Царицынское казачество и вера

Царицынское казачество и вера
7 Октября 2015

О казачестве бытуют противоречащие друг другу мнения, причем иногда в одной и той же голове. С одной стороны, современные казаки – «ряженые, ничего серьезного из себя не представляют». С другой стороны, о них пишут как о темной силе, опасной для демократии и прогресса (значит, казаки – это серьезно). Казачество часто представляют общественной силой – игрушкой в руках властей. В то же время в казаках видят анархическую свободолюбивую стихию. Как ни парадоксально, каждому из этих утверждений можно найти доказательства.

Казаки очень плохо способны к самоорганизации. Бесконечные распри, конфликты, расколы их объединений делают их общественные и политические движения слабыми и неспособными к достижению значимых целей. Слабость казачества обусловлена также его «народной», в основном сельской природой. Среди активного казачества мало творческой, университетской и академической интеллигенции, предпринимателей выше уровня «мелкий», чиновников среднего и высшего регионального уровня. Многие (если не большинство) созданных в постсоветское время казачьих средних учебных заведений дают хорошее образование, но мало служат образованию казачьей элиты: большинство выпускников делают успешные карьеры, но никак не связывают их со своим казачеством. На развитие казачьей самоорганизации и казачьего самосознания большое влияние оказывает внедрение властями института реестрового казачества. Руководимые и контролируемые властями реестровые казачьи общества стали полем, на котором часто в жестком противостоянии решается вопрос: кто такие казаки – добровольные наймиты власти или свободолюбивый российский субэтнос? В каждом регионе ответ получается разный. В Краснодарском крае, например, казачество живет по указке властей и о своем свободолюбии бачит по преимуществу за бутылкой горилки. Среди же, например, донских казаков постоянно находятся вольнолюбцы, огрызающиеся на власть, стремящиеся избавиться от ее контроля.

В сложных и противоречивых отношениях властей и казачества уже многие годы замешан еще один участник –РПЦ. С 90-х гг. РПЦ присутствует в казачьем движении и позиционирует себя непререкаемым моральным и идеологическим авторитетом. Представители РПЦ, как правило (но не всегда), требуют от казаков полного подчинения и себе и светским властям. Отношение же казаков к РПЦ столь же противоречиво, как и их отношение к власти. В принципе они приветствуют участие РПЦ в казачьем движении. Однако претензии на право командовать часто решительно отвергаются. Яркий конфликт казаков с духовными и светскими властями разгорелся в частности в конце 2013 –начале 2014 года, когда лидеры Центрального казачьего войска и некоторых других казачьих организаций публично воспротивились попыткам властей ограничить права казаков:

Мы, казаки ЦКВ, с особым возмущением констатируем недопустимость повторения откровенного и циничного беззакония: 18 сентября 2013 г. в МГТУ им. Разумовского председатель Совета по делам казачества Беглов А.Д., грубо окрикивая войсковых атаманов 11 войсковых казачьих обществ, называет себя их прямым начальником, а после совершенной публичной экзекуции (которая, в соответствии с церковно-каноническим правом, совершалась лишь над виновными в особо тяжких преступлениях – таких, как убийство и колдовство. Епитимии налагаются во время исповеди на готовых понести труд и покаяние за совершенные тяжкие преступления), митрополит Кирилл (имеется в виду председатель Синодального отдела по делам казачества митрополит Ставропольский Кирилл (Покровский))настоятельно советовал "ползти на коленях, с иконами, в приемную Беглова – умолять о прощении….Считаем, что власть показала свое истинное отношение к казакам – как к крепостному быдлу. И все же самую яркую характеристику своему собственному духовному и человеческому облику дал митрополит, назвав председателя совета старейшин ЦКВ, мудрейшего и почитаемого всеми казаками Владимира Николаевича Рыбакова, совесть и память нашу, участника Великой отечестванной войны, героя битвы на Курской дуге, "выжившим из ума восьмидесятивосьмилетним стариком". (ДОКУМЕНТ: "Митрополит РПЦ МП Кирилл узурпировал власть казачьего Круга, президента РФ, нарушил законы и каноны". Обращение Центрального казачьего войска по поводу "епитимьи" атаманов с отстранением их от управления войском. Портал-кредо 04 октября 2013)

Позднее, 25 декабря 2013 г. на официальном сайте Центрального казачьего войска и входящих в него окружных казачьих объединений появилось обращение войскового атамана Валерия Налимова с резкой критикой митрополита Кирилла. «Его Высокопреосвященство, наверное, забыл историю и то, что казаки никогда не входили в состав монастырских холопов, которыми можно было безнаказанно помыкать, – пишет Налимов. – Казаки – это вольные люди, а не послушники и подчиняются только своим атаманам и Верховному главнокомандующему Вооруженных сил Российской Федерации». «Удар был нанесен с той стороны, с которой мы абсолютно не ожидали, – продолжает Налимов. – В качестве главного действующего лица выступил митрополит Ставропольский Кирилл, под предлогом церковной епитимии отстранив от исполнения своих прямых обязанностей атаманов Центрального и Терского войсковых казачьих обществ, а также угрожая наложить аналогичную епитимью на атамана Забайкальского войска… Впервые за историю казачества действия церковного чиновника стали, по сути, причиной возникновения конфликтной ситуации между Русской Православной Церковью и российским казачеством. За последние дни все чаще и чаще со стороны наших рядовых казаков мы слышим слова осуждения не только в адрес этого конкретного человека, но и в отношении немалого количества священнослужителей, что не может нас не печалить». Можно напомнить и то, что, по сообщениям ростовских СМИ, в сентябре 2013 года терские казаки на круге в Ессентуках освистали митрополита Кирилла, заявившего о наложении епитимьи и об отстранении своей духовной властью на это время от исполнения обязанностей войскового атамана Сергея Клименко.

Конфликт Налимова с митрополитом Кириллом возник летом 2013 года. На наложенную на него 14 сентября епитимью атаман Налимов ответил подачей заявления в церковный суд. Текст обращения в Общецерковный суд Московского Патриархата был опубликован 2 октября на сайте www.kazachestvu.ru. Как сказано в тексте, «в результате… действий указанного церковного иерарха произошла дискредитация Русской Православной Церкви… в казачьих обществах, внесшая смуту и возмущение в сердца казаков». «Я с сожалением должен отметить, что в результате действий Совета по делам казачества и церковного комитета Терское казачье общество фактически оказалось расколото и деморализовано», – добавляет уже в декабрьском обращении Налимов. (Владислав Мальцев Казакам не люб митрополит НГ-религии 15.01.2014).

Казаки не только сопротивляются попыткам РПЦ властвовать над ними. Периодически в разных казачьих обществах возрождается идея выборности духовенства, принятой среди казаков на протяжении большей части истории казачества. Так например, один из лидеров донских казаков атаман Козицын в конце 90-х стал требовать права назначать войсковых священников и даже "казачьего епископа" (НГ-религии 1998 N 10). У духовенства подобные демократические идеи обычно вызывают негодование.

Один из регионов, где в последнее время усиливается казачье бурление – Волгоградская область. Одна из важнейших особенностей религиозно-общественной жизни Царицынского края – присутствие многочисленного и активного казачества. За годы прошедшие после падения советской власти в различных формах – кадетских корпусов, кружков, разного рода объединений и общественных инициатив сформировался многочисленный, хотя и плохо организованный, слой активных казаков, обладающих развитым самосознанием. На территории Волгоградской области действуют пять окружных казачьих обществ Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»: Волгоградский, Волжский, Второй Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский казачьи округа. В области создано более 250 казачьих обществ, объединяющие в своих рядах более 23000 казаков, 83 казачьих общества являются юридическими лицами. В начале 2013 года казачьи активисты собирали подписи под требованием к Зюганову покаяться за красный террор и политику расказачивания. Другое громко звучащее требование казаков – переименовать площадь Ленина в Волгограде в площадь барона Врангеля.

Антикоммунистические выступления казаков соответствуют идеологии РПЦ и не затрагивают интересов нынешней светской власти. Но в казачьей среде возникают и более радикальные идейные течения, к которым и власть, и церковь принципиально нетерпимы. В первую очередь - это Движение «Донская казачья республика» (ДКР), действующее в Ростовской области с 2008 года. Одновременно существует межрегиональное национальное движение «Казачий Круг Дона». Лидером и основателем ДКР является атаман Александр Юдин. В силу негативного отношения властей к инициативам ДКР движение остается незарегистрированным и время от времени подвергается гонениям. Представители ДКР есть во многих регионах Юга России, прежде всего, в Ростовской и Волгоградской областях. Цель движения во главе с Александром Юдиным – добиться признания казаков отдельным народом, а также добиться создания автономного государственного образования – Донской казачьей республики (см.: https://sites.google.com/site/donrepublika/, http://donrepublic.kzforum.info/,http://kazachiikrugdona.narod.ru/, http://dkrkkd.forumei.ru/login.forum/ ).

До 10-х годов епархия постоянно опиралась на казачество и его поддерживала. Митрополия участвует в организации кадетских казачьих классов во многих школах области, развивает движение за сохранение и возрождение казачьей культуры. С официальным реестровым казачеством у митрополии прекрасные отношения. Митрополит Герман придерживается последовательно антикоммунистических взглядов, его убеждения нашли отклик у казаков. Духовником волгоградского казачества служит один из наиболее энергичных священников епархии - настоятель храма св. Иоанна Предтечи отец Олег Кириченко. Отец Олег Кириченко, духовник казачества так оценивает ситуацию: «казаки всегда были защитниками российской государственности. Казак в оппозиции – это нонсенс, потому что казак – это государственник и державник. Консолидация казачества сегодня нужна как никогда».

Создание в 2012 г. в составе Волгоградской митрополии Урюпинской епархии на северо-западе Волгоградской области поставило РПЦ в центр казачьего конфликта. Дело в том, что диссидентское казачье движение особенно активно в поселках и станицах по течению Хопра. В этом районе обнаружены медно-никелевые руды и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) планирует их добычу. Именно эти места традиционно населены казаками, занимающимися в основном мелкотоварным сельским хозяйством. Угроза уничтожения природы вызвала резкий рост протестных настроений казачества и, соответственно, поддержку идеи Донской республики. Митинги и шествия протеста казаков, представляющих местное население, под православными хоругвями, срывают планы властей, обстановка накаляется.

Урюпинскую епархию возглавил епископ Елисей (Фомкин), имеющий в епархии авторитет интеллигента и хорошего организатора. Епископ Елисей написал несколько книг по истории православия в Царицынском крае, построил собор Иоанна Кронштадтского в Волгограде, поднял из руин Каменно-Бродский монастырь и создал там первый в области реабилитационный центр для наркоманов. Епархия сумела открыть девичью гимназию во Фролово, развить большую работу по возрождению казачьего духовного хорового пения. Основы православной культуры выбрали в этом казачьем крае 80% родителей. В школах и клубах казаки любят поговорить о «духовном» с духовенством.

Однако увещевания духовенства на тему «Казаки – это скреп государства российского, во все времена они проявляли стойкость и мужество во имя укрепления единства Отечества», не находят отклика у сторонников Донской республики и сохранения чистых вод Хопра. Атаман хоперского округа Титов в ответ на призывы духовенства повиноваться власти заявляет: «не надо нас учить, мы и без Вас православные – сами умеем молитвы прочитать».

Православное духовенство с подозрением и опасением относится к ДКР, старается держаться в стороне от деятельности ДКР, чтобы не конфликтовать с реестровым казачеством. Со своей стороны, ДКР и лично атаман Юдин также критикуют современное православие и РПЦ, видят причины упадка казачества, коррупции в стране и других бед в «поврежденности» православия. Более того, Юдин провозглашает существование независимой Донской Православной Церкви.

На сайте ДКР Юдин дает такую оценку современному православию: «Казак, войдя в Храм, видит, как во время службы игнорируется Канон, как гомонят «прихожане», как Батюшка сначала причащает своих родственников, затем «блатных» и «власть», а -уж потом очередь доходит до Казака,

как простоволосые накрашенные женщины толпой занимают место справа от Алтаря, а затем, чуть ли не базарными толчками рвутся под Причастие?! А Батюшка молчит! Что ж, количество «прихожан» во многом определяет его благосостояние. Молчит Батюшка и тогда, когда видит несправедливость власти.

Нет, мы не призываем Священника судить власть, но в своей проповеди он обязан дать оценку действиям власти - соответствуют ли новые законы и поступки новых князей Православной морали. Мы уверены, что Батюшка должен прямо и открыто говорить о том, как должен относиться прихожанин к антихристианским решениям и поступкам, как представителей власти, так и влиятельных «новых русских», а сегодня священник может отменить службу из-за того, что его пригласили на это время освятить офис очень денежной компании. И уж совсем болит душа у Казака, когда он видит, что Священство Русской Православной Церкви молча наблюдает за уничтожением Казачьего Народа! И не только наблюдает, но и содействует!

Так, например, 3 августа 2008 года национальное собрание Казаков в городе Азове пригласило местного Священника освятить собрание, стать пастырем этого собрания с тем, что бы решения национального собрания не разошлись бы с Православной моралью. Священник не пришел!

Он испугался областной власти, которая ведет борьбу со всяким проявлением национального Казачьего самосознания! Да может ли бояться земной власти слуга Бога и людей?! Как же, наверное, больно наблюдать Новомученникам, Исповедникам и Святым в Земле Российской просиявшим, за такими «поступками» русского Священства?! А что же делать Казачьему Народу? У казаков есть 1500 - летний опыт существования своей Донской Православной Церкви.

Неужто Казакам надо возвращаться к этому опыту? Или Иерархи Русской Православной Церкви забыли, что Церковь - это не государственное учреждение, не государство в государстве, а суть - собрание верующих, ибо Христос сказал - Где двое или трое собрались во имя Мое, то и Я там! Ибо Священник потому пастырь, что пасомые соглашаются видеть в нем пастыря!»

Атаман Титов и его товарищи, как и большинство казаков, не является практикующим православным. Но идеологию своего движения строит на православии. Его аргументы ярки и образны. На первый взгляд, кажется, что казачья риторика сильно отличается от того, что можно услышать в Москве. Но это не так. В сегодняшней России и правые, и левые, и коммунисты, и демократы, и либералы, и сторонники тирании, за очень немногим исключением обращаются к Евангелию, как основе своего мировоззрения. Казаки делают это несколько более вольно, к тому же привлекая Новую хронологию Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. Некоторые на своих казачьих форумах разбавляют Евангелие сюжетами и идеями, представляющими собой смелые интерпретации из славянского язычества. Станет ли подобная идеология полноценной религией? Если станет, вольется ли она в существующую РПЦ (при этом ей неизбежно придется избавиться от некоторых «эксклюзивных» черт) или станет самостоятельным религиозным движением? Это, по крайней мере, возможно - так возникают религиозные движения.

Сергей Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Русское Ревью Кестонского института.


  
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru