Славянский правовой центр. Аналитика

«Россия нуждается в духе Реформации». Интервью с первым заместителем председателя РС ЕХБ Евгением Бахмутским

- Евгений Юрьевич, в Союзе баптистов Вы является создателем и куратором молодежного движения, которое является залогом будущего развития церквей. Каковы, на ваш взгляд, особенности современного протестантского движения в России, перспективы его роста?

 - Протестантская идея имеет большие перспективы в российском обществе. Она связана и с модернизацией и со здоровым консерватизмом, с социально-ориентированной экономикой и с уважением прав отдельного человека. И она будет происходит через протестантских подвижников, которые воплощают свою веру в своей повседневной жизни: на работе, на учубе, в семье и т.д. По моему мнению, надо говорить о том, что есть подлинное протестантское мышление, у которого есть большое будущее в этой стране. На самом деле очень многие общественные деятели, которые формально называют себя, например православными верующими, обладают протестантским образом мыслей. И не только они. Многие известные люди, часто не вполне сознавая, утверждают многие протестанские евангельские ценности.

И я бы отказался от употребления слова «протестанты», потому что Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах. Евангелие не пронизывало и не пронизывает пока что наше общество и общественное сознание. Россия еще ждет этого часа , и, по моему мнению, нуждается в духе Реформации. Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии.

 - В таком случае, какие факторы могут сделать евангельское движение, мысль и мировоззрение значимой частью российской действительности, если большинство считает себя православным, а протестанты раздроблены на сотни самостоятельных течений и общин?

 - Во-первых, я полагаю, что протестантская идея воспринимается и будет восприниматься молодым поколением. Молодые люди, если и не полиглоты и космополиты, то, по крайней мере, уже ощущают себя гражданами мира, а не только своей страны. Молодежь стремится найти свой личный путь в жизни, да и во всем, а это созвучно протестантской идее. Это не советские люди, но и еще не совсем «новые», но ощущают они себя уже в новой России и в ней видят свое будущее.

Во-вторых, протестантское движение, которое позиционирует себя в качестве некоей одной единой протестантской церкви - надконфессионального евангельского движения - это утопическая, бесперспективная идея. Протестантский мир может быть представлен во всем своем многообразии, во множестве направлений, которые относятся друг к другу с взаимоуважением. Это мир партнерства и уважения. Если мы предстанем как единая протестантская церковь, то отречемся от свободы своей веры. Каждая церковь может выступать только от себя, признавая и уважая других, если надо -  даже защищая. Возможно провозглашая какие-то общие ценности в окружающем нас обществе, выступая с общими заялениями, но не теряя своей самобытности

В-третьих, век постмодернизма диктует свои условия – сейчас в обществе принято демонстрировать свою идентичность и уникальность, то, что тебя отличает от других. Поэтому и каждая деноминация может развиваться ярко и бурно. Сильные церкви, которые если нужно находятся в партнерских отношениях, но работают отдельно друг от друга, в сущности оказываются большой и влиятельной силой в обществе. Для этого совсем не нужно структурное единство и взаимослияние. Не все евангельские лидеры России хорошо понимают это

Самый наглядный пример – это развитие и рост протестантизма в Латинской Америке, где он развивался не за счет единого евангельского движения, а благодаря тому, что эффективно развивалась каждая деноминация. В целом же евангельское движение сравнительно быстро набрало общественный и социальный вес. Я думаю, что это чрезвычайно полезный опыт для нашей страны.

 - Идея единства вообще часто возникает в России, в особенности со стороны представителей власти, которым это, наверное, более выгодно, чем самим верующим.

 

- В наше время, единая структура скорее будет оказывать негативное влияние, чем позитивное. В истории трудно вспомнить положительные примеры такого объединения евангельских верующих. Это, к примеру, попытки лидера евангельских христиан Ивана Проханова создать Евангельский альянс, которая достигала совсем немного.  а также вмешательство советской власти в прекрасное и желаемое объединение многих протестантов  в рамках ВСЕХБ – Всесоюзного совета ЕХБ, где наряду с искренним движением верующих, было оказано и известное давление на определенные церкви Те, кто хотят такого единства, не понимают законов социологии – должно быть не единство организаций, а единство мыслей и концепций. Наиболее актуально для России – существование сильных евангельских союзов, которые развиваются независимо, и тем самым, достигая больших результатов и более широкого влияния.

 - Союз евангельских христиан-баптистов является знаковым для России объединением, которое на протяжении десятилетий являлось лицом российского протестантизма, единственной легальной общероссийской организацией евангельских верующих, которая существовала в Советском Союзе. Однако в 1990-е годы ситуация изменилась – Союз баптистов перестал быть своеобразным «монополистом», появился калейдоскоп самых разных ассоциаций, движений и миссий. Какими Вы видите задачи РСЕХБ сегодня?

 - Конечно же – наша самая главная задача – проповедовать Евангелие, помогать нашим ближним, прославлять Бога!.

Если же говорить, в плане орг.работы, то прежде всего, Союз ЕХБ работает на сегодняшний момент со всеми околобаптистскими и евангельскими объединениями. Мы готовы с ними сотрудничать (и такое имеет место) вплоть до возможности ассоциированного членства в Союзе. Таким образом, мы консолидируем евангельско-баптистский потенциал России. Многие евангельские христиане могут не называть себя баптистами, но часто по сути таковыми являются.

Помимо этого, мы стараемся выстраивать отношения на межрелигиозном и межконфессиональном уровнях, с Русской православной церковью и с органами власти. Это очень важно на фоне своеобразного возрождения национализма, ксенофобских акций, разжигания межрелигиозной розни и вражды.

Конечно, мы хотим, чтобы Союз ЕХБ был представлен в Общественной палате РФ, в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в Межрелигиозном совете России. Евангельским христианам-баптистам нужно больше участвовать в общественной жизни страны.

Один из недавних приоритетов нашей мииссионерской деятельности — это проповедь среди малочисленных народов России, народов Крайнего Севера.

 - А как Вы оцениваете идею межконфессионального общения в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) стран СНГ и Балтии?

 - ХМКК является хорошим началом для диалога конфессий, представитель Союза ЕХБ является сопредседателем этого комитета, и мы и дальше намерены участвовать в его работе. Ведущую роль в комитете играет Русская православная церковь, что вполне естественно и понятно  Но нам в России, необходимо начинать отходить от не вполне верной и объективной концепции мышления,  что в России есть только одна христианская церковь – это РПЦ, а все остальные как бы иностранцы, и для них есть только ХМКК. Давно пора развивать на разных уровнях идею о том, что существует большая церковь – Православная, и другие церкви – лютеране, евангельские христиане-баптисты, католики, пятидесятники. И это все вместе – российские христианские церкви. Если лютеранином является человек с немецкими корнями, то он все равно россиянин и российский гражданин. В современном обществе совсем необязательно, что эстонец – это лютеранин, а русский – православный, а если родился в Татарстане, то станешь мусульманином. Не надо национализировать веру.

Христианская мысль представлена в России – Русской православной церковью, католиками, протестантами, то есть россиянами, гражданами своей страны, которые молятся за нее.

 - Как у Вас складываются отношения с другими протестантскими конфессиями, с баптистами-инцииативниками, которые еще в советское время ушли из Союза ЕХБ и отказываются от регистрации в органах власти, есть ли сейчас разделение на баптистов и евангельских христиан?

 - Я являюсь верующим в четвертом поколении, мать была из евангельских христиан, а отец из баптистов. Сейчас эти различия уже стерлись. Мы одно единое евангельско-баптистское братство. Конечно с начало Перестройки в России возникло много различных и новых евангельских церковных объединений, которые вышли или развивались параллельно с РС ЕХБ. И мы ищем пути сближения и общения со многими из них В настоящее время существует Общественный совет ЕХБ во главе с Петром Саутовым, куда входит 16 околобаптистских объединений, существующих вне Союза ЕХБ.

С пятидесятниками у нас добрые, христианские отношения, хотя у нас есть известные доктринальные различия.

Что касается нерегистрированных баптистов – Международного Совета Церквей ЕХБ, то это, пожалуй, самая  организованная структура среди всех российских евангельских церквей Автономные церкви из СЦ ЕХБ больше тяготеют к нам, существует общение между общинами на местах, но официального диалога нет. Думаю, что объединение Союза и Совета Церквей вряд ли произойдет, на то существует много объективных причин. Но Господу все возможно.

 Кроме российских церквей, мы также поддерживает контакты с зарубежными объединениями – во-первых, это славянские церкви Европы и Америки, общины наших бывших соотечественников, церкви на пространстве бывшего СССР. С ними мы работаем в рамках Евро-Азиатской Федерации ЕХБ. Мы будем выводить эту работу на новый уровень – в том числе на фоне всеобщей секуляризации и отхода от евангельских ценностей во всем мире, Союз ЕХБ побуждает и развивает миссионерское служение в Европе. А во-вторых, с наши единоверцами из других стран, которые представляют национальные баптистские союза своих государств.

 - Проблема обращения молодых людей стоит переед всеми религиозными объединениями. Патриарх Кирилл не раз зааявлял о необходимости наладить миссию среди молодежи, чтобы прикаждом приходе были не только социальные работники и катехизаторы, но и те, кто целенапраавленно работают с подростками. Как Вам удается привлекать в церкви молодежь?

 - Я оптимистично смотрю на миссию среди современной молодежи. Особенно смотря на христианскую молодежь наших цервнй – эти молодые люди реально хотят работать в этой стране, они социально активны. Это не набор инфантильной молодежи с банкой пива в руках — это нормальные люди, которые любят свою земную родину. Мы верим в духовное возрождение, а не просто в необходимость каких-то лозунгов. Сердце невозможно изменить, надо, чтобы Бог его изменил. Евангельская вера требует смелости. Когда человек готов идти против течения, готов отличаться от других, в том числе быть христианином, и не обязательно  православным, не курить и не пить, как многие его друзья, не воровать на работе, это значит он уже готов быть активным членом общества и заявлять свою позицию.

Церкви создают действенную площадку для раскрытия потенциала верующего, для самоорганизации. Мы почти преодолели совветское прошлое с его рабской психологией, которая твердила, что цеерковь мало, что может, а молодежь не сспособна на что-то серьезное. В молодых людях надо видеть личности, а совсем не массу, которую надо просто куда-то бросить или направить.

 - Каков масштаб ммолодежной работы в Союзе ЕХБ и с чего она начиналась?

 - В церквях ЕХБ на высоком профессиональном уровне работает около тысячи молодежных слуужителей. Мы стали целенаправленно создавать молодежное служение с конца прошлого столетия. Проводили обучение на местах, школы молодых лидеров и даже всероссийские конференции для молодежных служителей, на которые съезжается регулярно более 700 чел со всей России. И это были не только молодые люди, но и те, кто открыты для общения с молодежью. Самое главное для нас было предложить библейское мировоззрение созидания церкви и общества, но ни в коем случае не противопоставлять молодежь старому поколению или своей стране. Нам удалось создать такое молодежное движение, которого нет ни в одном евангельском союзе. К нам за советом обращались и многие православные священнослужители, и другие христианские конфессии.

 - Как же Вам это удалось, если многие старшие пресвитеры и пасторы, скорее всего, с подозрением отнеслись к молодым лидерам?

 - Мы сначала приходили к руководителям церкви и обсуждали перспективы молодежной работы, доказывали ее важность. Я сам шел к старшим пресвитерам, епископам, но мы никогда не действовали через голову пасторов. В результате молодых лидеров перестали воспринимать в качестве конкурентов и мы совершили прорыв. Сейчас молодежное служение охватывает 25 тысяч молодых людей, и это движение продолжает развиваться.

Наша молодежь готовится к Олимпийским играм в Сочи, к универсиаде в Казани, чтобы в качестве волонтеров помогать проведению этих больших мероприятий. Молодые баптисты из России и из славянских церквей Америки и Канады, как волонтеры, участвовали в проведении Олимпийских игр в Ванкувере, пытались улучшить атмосферу вокруг Русского Дома.

Нашей целью никогда не были какие-либо яркие пиар-акции, хотя они и присутствовали, например известный велопробег через всю Европу и Россию или молитвенное восхождение на Эльбрус. В основе нашего служения лежит мечта о Духовном Пробуждении России, воспитание библейских лидеров и наставничество молодежи, четкое стратегически спланированное служение, а не просто набор мероприятий. Поощрение миссионерского духа, востребованности людей, являющихся мисссионерами. Наконец, это созидание единого пространства служения, так чтобы люди с одного конца страны до другого видели и ощущали себя как члены, и реально ими были, одной большой командой. Это тихая незаметная работа по принципу «Думай глобально, действуй локально». У нас нет желания произвести впечатление на людей, мы хотим воспитать лидеров. Это не просто околоцерковное, а именно церковное служение, молодежное служение в и через поместную церковь

 - Сколько церквей и верующих состоит по Вашим оценкам в Союзе ЕХБ?

 - В нашем Союзе более 56 региональных объединений, 2 тысяч церквей и групп, около 80 тысяч официальных членов, то есть в целом это означает, что Союз объединяет сообщество в примерно 200 тысяч человек, включая детей, семьи, тех, кто готовится к крещению и т.д. В церквях большое количество молодых прихожан. Баптистские семьи – обычно многодетные, то есть трое детей в семье – это нормальное явление. В Союзе баптистов развита внутренняя диакония — забота о пожилых, стариках, ммногодетных семьях. Это колоссальная работа, тысячи людей, охваченных заботой и попечением.

 - Получается, что Союз баптистов - это огромная сила. Насколько велика социальная роль евангельско-баптистского движения сейчас, какие социальные проекты осуществляются сейчас Союзом на благо общества?

 - Мы работаем с заключенными, с нарко и алкозависимыми на федеральном и региональном уровнях в сотрудничестве с органами власти. Реабилитационные центры для наркозависимых есть почти в каждой области, таких центров — около 200 по всей стране. В одном Красноярском крае у нас 20 ребцентров. Большая работа ведется в детских домах, в баптистских церквях набирает обороты практика усыновления детей из детских домов. При поместных церквях действуют десятки общественных организаций, которые занимаются просвещением и благотворительной деятельностью. Это и бесплатные обеды, и программы против наркотиков и СПИДа. В Томске, к примеру, при церкви организовано бесплатное медицинское обслуживание, врачей, которые являются верующими. Практически все церкви участвуют в подобной социальной работе, несмотря на существующие препятствия.

 - При активном участии РПЦ обсуждается проблема поддержки государством социально ориентированных организаций. Учитывая те проблемы, которые испытывают общины с социальным служением, нужна ли Вам поддержка власти?

 - Мы не ищем какой-либо финансовой помощи от государства. Нам нужна скорее правовая поддержка, которая помогла бы воплощению наших социальных инициатив. Надо просто создавать площадки для социальной работы, а не деньги давать.

 - Как складываются отношения с властями, и как преодолеть те стереотипы и даже враждебность, которые иногда мешают церковной работе и приводят к дискриминации церквей?

 - У Союза Евангельских христиан-баптистов вполне конструктивные отношения с властями, но все зависит от региона. В каких-то областях отношения скорее непонятные и неадекватные, так как там порой сами чиновники занимают странную позицию. Там, где отношение представителей власти подозрительное, там церковная работа становится более незаметной, но от этого нее менее действенной.

Однако если ты просто общаешься с чиновниками, то это еще не является продвижением протестантизма. Главное — четко провозглашать евангельские ценности, и чтобы позиция протестантов присутствовала в обществе. Россия является пока что атеистической страной, поэтому необходимо донести Евангелие до россиян. Только тогда возникнет почва для евангельского возрождения. Чем больше будет настоящих христиан в стране, тем лучше в ней будет жить всем. В этом у меня сомнений нет никаких. Идеология же, согласно которой надо проявлять лояльность власти и получать за это деньги и влияние, бесперспективна. Мы ценим и молимся за нашу власть, и являемся законопослушными гражданами. И надеемся, что старые советские неверные стереотипы в отношении церкви останутся окончательно в прошлом. Особенно такая ошибочная логика, что для того, чтобы Церковь оказалась полезной государству, нужно ее подчинить власти. В реальности же Церковь приносит славу Богу и оказывает максимальную пользу в обществе, когда она независима и не подчинена светской власти. Как и учил Господь Иисус – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

 - Как Вы оцениваете ситуацию с соблюдением свободы совести в России и с воспитанием культуры терпимого отношения к инаковерующим? 

– Националистические акции, беспорядки на Манежной площади декабря 2010 года, показывают, что наше общество еще не достигло необходимого уровня взаимотерпимости. Это вызов для всех Церквей России, в том числе для православных, которые проигрывают борьбу с нетерпимостью. Сегодняшнее Российское общество далеко не такое толерантное, и ценности свободы совести в нем еще не укоренены. У нас все еще до сих пор, среди многих чиновников, можно встретить странное отношение к неправославным священнослужителям, их вовсе и не считают за церковных служителей. Для многих россиян понятие патриотизма все еще граничит с национализмом и насилием., и поэтому нуждаетс в дальнейшем развитии, и особенно в религиозной сфере. Я надеюсь, что мои дети будут жить в гражданском обществе, и их будут ценить за то, что они внесли свой вклад в его процветание, а не за то, какая у них церковная или религиозная принадлежность.

Беседовал Роман Лункин.


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru