Славянский правовой центр. Аналитика

Что думают католические священники в России о гражданских браках, разводах, гомосексуалах и других острых для христиан темах, рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский. Именно эти темы будут обсуждаться на предстоящем в октябре Синоде в Ватикане.

В октябре в Ватикане пройдет внеочередной Синод, главной темой которого станет семья. В ноябре прошлого года Святой Престол направил во все свои приходы список из 39 вопросов, чтобы выяснить мнение священников и прихожан по этой теме. Так католическая церковь пытается реагировать на перемены, которые происходят в мире. Правда, это вовсе не значит, что будет меняться сама католическая доктрина. Ватикан интересовала информация о разводах и гражданских браках прихожан, о гомосексуальных союзах и воспитании детей в таких семьях, о неполных семьях и религиозном воспитании детей. На днях в Святой Престол были отправлены ответы российских католиков на вопросы, поставленные Ватиканом. Какие проблемы их больше всего волнуют, «Газете.Ru» рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский.

— Зачем нужен подобный вопросник?

— В октябре в Риме пройдет чрезвычайный Синод, посвященный проблемам пастырства семей. Специально к этому Синоду поместным церквам был выслан вопросник. Его цель — собрать информацию о пастырских проблемах, которые касаются вопросов семьи. Причем ответы на эти вопросы не являются отчетом о ситуации в семьях в Католической Церкви в России. Это скорее определенные размышления относительно некоторых конкретных проблем, связанных с пастырством семей.

— Как проходил сбор сведений?

— В России эту информацию собирали местные епископы в каждой из четырех католических епархий. Каждый епископ сам решал, каким образом отвечать на вопросник. Например, в некоторых епархиях есть центры семьи, которым епископ мог поручить данную работу. Где-то священники беседовали с прихожанами. Потом эту информацию передали нам, мы ее обобщили и выслали в Святой Престол.

— И каковы же ответы на вопросы, заданные Ватиканом?

— Прежде всего, наши ответы касаются специфики семейных проблем в России и специфики католической общины. В России она довольно малочисленна. Одной из ее особенностей является большое количество смешанных семей. В этом специфика нашего пастырства. С другой стороны, мы должны были учитывать и общероссийские реалии. Все-таки католики в большинстве случаев принимают традиционное учение церкви о семье, а также о нормах сексуальной морали, и стараются жить в соответствии с этими нормами. Но, с другой стороны, католики тоже часть российского общества. И, естественно, все проблемы российского общества присущи и нам.

Если говорить конкретно, то среди наших католиков существует достаточно традиционное воззрение на семью. Я имею ввиду союз гетеросексуальный и моногамный. Есть проблемы, связанные с единственностью и нерасторжимостью брака. И это уже российская специфика.

Дело в том, что учение Католической Церкви в этой области гораздо более строгое, чем учение Православной Церкви. У нас нет так называемого снятия благословения с брака. Аннулирование брака, заключенного в церкви, происходит у католиков гораздо сложнее, чем в православной церкви. Например, супружеская измена у нас не является основанием для аннулирования брака. Как я уже сказал, у нас большинство браков смешанные, то есть в семье лишь один из супругов — католик. Перед заключением таких браков нужно убедиться в том, что некатолическая сторона, действительно, осознает, что брак – это союз одного мужчины и одной женщины, существенными свойствами которого является единство и нерасторжимость. Мы не допускаем разводов.

При подготовке к браку мы задаем вопрос: допускаете ли вы развод, если возникнут проблемы в супружеской жизни? Если человек готов его допустить, мы не можем благословить такой брак.

Так вот, несмотря на то, что в России присутствует достаточно традиционное понимание брака, это не означает, что у наших семей нет проблем. Они такие же, как и у большей части российского общества. Прежде всего, это огромное количество разводов. Наша страна лидирует по количеству абортов. Так же как лидирует и в социальном сиротстве. У нас огромные проблемы, связанные с алкоголизмом, насилием и другими патологиями в семьях. Одна из самых главных проблем – это, конечно, неполные семьи.

— Там ведь были и довольно нестандартные вопросы для Церкви, к примеру, касающиеся гомосексуалов.

— Как я уже упомянул, в российском обществе преобладает традиционное понимание брака. Что касается партнерских союзов или жизни гомосексуальных пар, то эта проблема в России не стоит так остро, как в других странах. Конкретно в пастырстве у нас это проявляется путем индивидуальных духовных бесед с людьми, которые имеют отношение к этой проблематике. Ни в российском обществе, ни в католической общине России нет острой проблемы, связанной с гомосексуальными союзами. В частности, никто не пытается уравнять эти союзы с браками. Российское общество в подавляющем большинстве этого не приемлет. Поэтому для нас эта проблема в данный момент не актуальна. Как и не актуальна проблема, связанная с воспитанием детей подобными союзами. Если такие случаи где-то есть, то эту проблему нужно решать путем индивидуальных бесед. Мне кажется, они для церкви маргинальны, причем не только для католической.

%Католическая церковь четко отделяет ориентацию от ее реализации. Гомосексуализм как практика и гомосексуальность как ориентация — это разные вещи. Грехом являются реальные или мысленные действия, то есть, практики.

Каждый человек без исключения независимо от его сексуальной ориентации призван обуздывать свою похоть. Брак – это исключительно гетеросексуальный союз, союз одного мужчины и одной женщины. И сегодня гораздо больше проблем именно с браками в традиционном понимании этого слова. Поскольку как бы ни пропагандировали гомосексуализм, все равно в соответствии с природой подавляющее большинство людей имеют гетеросексуальную ориентацию. И именно здесь церковь должна проводить активное пастырство.

— Какие еще проблемы семей вы указали в своих ответах?

— К примеру, заключение брака на время. Такая позиция нередко встречается и среди верующих католиков. В смешанных же семьях это встречается очень часто. Нам приходится сталкиваться с тем, что некатолическая сторона легкомысленно относится к браку, а мы не можем благословлять подобный брак. Еще одна проблема — это супружеские измены или никак не урегулированные союзы между людьми, так называемые, гражданские браки. Здесь необходимо употреблять слово «сожительство», а не «гражданский брак». Поскольку в культурах других стран гражданский брак — это брак, который заключен в гражданских органах власти, но не заключен в церкви. Так вот, проблема «гражданских браков» стоит перед российским обществом очень остро. Хотя наших прихожан она, в основном, не касается, потому что мы просвещаем, что союз должен быть урегулирован между Богом и совестью.

— Если к вам приходит пара, которая живет в гражданском браке, что вы говорите?

— Такая пара живет в постоянном грехе против заповеди «Не прелюбодействуй». И пока не будет снята причина этого греха, люди не могут приступать к причастию в католической церкви. Поэтому мы предлагаем урегулировать эту брачную проблему. А именно, смотрим, что мешает заключить данный брак с точки зрения церковного права. Если препятствий нет, то мы предлагаем сделать это незамедлительно. Хотя в определенных ситуациях мы можем признать законным, с точки зрения церкви, брак, который заключен только в загсе, даже если он не венчан в церкви. Это процедура так называемого освобождения брака от канонической формы.

— В каких это случаях?

— Например, если одна из сторон не является католиком или даже является некрещеной. При этом брак заключен в загсе и некатолическая сторона принимает, что брак – это единственный и нерасторжимый союз. В таком случае священник может обратиться к епископу с просьбой об освобождении брака от канонической формы в церкви. Кроме того, мы признаем брак, который заключен между некрещеными людьми в гражданских органах власти. Ведь брак – это не установление церкви, а установление естественного закона. У христиан брак должен быть заключен с соблюдением канонической формы. Но это требование церкви, от которого она может освободить. Но она не может освободить от требований естественного закона, то есть поменять природу брака как такового. Поэтому у нас и ведется индивидуальное пастырство людей, в каждом конкретном случае мы говорим об этом отдельно. Священнослужители проходили специальный курс канонического права, чтобы уметь эти проблемы решать.

Что касается столь муссируемой темы с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации, то они призваны в жизни к целомудрию. Хотя целомудрие – это призвание каждого христианина. Оно по-разному реализуется. Церковь никого не отвергает. Церковь называет зло злом, грех — грехом. Но она не отвергает человека, который приходит и ищет Божьего милосердия, ищет решения своих проблем. Поэтому церковь призывает относиться с сочувствием, с состраданием, в частности, к лицам гомосексуальной ориентации. Они не могут никоим образом быть дискриминируемыми в обществе. Но при этом церковь категорически осуждает сами практики. И не может заменить понятие брака понятием любого союза.

— Брак, прежде всего, семья, отношения в которой должны быть основаны на любви. Разве нет?

— Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Современная культура опошлила само понятие любви. Любовь для современного человека отождествляется только лишь с эмоциями, а они могут меняться. Поэтому так много случаев так называемой несчастной любви — любовь женщины к женатому мужчине, мужчины к замужней женщине. Эмоциональная привязанность – это еще не любовь. Эмоции – это важная часть отношений между людьми. Но не все эмоции должны приводить к браку. Любой здравомыслящий человек согласится, что союз мужчины и женщины, который призван для воспроизведения рода человеческого — это не то же самое, что другие союзы между людьми. Когда во Франции был принят знаменитый закон «Брак для всех», многие представители ЛГБТ-движения выступили против него, поскольку понимали, что нельзя уравнять брак с другими союзами. Это не одно и тоже. И это не означает дискриминации тех или иных людей.

— Соберут ответы со всех приходов, проанализируют, обсудят на Синоде. А что будет дальше? Появятся какие-то рекомендации, как вести себя, когда человек приходит с той или иной проблемой?

— Этот вопросник составлялся, чтобы лучше понять актуальные проблемы пастырства семей в различных странах в современных условиях. Суть вопросника – пастырские воззвания по семьям в контексте евангелизации. Понять, какие проблемы существуют в семьях. Но это вовсе не означает, что церковь будет менять свою доктрину. Мы должны понимать проблемы, которые стоят перед современным обществом. И как раз ответы на вопросник помогут это сделать и будут способствовать более глубокой евангелизации.

Современный человек многих вещей не осознает. Насаждаются многочисленные стереотипы. Поэтому мы должны лучше знать ситуацию, чтобы иметь возможность эффективнее проповедовать Евангелие. Но естественно, это не означает изменить вероучение. Мы не можем изменить природу брака.

— Мне казалось, что это будет некоторый пересмотр «ответов» церкви на самые насущные проблемы. К примеру, как реагировать священникам, когда к ним приходит пара и говорит, что хочет развестись.

— Нет, этого не будет. Если говорить о разводах, то одна из самых больших проблем - это вступление во второй брак, когда первый был совершен по церковному обряду. Церковь не может благословить второй союз, поэтому люди не могут приступить к причастию. Это огромная пастырская проблема и, думаю, что ей будет посвящено отдельное внимание, в том числе, и на Синоде.

— И все же хотелось бы получить ответ, что конкретно будет после Синода? Как результаты этого опроса будут реализовываться на практике?

— Синод создаст некий инструмент, благодаря которому епископы будут вести пастырство семей. Я лично, например, вижу одну фундаментальную проблему, а именно, проблему понятийного характера. Что мы имеем в виду, когда произносим слово «семья», и произносим слово «брак»? Светская культура иначе понимает брак, чем церковь. Ведь традиционное церковное понимание брака предполагает супружескую жизнь между мужем и женой. Гражданское право, можно сказать, пытается свести брак к неким хозяйственным отношениям между двумя… И тут начинаются проблемы. Между кем? Между мужчиной и женщиной или между двумя персонами? Поэтому некоторые страны отделяют гражданские союзы, которые могут быть гомосексуальными, от гетеросексуального брака. Но самое главное, что церковное понимание брака исходит из естественного закона. А понимание светского государства исходит очень часто из так называемой конвенции. И эта конвенциональная модель переносится на все, в том числе, и на моральные нормы.

— Но есть же закон о гей-пропаганде. Он никак не влияет на ваших прихожан-гомосексуалов?

— Для нас это не проблема. Все-таки цель опросника в том, чтобы изучить ситуацию в целом для лучшего пастырства семей, в том числе для помощи в решении различных семейных патологий. Для России это, прежде всего, разводы, неполные семьи, алкоголизм, аборты, социальное сиротство, насилие в семьях.

— Просто Церковь же должна понимать, что мир меняется, а она нет. Разве не так?

— Сама Церковь меняется, но это не означает, что она при этом меняет свое вероучение. Церковь всего лишь, интерпретируя, углубляет понимание Божественного Откровения. Мы можем предложить некоторые способы решения той или иной проблемы. В любом случае каждый человек должен почувствовать, что он церкви нужен, небезразличен и что она принимает его. В том числе это должны чувствовать люди, которые не призваны к жизни в браке, например, люди с устойчивой гомосексуальной ориентацией. Церковь таких людей не отвергает, они тоже призваны к святости. К святости все призваны. Только идут ли – вот вопрос.

источник: Газета.ру


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru