О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Сергей Чугунов. Массовые мероприятия: особенности организации

  версия для печатиотправить ссылку другу

Религиозные организации в рамках своей уставной деятельности проводят различные мероприятия. Значительную их часть составляют массовые мероприятия – евангелизационные богослужения и концерты, публичные акции социального характера, марши и т.п. Как правильно организовать подобные мероприятия и какие действия необходимо предпринять для этого? Необходимо ли получать какие-либо разрешения или согласования для этого? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Статья 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Помимо этого религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

Во всех указанных выше случаях возможность проведения религиозной организацией своих мероприятий обуславливается только их договорённостью с собственниками или пользователями помещений и площадей, где планируется проведение мероприятия. Получение дополнительных разрешений или согласований для этого действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что в случаях, когда публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии проводятся вне указанных выше помещений и территорий, то организовывать их необходимо в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В 2004 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого закона проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Эта норма была включена в закон с учётом того, что из упомянутого выше пункта 5 статьи 16 Закона о свободе совести отсылающая норма должна была быть убрана, а должен был быть прописан порядок проведения таких мероприятий. Однако, на сегодняшний день такие изменения не внесены, и в законодательстве сохраняется данное противоречие, когда законы ссылаются друг на друга.

В связи с этим перед религиозными организациями встаёт вопрос, нормами какого закона необходимо руководствоваться при организации публичного мероприятия, проводимого на какой-либо открытой площадке. Ответ на данный вопрос чрезвычайно важен, так как Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не требует от религиозных организаций никаких согласований и уведомлений при проведении своих мероприятий, а Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает обязательный порядок предварительного уведомления о проведении публичных мероприятий.

Чтобы ответить на вопрос, каким законом руководствоваться, необходимо определиться с формой и целями мероприятия, организуемого религиозной организацией, потому что у каждого закона есть своя сфера, которую он регулирует.

Обратимся к текстам этих законов.

В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Особо стоит отметить, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Так же в законе даны определения отдельным видам публичных мероприятий:

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Таким образом, если организуемое религиозной организацией мероприятие, подпадает под указанные выше определения и цели, то оно должно организовываться в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Например, религиозная организация планирует провести евангелизационное мероприятие в виде концерта и проповедью Евангелия на какой-нибудь городской площади. Можно конечно сказать, что это религиозная церемония, и в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» данный закон не распространяется на её организацию, а следовательно религиозная организация не обязана уведомлять кого-либо о её проведении. Однако такими действиями религиозная организация как минимум ставит под угрозу срыва своё мероприятие, как максимум – организаторы рискуют быть обвинёнными в нарушении действующего порядка организации и проведения публичных мероприятий. Почему? Во-первых, такое мероприятие с трудом можно назвать религиозной церемонией или обрядом, так как данная акция будет обращена в основном не к членам, проводящей её религиозной организации. Во-вторых, цели подобного мероприятия очень схожи с целями публичного мероприятия в определении Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - «свободное выражение и формирование мнений». Поэтому в подобных случаях правильно будет организовывать такое мероприятие в соответствии с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Другой пример, реально произошедший в Москве случай. Одна религиозная организация собрала около здания мэрии города своих прихожан, они пели христианские песни и молились за руководство города. Никаких уведомлений и согласований организаторами в государственные органы не направлялось. Милиция прекратила это собрание, часть прихожан была задержана и препровождена в отделение милиции за проведение несанкционированного публичного мероприятия. Позже суд, рассматривая административное дело по данному факту, не нашёл в действиях организаторов и участников мероприятия признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2 Кодекса об административных правонарушениях - нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Дело было прекращено, а все привлекаемые к административной ответственности прихожане оправданы. В своём решении суд установил, что в соответствии с действующим законодательством для проведения подобных религиозных церемоний не требуется каких-либо согласований или уведомлений. Важное значение в этом деле играл тот факт, что это было молитвенное собрание, т.е. мероприятие являющееся религиозной церемонией и не ставящее своей целью «выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что определяющим в вопросе, каким законом руководствоваться, а следовательно и в том, как правильно по закону организовать мероприятие, являются цели и форма организуемого мероприятия. Если это религиозная церемония или обряд, то никаких согласований и уведомлений по закону не требуется. Если это публичное мероприятие в том смысле, как оно определяется в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то оно должно быть организовано в соответствии с порядком, установленным этим законом.

Теперь коротко непосредственно о том, какие именно требования к порядку организации и проведению публичных мероприятий предъявляет Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Такие законы приняты далеко не во всех субъектах, однако это не лишает граждан права проводить публичные мероприятия, подав об этом уведомление в соответствии с федеральным законом.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, а также довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия.

При наличии у государственного органа власти предложений об изменении места и времени проведения мероприятия он обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», если таковые имеются. Стоит заострить внимание на том, что орган власти может предложить организаторам мероприятия изменить только место и время его проведения и ничего более.

Если организатору публичного мероприятия поступили предложения об изменении времени и места проведения мероприятия, то организатор обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

 

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований законодательства.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

 

Важно помнить, что реализация любого права всегда обусловлена исполнением ряда обязанностей, исполнение которых позволяют защитить интересы других лиц. Так законодательством предусмотрено то, что организатор публичного мероприятия обязан:

1) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

2) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

3) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а при необходимости выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

4) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

5) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

6) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

7) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия, если таковое последует;

8) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления также несёт ряд обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». После получения уведомления о проведении публичного мероприятия он обязан:

1) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

2) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

3) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В рамках данной статьи сложно в подробностях оговорить все вопросы организации массовых публичных мероприятий, но мы постарались привести основные условия, соблюдение которых позволяет говорить о том, что публичное мероприятие считается организованным в соответствии с действующим законодательством. При этом стоит отметить, что никогда не бывает лишним проконсультироваться с юристами, чтобы избежать того, что проведение важного мероприятия может быть поставлено под угрозу срыва из-за не соблюдения какой-нибудь формальности.

Чугунов С.В.,
юрист Славянского правового центра.


все номера архива ] мы: