Славянский правовой центр. Аналитика

«Развлечение» для прокуратуры. Сектант и сектоборец как диагнозы
27 Января 2016

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» запрет на въезд в Россию баптистскому пастору Шею Фаунтейну и возбуждение уголовного дела в отношении пятидесятника Дмитрия Савина.

После окончания атеистического советского периода кампании по борьбе с «сектантами» в России идут волнами. Последняя кампания была в начале 2000-х годов, когда высылали из страны иностранных миссионеров самых разных движений и церквей, в основном христианских (католиков и протестантов). Теперь все повторяется. В связи с этим полное единодушие главы ОВЦС митрополита Илариона и пятидесятника Сергея Ряховского в программе «Церковь и мир» (19 декабря 2015 года) на Российском информационном канале «Вести» в вопросе совместной борьбы с «сектантами» выглядит, конечно, некоторой издевкой. Как будто участники программы заранее знали, что кого-то обязательно выберут и назначат «сектантами».

Каждая «антисектантская» кампания поражает своей бессмысленностью, но еще больше поражает отсутствие общественной реакции на гонения в отношении верующих (милосердия в отношении саентологов и Свидетелей Иеговы трудно, конечно, ожидать, но вполне традиционные для России баптисты могли бы на это рассчитывать). Например, накануне Рождества (24 декабря) баптистского пастора Шей Билли Фаунтейна не пустили в Россию, хотя его семью пропустили. Очевидно, что пастору хотели сделать такой рождественский «подарок», но никто не откликнулся и в прессе сообщения появились только через месяц.

Уголовное дело в отношении пастора церкви «Новое поколение» Дмитрия Савина в Ставрополе вообще возрождает худшие советские традиции, но в искаженном виде. Дело в том, что в эпоху СССР пятидесятников и правда считали не вполне вменяемыми, но верующих судили в основном за антисоветскую деятельность, за религиозную пропаганду — но никогда за гипноз. Дмитрия Савина Следственный комитет собирается судить за то, что не прописано в законодательстве и доказать практически невозможно. Эмоции во время богослужения не только субъективны, но их трудно оценить с точки зрения психиатрии. Хотя на практике органы прокуратуры находят очень легкие определения и столь же легкомысленных психиатров, которые ставят диагноз.

Таким же образом нашли якобы нейролингвистическое программирование в проповедях пастора церкви «Новое поколение» Михаила Дарбиняна из Благовещенска в 2010 году. Тогда же пытались ликвидировать за призывание Святого Духа хабаровскую церковь «Благодать». Если решение о ликвидации церкви в Хабаровске было отменено Верховным судом РФ, то решение Благовещенского суда по церкви Дарбиняна остается в силе до сих пор. «За гипноз» еще в 2000 году пытались ликвидировать церковь «Слово жизни» в Магадане, но само обсуждение этого предмета в ходе судебного процесса предстало таким абсурдом, что суд встал на сторону церкви.

Все действия в отношении неправославных церквей можно сейчас рассматривать как подготовку новых слушаний в Госдуме по поводу принятия закона о противодействии «сектам» и о введении понятия «секта» в законодательство. Надеюсь, планы некоторых депутатов Госдумы и Мосгордумы относительно борьбы с «сектами» останутся на уровне громких заявлений. Если же поправки в закон «Об экстремизме» или закон «О свободе совести…» будут приняты, то ситуация выйдет из-под контроля. То, что было «развлечением» для прокуратуры, станет религиозной политикой.

источник: СОВА


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru