католических семей, вносящих денье, оценивается в настоящее время в 1 380 000. Сравнение этой цифры с данными 15-летней давности, когда насчитывалось 1 800 000 жертвователей, некорректно, так как многие епархии учитывали число пожертвований, а не число жертвователей. Этот источник доходов возрастает быстрее, чем инфляция (20%-ное превышение прироста суммы денье над приростом инфляции сохраняется ежегодно с 1992 г.). Средний размер годового платежа, вносимого жертвователем, составляет 167 евро, при очень значительных различиях по епархиям: от 80 до 400 евро. Он очень различается в зависимости от религиозности населения, но не от размера прихода. По результатам социологических опросов 13% католических семей считают, что они платят церковный денье. Это составляет около 3 млн. семей и сильно превышает реальную цифру. Многие опрошенные дают положительный ответ на вопрос об уплате денье, хотя на самом деле они имеют в виду другие пожертвования: во время воскресной мессы или по случаю совершения таинств и обрядов. С учетом этого уточнения данные социологических опросов и финансовых отчетов согласуются друг с другом. По данным налоговых органов, учитывающих пожертвования при исчислении налога на доходы физических лиц, епархии получают 12% от общего числа пожертвований, декларированных налогоплательщиками. (Пожертвование денье сопровождается выдачей прихожанину квитанции, подтверждающей право на налоговый вычет). Пожертвования во время месс (les quêtes lors des messes dominicales) Средний размер пожертвования составляет около 2,50 евро в год на одного жителя епархии. Этот источник денежных средств с 1992 г. увеличивается из года в год так же существенно, как и церковный денье (ежегодный прирост на 20% опережает инфляцию), несмотря на уменьшение общего числа воскресных месс и их посещаемости. Он приносит 22,57% от общего размера денежных поступлений. В среднем этот источник доходов покрывает текущие расходы приходов (не считая выплат священнослужителям и наемным работникам). Следует отметить, что средний размер пожертвования существенно увеличился в 2002 году в связи с переходом от франка к евро. Пожертвования при совершении церковных таинств и обрядов (les offrandes de cérémonies, le casuel) Такие пожертвования делаются верующими по случаю крещений, венчания браков или отпеваний. Этот источник средств также существенно возрос, как и пожертвования во время месс. Будучи в сумме примерно вдвое меньше последних, он приносит в среднем 11,56% от общего размера епархиальных доходов. Но их размер по епархиям очень различен и не всегда пропорционален размеру пожертвований во время месс. Следует отметить, что не существует твердо установленных размеров пожертвований при совершении таинств и обрядов. Каждый прихожанин жертвует по мере своей щедрости и возможностей. Специалисты Конференции епископов Франции полагают, что эти пожертвования являются одним из важнейших косвенных ресурсов финансирования Католической церкви, поскольку они составляют существенную часть денежного довольствия, получаемого духовенством. Этот источник средств составляет в среднем долю в 8,92% среди 7 источников церковных ресурсов. Это единственный источник средств, не увеличивающийся с течением времени, что хорошо объяснимо, поскольку численность священников быстро уменьшается: 30 000 священников в 1990-м, менее 15 000 в 2010-м, а вскорости во Франции будет менее 10 000 священников. Число пожертвований при служении заказной мессы уменьшается, а рекомендуемый размер пожертвования увеличился. Этот источник средств очень сильно различается по размеру в разных епархиях. Он более значителен в епархиях, насчитывающих менее 750 000 жителей и в западных епархиях, и меньше в больших городских агломерациях. Обычно пожертвования при служении заказных месс составляют от 25 до 50% денежного содержания священника. Согласно данным социологического опроса, число семей, которые делают пожертвования Католической церкви в форме одного из четырех названных источников поступления её денежных средств, составляет примерно 3 млн. Только меньшая часть из них уплачивает церковный денье. В частности, прихожане, которые не имеют возможности воспользоваться налоговым вычетом в связи с уплатой документально оформляемого пожертвования, менее склонны платить денье. Но они подают на церковные нужды во время воскресных месс, при совершении таинств и обрядов, при служении заказных месс о членах семьи. Имущество и денежные средства, поступающее Католической церкви по завещаниям, составляет 12,3% от общего размера доходов и 14,8% от четырех вышеперечисленных основных источников доходов. Это больше, чем доходы от пожертвований при совершении таинств и обрядов и при заказных мессах. Это обычный и регулярный источник доходов для епархий, позволяющий, в частности, финансировать строительные и ремонтные работы, а также развивать пастырскую работу в епархиях. Этот источник доходов включает денежные средства и имущество, непосредственно поступившие по завещаниям, выручку от продажи недвижимости, переданной по завещанию, выплаты по страхованию жизни (если человек оформил страховку в пользу Католической церкви). В отличие от дарений, которые быстро поступают в собственность епархий, время между составлением завещания и получением наследства может иметь очень различную протяженность: менее 3 лет примерно в 25% случаев, между 3 и 6 годами также в 25% случаев, между 6 и 10 годами в третьей четверти случаев и в последних 25% случаев - свыше 10 лет. Первые исследования предпринятые, начиная с 2002 г. рабочей группой Конференции католических епископов «Завещания в пользу Церкви» позволяют предвидеть стабильный источник церковных доходов в размере около 60 млн. евро ежегодно, но эта оценка недостаточно точна. Этот источник денежных средств непостоянен и меняется из года в год в каждой епархии. Однако опыт пяти лет наблюдений показал, что одни епархии стабильно получают по завещаниям значительные средства (более 30% от полученного из 4 основных источников доходов), а другие – очень мало (менее 5%). Очень многое зависит от манеры, в которой епархия ведет необходимую работу с духовенством и мирянами. Так, разъяснительная работа, предпринимаемая на общенациональном и местном уровнях с 2008 г. дала прогрессирующие результаты. Для всех организаций, обращающихся к населению для сбора пожертвований, получение имущества по завещаниям есть источник доходов, имеющий наибольший потенциал роста – полагают Ж.-М. Куло и Ж.-Л. Постэ. Доходы от финансовых операций Доходы от финансовых операций приносят примерно 2% в год от объема денежных запасов и финансовых вложений епархий. Это усредненная оценка, основанная на осторожной политике управления финансами. Осторожная политика, однако, не является неэффективной. Епархиальные объединения, располагающие стабильными источниками денежных средств должны изыскивать варианты их рентабельного вложения. Если эта цель достигнута, доходы от капиталовложений приносят отдельным епархиальным объединениям до 5,24% от общего объема доходов. Епархии не ставят себе целью жить на денежную ренту, но капиталовложения денежных запасов являются вполне оправданными, чтобы обеспечить финансирование пастырской деятельности и обрести для неё дополнительный источник доходов. В католических епархиях Франции продолжает вестись серьёзное обсуждение этического аспекта церковного финансового инвестирования. Суммы доходов от капиталовложений очень различны в разные годы. В 2008 г., вследствие мирового экономического кризиса, Католическая церковь во Франции понесла убытки, компенсированные доходами, полученными в 2009 г. Эти доходы, как уже отмечалось, невелики и имеют вспомогательное значение. Они извлекаются при различных обстоятельствах, например, при сдаче в аренду имущества, полученного по завещанию, на срок, пока изыскивается возможность продать это имущество, при краткосрочной аренде церковных помещений, при сдаче в аренду недвижимости для финансирования конкретного вида деятельности. Размер этих доходов сильно отличается от епархии к епархии. В среднем, они составляют 3,82% общего объема доходов. В четырех епархиях их доля превышает 10%. РАСХОДЫ В противоположность доходам, расходы епархиальных объединений не подлежат обязательному декларированию. Экономическая служба Конференции епископов Франции располагает некоторыми статистическими сведениями, полученными в результате анкетных опросов, последний из которых был осуществлен по итогам 2009 г. и в котором приняли участие две трети епархий. Расходы епархиальных объединений имеют тенденцию увеличиваться по причине роста размера заработной платы, социальных отчислений и затрат на содержание недвижимого имущества. Денежное содержание духовенства (вместе с социальными отчислениями) составляет в среднем 25% епархиальных расходов. Это наиболее значительная статья расходов во всех епархиях, независимо от их размера. Заработная плата и социальные отчисления наемного персонала (мирян), задействованного в душепопечительной или административной работе, составляет 18,5% расходов. Священники и епископы (так! на одном уровне! – М.Ш.) получают содержание в размере между 875 и 1052 евро «чистыми» в месяц[10]. (в 2008 г. между 747 и 945 евро[11]). (Ещё раз обратим внимание читателей, что пожертвования, получаемые лично священником в связи со служением заказных месс, совершением таинств и обрядов учтены в этой сумме). Миряне, работающие по трудовым договорам, получают заработную плату в размере между SMIC[12] и 1500 евро «чистыми» (на полной ставке). Церковный денье и пожертвования при заказных мессах, которые предназначены для обеспечения этих расходов, не полностью покрывают их. Расходы на приобретение необходимого имущества, осуществление повседневной деятельности и текущее содержание имущества составляют примерно 29% бюджетов епархий, из которых 2/3 расходов приходится на нужды приходов и около трети на нужды епископской резиденции и централизованных служб епархии. Большие строительно-ремонтные работы и текущий ремонт составляют третью большую статью расходов, составляющую 17% от общего размера. Без учета доходов от дарений и завещаний итоговый бюджет епархий был бы слегка отрицательным. Этот источник вместе с доходами от капиталовложений позволяет епархиям уравновесить свой бюджет. Между епархиями имеются важные различия в связи с их сельским или городским характером, размером, местными традициями, численностью духовенства и т.д. Структура бюджета «среднего» епархиального объединения выглядит следующим образом.
С недавнего времени некоммерческие объединения во Франции, включая культовые объединения, обязаны публиковать свои финансовые отчеты в официальных изданиях для всеобщего сведения. Кроме того, епархиальные объединения предоставляют информацию о своих доходах и расходах при следующих обстоятельствах: для верующих во время кампаний по сбору церковного денье; для приходов они сообщаются в письменном виде, где ежегодно оглашаются вслух перед прихожанами после мессы; для обеспечения прозрачности финансовых отношений между епархиальным объединением и входящими в него приходами. Финансовые отчеты приходов интегрируются в финансовые отчеты епархиальных объединений; все епархиальные объединения (в лице епископов и епархиальных экономов) сообщают о своих финансах в Конференцию епископов Франции и получают информацию о финансах других епархий. Как правило, практикующие верующие относительно хорошо информированы о финансах своего прихода. Однако они меньше понимают финансовое положение своей епархии, поскольку прихожане мало знакомы с тем, как функционируют епархиальные структуры. Как показало социологическое исследование, проведенное в 2009 г., верующие, мало посещающие богослужения, имеют смутное представление о доходах и расходах епархии. Лишь меньшинство регулярно практикующих верующих (около 18%) испытывают недоверие к тому, как осуществляется управление церковными финансами. В то же время почти 20% нерегулярно практикующих католиков ответили, что они не жертвуют на церковные нужды по той причине, что к ним не обращались за пожертвованиями. Поскольку от 57% до 64% французов считают себя католиками, существует значительный невостребованный потенциал в лице верующих, готовых финансово поддерживать Католическую церковь – полагают авторы аналитического документа Конференции епископов Франции Ж.-П. Куло и Ж.-Л. Постэ. [1] Une analyse des comptes des diocèses de l’Eglise en France. Constats et tendances // La Documentation catholique, № 2473, 7 et 21 aout 2011. P. 741-755. [2] Мы переводим термин католического канонического права «diocese» как «епархия». Вариант перевода «диоцез», использованный в русском издании Кодекса канонического права (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007) нам представляется не вполне корректным - такого слова нет в русском языке, это просто «калька» с латинского. [3] Монашеские конгрегации во Франции являются особой разновидностью общественных объединений, а не культовыми объединениями. [4] Европейская Франция, в противоположность её «заморским территориям», в которых действует ещё 10 епархий. [5] Т.е. приписаны – см. Кодекс канонического права (1983 г.), канон 265. [6] Эти пожертвования, похожие на православный «тарелочный сбор» во время богослужения, отделяются в финансовой отчетности от пожертвований в церковные ящики (сходных с православным «кружечным сбором» - см. ниже) [7] Здесь: храмовый праздник, церковное празднование святого покровителя местности и сопровождающие его пожертвования. [8] Пожертвования в церковные кружки (tronc) учитываются отдельно от иных видов пожертвований на приходские нужды. [9] Denier de l’Eglise – термин, используемый в современном значении после принятия закона 1905 г. об отделении Церквей от государства и последовавшего прекращения их государственного финансирования. Обозначает денежную сумму, ежегодно вручаемую католиками-прихожанами своему кюре на церковные нужды. Это не «церковный налог», а целевое добровольное пожертвование, размер которого определяется самим жертвователем. [10] Guide 2011 de l’Eglise catholique en France. Paris, 2011. P. 269 [11] Guide 2008 de l’Eglise catholique en France. Paris, 2008. P. 260 [12] Salaire minimum interprofessionel de croissance - минимальный размер оплаты труда во французском трудовом законодательстве
Михаил Олегович Шахов
доктор философских наук, профессор
(специально для Славянского правового центра)
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |