О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Нина Володина. Иудаизм и конфессиональная политика в Израиле

  версия для печатиотправить ссылку другу
Декларация независимости Израиля 1948 года определилила статус иудаизма  как господствующей религии и обозначила принципы взаимоотношения государства и религии1. Однако до настоящего времени статус еврейской религии в Израиле не получил законодательного оформления, что связано с разногласиями по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе.
В современном Израиле иудаизма придерживается большинство евреев. Кроме евреев, в стране живут другие достаточно многочисленные этноконфессиональные группы. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч караимов — представителей религиозного направления, отделившегося от иудаизма в VIII веке. У караимов существует Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд в Рамле. Кроме того, Министерство по делам религий оплачивает расходы на содержание молельного дома и жалование главы религиозной общины самаритян (потомков населения Самарии)2.
Мусульмане составляют 13% населения Израиля. Подавляющее большинство израильских мусульман — сунниты. Государство Израиль в лице Министерства по делам религий принимает меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства и органов шариатского судопроизводства. Строятся новые мечети (самая большая мечеть Мира построена в Назарете в 1965 году) и реставрируются мечети в Акко, Рамле, Яффе. Распределением средств, в том числе субсидий Министерства по делам религий, ведает комиссия, в состав которой входят чиновники и представители мусульманской общины. Кадры мусульманской общины формируются из местных жителей, однако назначаются на соответствующий пост Министерством по делам религий, которое выплачивает им жалование. Пятница (день молитвы) и другие праздники ислама официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман. Каждое утро израильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Корана, а по пятницам и праздничным дням — молитвы и проповеди. В 1977 году представители мусульманской общины добились согласия соседних арабских стран на хадж — паломничество в Мекку. Основы ислама преподаются в государственных общеобразовательных арабских школах, открыт религиозный исламский колледж в Хевроне. Высшее мусульманское руководство отказывается от официальных контактов с израильскими властями, однако поддерживает и развивает неофициальные связи. Мусульмане-арабы освобождены от воинской повинности3.
Христианское вероисповедание представлено 2-3 % населения Израиля, около 50% христиан проживают в Галилее. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям: православному, католическому, протестантскому и монофизитскому4. На территории Израиля с 1874 года действует русская духовная миссия Московской патриархии, работают также миссия Американской православной церкви и миссия Румынской православной церкви. Резкое уменьшение средств, недостаток образованных кадров духовенства постепенно стали приводить к переходу определенного числа последователей православия в католичество и протестантизм.
Католическая церковь в Израиле насчитывала в 90-х годах ХХ века около 25 тысяч прихожан, Греко-католическая — 38 тысяч, маронитская — 6 тысяч5. В настоящее время тенденции количественного роста этих церквей не наблюдается. Римско-католической церкви принадлежит сеть культурных, благотворительных и религиозных учреждений.
Внутренняя автономия христианских общин распространяется на управление «святыми местами», находящимися во владении общин, назначение священнослужителей, судопроизводство и школьное образование. Для христиан воскресные дни и праздники официально признаны нерабочими днями. Государство финансирует преподавание христианской религии в государственных школах, где учатся христиане.
Представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества в День Независимости и др.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин, на рождественские и пасхальные службы. В канун Нового года президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.
В Израиле также проживают друзы —  религиозно-этническая группа, возникшая в начале ХI века в результате раскола в исмаилизме (течении шиитского ислама). В 1957 году друзы Израиля официально признаны в качестве самостоятельной религиозной общины с официальным органом — религиозным советом. В 1963 году учреждена система друзского судопроизводства.
В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с окружными судами. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий. Квалификация судей, способ их назначения, время пребывания в должности, жалование и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах (1955 г.), для мусульманского суда — Законом о кади (1961 г.), для друзского суда — Законом о друзских религиозных судах (1962 г.).
Концепция государственной политики в истории еврейского народа имеет глубинную этноконфессиональную основу. Эта оснорва являлась определяющей в период формирования древнееврейского государства, а также теократического государства на территории Иудеи. Теократическая форма правления просуществовала в Иудее несколько столетий и уничтожена римскими завоевателями. Однако идея теократического государства, закрепленная в Торе (Пятикнижие Моисея) существовала и в условиях утраты государственной самостоятельности. Она базируется на вере в единого общенационального Бога и способствует конфессиональной консолидации еврейского народа и до настоящего времени является актуальной частью концепции взаимоотношений государства и иудаистских объединений. Формально современный Израиль не является клерикальным государством, но фактически иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной идеологии. Иудаизм влияет на государственно-политическую и социальную сферы Израиля.
Важную роль в государстве Израиль играет иудейское право, сформированное древними обычаями религиозных иудеев, прежде всего правом «их земли». В  современном его звучании есть «нечто  больше фактическое, чем юридическое»6.  Другой подход к иудейскому религиозному праву представлен в виде системы «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований». Эта система формируется из норм обычного права, почитаемых на протяжении более двух тысяч лет евреями всего мира7. Следующая группа исследователей исходит из того, что оно представляет систему не только религиозных норм, но и соответствующих религиозно-этнических принципов, заложенных в толкованиях Талмуда и в других священных книгах и решениях раввинских судов8.
Профессор Э. Фальк подчеркивает, что на совершенно одинаковой основе сосуществуют и функционируют: во-первых нормы, закрепляющие религиозные ритуалы, а во-вторых религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни, в-третьих, нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время судами.9
В отечественных и зарубежных источниках употребляется термин «еврейское право», а не иудейское право. Предпочтительным представляется употребление более распространенного термина «иудейское право», который точнее отражает суть этого явления.
Р. Давид справедливо замечает, что иудейское право по своей природе и характеру отличается от других правовых систем, не образует вместе с ними отдельной правовой системы10. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, иудейское право радикально отличается от них и сохраняет «особый характер». Эта правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, которая имеет всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (купля-продажа, право собственности и др.), так и на принципы иудейского права, его догматы и идеологию.
Рассмотрим особенности и черты иудейского права. Марченко М.Н. выделил следующие черты11:
1. Эволюция иудейского права происходила длительный период и имела противоречивый характер по сравнению с другими религиозными правовыми системами, сопровождался многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм, принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.
2. Противоречивый характер этого процесса.
3. Императивный характер иудейского права и преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.
4. Многофункциональный характер.
5. Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территориях других стран.
В некоторых научных изданиях говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль12. Однако иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом.  
По своей сути и характеру иудейское право рассматривается как древнее религиозное право, оказывающее влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время, иудейское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и нормы религиозного иудейского права.
Защита прав человека в Израиле является в основном прерогативой органов правосудия и объясняется тем, что в стране до настоящего времени отсутствует конституция. В 1992 году в Израиле приняты два Основных Закона — Основной закон о профессиональной свободе и Основной закон о достоинстве и свободе личности. Принято считать, что с введением этих законов Израиль получил формальную конституцию. Эти законы открыли путь для судебного пересмотра парламентского законодательства.
Ценности Государства Израиль определены в статье 1 Основного закона: «Настоящий Основной закон имеет целью защиту достоинства человека, а также его свободы, закрепляя в этом основном законе ценности Государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства».
Религиозный вопрос с государственно-правовой точки зрения мало изучен, что порождает множество дискуссий. Например, Э.Гутман пишет, что «религия в Израиле является одновременно объединяющим и разъединяющим фактором. Многие социально-политические конфликты связаны с глубоким расколом израильского общества по вопросу о религии и государстве. И невозможно проигнорировать вклад религии в укрепление еврейского национального самосознания в Израиле, поскольку многоконфессиональность поддерживает его обособление от других этносов и границу между ними»13.
В Израиле исторически сложилась «гражданская религия» составной частью которой являются элементы и символы иудейской веры, которые существуют в качестве национальных атрибутов. Так символами религиозного происхождения являются бело-голубой флаг Израиля (цвет Таллита — молитвенного покрывала), менора (храмовый семисвечник) воспринимаются как национальная символика, указывающая на преемственность в истории еврейского народа. Это подчеркивает, что среди евреев в Израиле достигнут консенсус, согласно которому страна является еврейским государством.
В стране важную роль играют религиозные ортодоксы, считающие, что Израиль не могли воссоздать простые смертные. По их мнению, только Мессия, а не человек может собрать евреев на «земле обетованной». Крайняя форма еврейской ортодоксальности представлена религиозным направлением «Наторей Карта» (Стражи города), которые не признают государство Израиль именно потому, что его в основном воссоздали светские евреи. Со стороны «светских» евреев часто можно встретить негативное отношение к ортодоксам, потому что они обычно не работают, не служат в армии, а только молятся и изучают религиозные книги. В последнее время они выступают против существующей в стране правовой системы. Примером может служить 250тысячная демонстрация против «диктатуры Верховного Суда» 14 января 1999 года. Общественное влияние ортодоксов усиливается, хотя их лагерь находится в явном меньшинстве14.
В Израиле, наряду с ортодоксами, действуют общины консервативного (с 1937 года) и реформистского течений (с 1957 года). Несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста, они немногочисленны и остаются периферийным явлением в религиозной жизни страны.
Отношение между государством и религиозными объединениями остается сложным. Общепринятым считается мнение, что Израиль не является теократическим государством. Однако в Израиле существует «нечто в виде официальной религии» (иудаизм) и подобие религиозной организации в виде ортодоксального раввината. Часто исследователи оспаривают эту точку зрения, утверждая, что «официальной религии нет», а глава государства не обязательно должен быть евреем15.
Однако принципам демократии противоречат действующие в Израиле некоторые религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством. Многие эксперты полагают, что в Израиле «религиозные законы воздвигают стену между верующими и неверующими и причиняют вред»16.
Израиль провозглашает либерально-демократические принципы в вопросах о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, но не может осуществить свободу вероисповедания в сфере, например, семейного права и других областях, где действует иудейское право (Галаха)17, приходящее в противоречие с демократическими ценностями. Галаха отрицает полномочия выборного правительства, суверенитет парламента и приоритет судебных инстанций. Нормы брачно-семейного права представляют грубое нарушение прав человека, что выражено в многочисленных постановлениях Верховного Суда.
Роль Галахи оформлена «Законом о юрисдикции Раввинатских судов» 1953 года. Статья 1 этого закона гласит: «все вопросы брака и развода евреев в Израиле, будь они гражданами или резидентами, относятся к исключительной компетенции раввинских судов». А в статье 2 говоится: «браки и разводы евреев в Израиле совершаются исключительно по Законам Торы».
Влияние иудаизма также отразилось на гражданском законодательстве. В Израиле официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены браки между представителями различных направлений в иудаизме. По Закону 1953 года все дела брачно-семейного характера отданы исключительно в ведение раввинских судов. Для того, чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание. Для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено суровое уголовное наказание.
Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека.
По израильским законам о гражданстве автоматическое его представление может иметь место только в отношении еврея. По Закону 1970 года евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.
Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Например, гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны и особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов, например в Тель-Авиве, Иерусалиме в субботу не работает общественный транспорт, аэропорты и т.д.18
Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты, в 80-х годах прошлого века таких насчитывалось около 450, состоящих на жаловании государства, муниципалитетов и поселковых советов. При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В их функции входит устройство и содержание микве (бассейнов для религиозного омовения), оказание материальной помощи синагогам, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойных и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.д. Члены религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий.
Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. В юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм), а также правовые вопросы по личному статусу еврейских граждан страны19.
Роль иудаизма является доминирующей не только в религиозной сфере, но и в государственно-политической жизни страны, хотя иудаизм в Израиле не имеет официального статуса государственной религии. Однако его Религиозные партии (Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан, а Верховный раввинат выступает высшим религиозным органом страны и выполняет ряд важных государственных функций, в том числе в сфере раввинской юрисдикции.

Примечания:

1 О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 1996 .
2 Государство Израиль // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 1993.
3 Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. М., 1999.
4 Мировой опыт государственно-церковных отношений, М.: РАГС, 1999. –С. 263.
5 Пучков П.И. Современная география религий. М., 1990.
6 Lifshitz B. Israeli Law and Jewish Law// Israel Law — Forty Years. 1990. P.507
7 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in hte Middle Ages. L. 1966.
8 England I. Law and Religion in Israel. 1987. P. 185-189.
9 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in hte Middle Ages. L. 1966. Р.28.
10 Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право).1998. — С.46.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: ТК Велби Прогресс, 2006.
12 Государство Израиль //Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 1993.— С.146.
13 Гутман Э. Политическая система Израиля, Телль— Авив, 1976. — С.357.
14 Карасова Т.А. Правящая элита Израиля. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2000. — С. 72.
15 Abramov S. I. Perpetual Dillema — Jewish Religion in the Jewish State, London, 1976. — P. 18.
16 Б. Нойбергер. Власть и политика в государстве Израиль. Ч. 6 . Религия, государство и политика: Издательство Открытого университета. Телль — Авив, 1997.— С.30.
17 Галаха ( в переводе «двигаться») т.н. ивритское право, т.е. совокупность положений из Торы (Пятикнижие или писанный закон) и Талмуда (устный закон). Она основана также и на многочисленных постталмуднических комментариях и содержит ответы раввинов на конкретные вопросы, касающиеся практических жизненных ситуаций.
18 Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. М.: РАГС, 1999— С.260.
19 Мировой опыт государственно-церковных отношений, М., 1999. –С.265.

Володина Нина Витальевна
Профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук.

все номера архива ] мы: