Славянский правовой центр. Журнал "Религия и право"

Образовательные учреждения разного типа и Церковь все чаще проводят различные совместные мероприятия, которые дают надежду на спасение не одной заблудшей молодой души и воспитание    совестливой и отзывчивой молодежи.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на Епархиальном собрании Москвы в декабре 2004 года, в частности, подчеркивал, что «мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма, апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая при этом деньги, нежели противостоять пороку, связанному с материальным ущербом. Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, имеющее зыбкие духовно-нравственные убеждения».
В образовательных учреждениях современной России пока недостаточно реализуются воспитательные мероприятия, направленные на развитие духовности, добролюбия, милосердия, толерантности, патриотизма и любви к Отечеству. Педагоги отдают приоритет теоретическим и практическим знаниям, при этом духовное и нравственное воспитание отодвигают на второй план. Встает вопрос: как изменить создавшееся положение, как заполнить детские души добром, милосердием, желанием возлюбить ближнего, окружающих, преградив путь возрастающей злости, ненависти, зависти, лицемерию и обману?
В современных условиях любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни индивида, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании, в ценностях людей. Развитие человека и общества без формирования духовно — нравственной сферы в этих условиях приводит к тому, что человек не развивается как активный творческий субъект деятельности, способный преодолеть противоречия личностного роста и выйти на новый уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов. Он превращается лишь в пользователя социальных возможностей, в придаток технологических систем.
Проблема нравственного развития личности, являясь актуальной для общества в целом, особо значима для образовательной практики. Этой теме посвящали свои исследования такие ученые, как  Анисимов С.Ф., Квятковский Е.В., Коваль Н.А., Мальцева В.М., Зеньковский В.В. и другие. При этом, на наш взгляд, одной из важнейших проблем является успешная социальная адаптация девочек, развитие их духовности, осознание ими специфической роли женщины в обществе и в семье, с учетом их пола.
По мнению выдающихся мыслителей прошлого, «в воспитании женщины заключается воспитание человечества». Разочарованность воспитанниц в статусе женщины — результат одинакового подхода к воспитанию девочек и мальчиков. Оценить себя ученица сможет лишь в зеркале социальных норм и ценностей в рамках конкретной системы образования, например, на образцах христианской культуры.
На Всекузбасском съезде педагогов, проходившем в Кемерово в 2002 году, была предложена стратегическая программа по реализации Концепции модернизации российского образования, ведущее направление которой это усиление социальной направленности образования, приоритет христианских ценностей. С каждым годом в России увеличивается количество женских гимназий, их уже более тридцати. В 2001 году по инициативе губернатора Кемеровской области Амана Тулеева организована Губернаторская женская гимназия-интернат в селе Елыкаево Кемеровского района и филиалы в городах области для девочек-сирот, опекаемых и воспитывающихся в многодетных и малообеспеченных семьях — в городах Междуреченске, Прокопьевске, Ленинске — Кузнецком, Новокузнецке. Губернаторская женская гимназия-интернат, филиалы которой представляют комплекс непрерывного образования: с 1 класса по 9 класс, затем воспитанницы 10-11 классов обучаются в головной гимназии и далее получают профессиональное образование в образовательных учреждениях Кемеровской области.
В городе Новокузнецке также организована Женская гимназия-интернат. Это образовательное учреждение для девочек, имеющих разный уровень социального и индивидуального развития. В основу создания концепции развития и становления женской гимназии —учреждения инновационного типа художественно-эстетической направленности положен, прежде всего, сложившийся опыт реформирования образования в Кузбассе и других регионах России.
Гимназия ориентируется на воспитание у гимназисток прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, предусматривает их поликультурное воспитание с учетом национальных и исторических особенностей Кузбасского региона, а также с приоритетом христианских ценностей.
В гимназии сохраняются, с одной стороны, традиции классического воспитания, а с другой, воспитание направлено на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности. Основным показателем результатов деятельности женской гимназии, наравне с «успеваемостью», является уровень нравственной активности и социальной зрелости, проявляемой гимназистками в жизни и в будущей профессиональной деятельности; характер и особенности  умственного развития, развития индивидуальных способностей и познавательных возможностей. Большое значение для дальнейшего функционирования гимназии является прогноз развития в Кемеровской области количества неблагополучных семей и необходимость защиты детей, которые нуждаются в государственной поддержке, создания этим детям равных условий в их социализации.
Теоретико — методологической основой концепции являются:
— теория Л.С. Выготского, согласно которой источники развития ребенка лежат в исторически развивающейся культуре, где фиксируются определенные нормы (продукты материальной и духовной деятельности), а обучение рассматривается как форма сотрудничества ребенка со взрослым, как изначально социальный процесс;
— теория А.Н. Леонтьева, в которой задача эстетической деятельности не сводится к вовлечению в мир эмоций, их передаче, а в открытии жизни (личностного смысла), учебная деятельность обеспечивает развитие личности, то есть самостоятельность мышления, желания учиться;
— теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, которая помогает учителю-практику управлять процессом познания;
— психолого-педагогические концепции развития системы непрерывного образования (Л.П. Буева, А.П. Владиславлев, В.А. Горохов, А.В. Даринский, Н.Э. Касаткина и др.);
— педагогическая теория целостного подхода к формированию и развитию личности (В.С. Ильин, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.);
— исследования, связанные с системным подходом, общими вопросами системной методологии (И.В. Блауберг, Г.Е. Глезерман, М.С. Каган, В.И. Садовский, А.И. Уемов, Г.Э. Юдин и др.);
— исследования и концепции в области эстетического воспитания (М.М. Бахтин, М.С. Каган, О.В. Лармина, Н.И. Киященко, Е.В. Квятковский, Д.Б. Кабалевский, В.М. Неменгский и др.);
— теория гендерного воспитания и обучения, обоснованная в исследованиях В. Д. Еремеевой, Н.В. Ерофеевой, О.И. Крушельницкой, И.С. Кона, H.Н. Куинджи, Л.И. Столярчук, А.Н. Третьяковой, T. П. Хризман и других авторов;
— теория гендерного подхода к обучению школьников (философы М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.В. Залкинда, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, которые раскрывают сущность противопоставления психологических качеств мужчины и женщины;
— теория социологии Н.А. Винокурова, О.А. Воронина, С.А. Ушакин, Е.Р. Ярская -Смирнова и др., которые разграничивают биологическое и социальное в толковании ролевых отношений мужчины и женщины, уточняют сущность понятий «гендер» и «пол»).
Практической реализацией концепции является программа «Формирование христианских ценностей воспитанниц женской гимназии — интерната посредством гендерного подхода». Цель которой — определение оптимальных социально-психологических условий для духовно — нравственного становления и социокультурной адаптации воспитанниц из неблагополучных семей на основе христианских ценностей. Одна из важнейших задач — выявить факторы успешного духовно — нравственного развития и социокультурной адаптации воспитанниц.
Основные принципы организации педагогического процесса в женской гимназии: принцип гуманизма — высшей ценностью в гимназии является Человек, уважение личности гимназистки, педагога, родителей, построение взаимоотношений на основе общечеловеческих, христианских ценностей, гуманных норм общежития и правил культурного поведения; принцип гуманитаризации — включение в учебный план предметов гуманитарного цикла — риторики, основ народной и духовной культуры, страноведения, краеведения.
В условиях раздельного обучения автор видит возможность индивидуализировать процесс обучения, создать условия для позитивного духовно — нравственного развития девочек, в целесообразности проведения эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек. Учет полоролевых особенностей личности влияет на духовно — нравственное становление личности, самореализацию и активную включенность в социум.
Данной проблеме различения полов, неравноправия ролей и статусов мальчиков и девочек в социальной жизни посвящены исследования Н.А.Литвинцевой, Л.В.Ударинцевой, О.В.Ходаковской, С.И.Кудинова. Ученые выявили особенности присвоения социальный норм детьми в зависимости от пола. Современная социальная наука различает понятия «пол» и «гендер» (gender). Традиционно первое из них используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей, на основе которых идет разделение людей на мужчин и женщин. Понятие «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном итоге, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные гендерные роли.
Согласно исследованиям И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, Т.И. Юферевой, у подростков, воспитывающихся вне семьи, представление о семье и браке, о роли мужчины и женщины в обществе имеют неясный и размытый характер, что повышает риск социальной и психологической дезадаптации. Это доказывает необходимость формирования адекватных представлений о гендерных ролях. Большое значение приобретает социализация девочек, осознание ими специфической роли женщины в обществе и семье.
Педагоги гимназии, занимающиеся этой проблемой, выявили необходимость подбора и содержания форм и методов обучения в соответствии с поло — ролевыми особенностями воспитанниц. Многочисленные исследования подтверждают, что мир чувств девочек сложен, им нужна непосредственная помощь, доброта, любовь, нежность, внимание, забота взрослых, милосердие, благодеяние. Все это препятствует зарождению озлобленности, зависти, тревожности, безразличию, беспомощности и способствовать созданию комфортных условий для их будущего женского нравственного становления и самореализации.
Непосредственно духовно-нравственное воспитание в гимназии-интернате осуществляется, в первую очередь, через занятия по православной культуре. Тематика творческих проектов обучающихся следующая: «Святые защитники Отечества», «Колокольные звоны храмов», «Православие в СМИ», «Православные традиции» и другие (8-9 классы); занятия в студии духовно-эстетического воспитания «Родник» с девочками начального звена в Доме детского творчества, являются подготовительной ступенью для их дальнейшего нравственного становления в обществе; проведение православных праздников, в ходе которых воспитанницы гимназии узнают о том, что во все времена Церковь призывала своих чад любить земное Отечество и не щадить жизни, если ему угрожала опасность.
На праздниках, посвященных защитникам Отечества, гимназистки узнают о почитаемых святых Православной Церковью, которые прославились любовью и преданностью к своему Отечеству (князь Михаил Тверской, князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское войско во главе со святым благоверным князем Дмитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями, церковный деятель XIX века святитель Московский Филарет и многие другие).
С большим интересом обучающиеся гимназии посещают храмы города и узнают много нового о религиозных обрядах: крещении, венчании, причастии, исповеди и других. Формированию христианских ценностей у воспитанниц женской гимназии — интерната на основе гендерного подхода способствует факультатив по народной и православной культуре. Программа обучения включает изучение следующих вопросов по определению духовности личности:
Тема 1. Духовность в системе наук о человеке
Две тенденции понимания духовности в истории научной мысли: религиозная и светская. Духовность как личностный способ отражения и освоения действительности.
Современные подходы к изучению духовности: потребностно-информационный, аксиологический (ценностный), деятельностный. Понимание духовности как определенного способа существования индивида, как ориентации на решение смысложизненных проблем, целенаправленности, важнейшего способа самореализации.

Тема 2. Духовность как целостное психическое явление
Понятия «дух», «душа», «духовный». Сущность духовности — приобщение человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Понятие общечеловеческих ценностей, их классификация. «Духовность личности» как целостный психологический инвариант.

Тема 3. Структура духовности личности
Духовность как поиск истины, добра и красоты. Познавательный, нравственный, эстетический компоненты духовности. Уровни духовности как взаимодействие компонентов ее структуры: агармоничный, дисгармоничный, гармоничный уровни.

Тема 4. Духовность как личностное психическое явление.
Основные понятия в науке, связанные с описанием внутреннего мира человека: жизнетворчество; жизненная траектория; жизненный потенциал; жизненная стратегия; жизненные силы; жизненная самореализация и др.
Механизмы духовности как личностного психического явления девочки — гимназистки: чувственная экспрессия, волеизъявление, коммуникация, рефлексия и самореализация.

Тема 5. Духовное пространство личности
Духовность как социальное психическое явление.
Основные свойства духовного пространства воспитанниц гимназии: духовное взаимодействие, духовная продуктивность, духовный резонанс, индивидуальность личности, духовное единство, потребности в самореализации.

Тема 6. Самореализация как основной механизм становления духовности воспитанниц гимназии.
Понятие самореализации. Самореализация в структуре духовности.
Основные направления самореализации: «бытие в себе», «бытие в другом», «бытие вне себя».

Тема 7. Основные этапы духовного становления и развития личности
Понятия «становление» и «развитие». Психология времени (прошлое, настоящее, будущее) и его функции в становлении и развитии духовности личности. Возрастные основы развития духовности. Духовные знания и духовные понятия как основа духовного роста воспитанниц гимназии.
Перспективные (потенциальные), узнаваемые (пассивные духовные понятия) и реализуемые духовные понятия: их динамика на каждом возрастном этапе гимназисток.

Тема 8. Типология духовности личности
Критерии для определения типологии духовности личности: уровень духовной зрелости, психологические факторы, оказывающие воздействие на развитие духовности, полнота самореализации. Общая характеристика типов духовности: тип, созидающий ценности; тип, постигающий ценности; индифферентный тип.

Тема 9. Влияние среды на духовность личности
Роль гимназии, семьи в духовном становлении личности. Гуманитарная среда образовательного учреждения как фактор развития духовности личности. Социокультурный контекст и его влияние на духовность личности и общества.

В ходе этих занятий у воспитанниц расширяется кругозор о том, у учащихся создается впечталение, что нет ни одного русского поэта, писателя, историка или философа, которые бы не затронули христианские ценности, чувство патриотизма, любви к Отечеству, к Родине в своих произведениях: так, Ф.М.Достоевский считал, что без чувства Родины бытие человека «становится неестественно, немыслимо, невыносимо». Гоголь видел в Родине духовную ценность, средство спасение души и т.д.
Патриотическое воспитание должно быть очень тонким, не прямолинейным — скорее апеллирующим к уму и к чувству ребенка, чем предписывающим действиям ребенка соответствующие нормативы.
Из историков эту тему рассматривали многие, в том числе, идеолог славянофильства И.В.Киреевский (1806-1856) духовную основу самобытного развития России видел в православном христианстве, сохранившем в отличие от западного христианства обращенность к душе человека, а не к его разуму, что отразилось на одностороннем рационализме западной культуры и педагогики. Вообще православие очень осторожно относится к различным нововведениям, больше принимая традиционные для России ценности, в виде милосердия, любви к Богу, Отчизне и святой Руси.
Разностороннему воспитанию личности способствует тесная связь женской гимназии-интерната с внешкольными учреждениями: духовными училищами, воскресной школой, приходским храмом преподобного Сергия Радонежского. Между воспитанницами складываются отношения взаимопомощи и поддержки, формируются доброта, уважение, милосердие и любовь.
Большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, основное направление которого — художественно-эстетическое. Это направление представлено работой творческих объединений по интересам и спортивных секций. Например, посещение девочками творческого объединения «Рукодельница», где они занимаются бисероплетением и вышивкой. Гимназистки увлекаются также хоровым пением и посещают творческие объединения «Солист», «Лира», «Колибри»; хореографией — творческое объединение «Танцевальный дайджест»; флористикой — творческое объединение «Природа и фантазия»; спортом — «Мир спорта».
В условиях кружковой деятельности между воспитанницами складываются отношения взаимопомощи и поддержки, формируются доброта, уважение, милосердие, любовь. Образовательное учреждение для девочек, имеющих разный уровень социального и индивидуального развития, обеспечивает интеллектуальное, творческое и нравственное развитие воспитанниц, ориентирует на становление современной образованной в будущем Девушки, Женщины, Матери и умелой Хозяйки.
На наш взгляд, сочетание религиозного образования и гендерного подхода в женской гимназии является возможностью достижения гимназистками подлинной гармонии в жизни.


Галина Насырова,
директор Муниципального общеобразовательного
учреждения  «Женская гимназия - интернат»,  г. Новокузнецк.

все номера архива ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru