Механизмы реванша. Борьба с «сектами» накануне выборов

Механизмы реванша. Борьба с «сектами» накануне выборов
29 Февраля 2016

Реванш сторонников возврата к тоталитаризму в свете событий последних двух лет очевидно усиливается. Процесс развивается по нарастающей, охватывая все новые и новые сферы жизни общества. Открытой пропагандой и оправданием сталинизма или идеологически оправдываемой тенденцией к углублению изоляционизма, механизмы реванша, конечно, не исчерпываются. Но наиболее серьезным препятствием для сталкивания страны и общества в состояние «третьего» а может быть и «четвертого» мира, являются сами граждане России.

Акты вандализма с разрушением сотен объектов малого бизнеса в столице, благодаря которому она еще месяц назад была похожей на города развитых государств, не истребили самих предпринимателей. То есть, не уничтожили физически тех людей, которые обеспечивают свои соотечественникам бытовой и торговый сервис и комфорт, благодаря которым люди чувствуют себя более комфортно. Введение так называемых «санкций», а попросту запрета на ввоз продуктов питания и других товаров из цивилизованных стран в ответ на естественный остракизм с их стороны по поводу внешнеполитической агрессии режима, стало первой акцией, направленной, по существу, против населения. Но, судя по развитию событий, управленцы не намерены ограничиться достигнутым, и новой целью становятся сами люди. При этом, интерес обнаруживается не к уже охмуренной пропагандой малосведущей части населения, а к той, которая способна мыслить самостоятельно.

Как правило, такого рода социальные группы бывают объединенными каким-то общими ценностями культурного или религиозного порядка. Например, если это светские ценности, то они могут заключаться в стремлении к общественному благу, к оптимизации быта или сохранению экологического баланса окружающей среды. Если религиозные, то у действительно верующих иудаистов, христиан, мусульман или буддистов это ценности религиозно-нравственного порядка и, естественно, духовные. Однако, в любом случае такие ценности, объединяющие социальные группы граждан, не имеют ничего общего с сиюминутной политической идеологией. Напротив, они стратегичны и ориентированы на заботу о будущем людей с условием выстраивания основ этого будущего уже сегодня.

Поэтому выглядит естественным, что в кампанию борьбы с такими группами, вслед за силовыми «инструментами» реваншистов, сегодня вступило и Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), участие которого призвано «подкреплять и аргументировать» проводимую администрацией программу.

Так, по сообщению «Интерфакс-религия», ФАДН заявило об активности «радикализированных религиозных структур и внесистемной оппозиции в вопросе критики властей», где «эта критика ближе к предвыборным кампаниям приобретет политический характер».

Разумеется, субъекты такой активности в подобных заявлениях не называются, так как кроме отдельных маргинальных групп религиозных радикалов в мусульманстве и православии, таковых не существует. То же, впрочем, касается и так называемой «внесистемной», то есть не контролируемой режимом оппозиции, под которой можно подразумевать только лишь миллионы самостоятельно мыслящих людей, являющихся в подавляющем большинстве законопослушными гражданами РФ.

«Пока эта критика связана в основном с экономическими проблемами, социальной тематикой, вопросами ЖКХ или экологией, но ближе к выборам она приобретет политическую, национальную или религиозную окраску», - цитирует религиозное информагентство главу ФАДН И. Баринова, выступавшего на совместном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений и ее экспертно-консультативного совета. На этом основании Баринов сообщил, что «с учетом этого уполномоченным органам в сфере государственной национальной политики необходимо быть готовыми к соответствующему реагированию».

Интерфакс-религия, впрочем, лишний раз подчеркнуло причину проявления такого усердия ФАДН: «Глава ведомства также отметил, что, по оценкам федерального агентства, проблематика межнациональных и межрелигиозных отношений, а также миграционный кризис наряду с экономикой приобретут особую актуальность в ходе избирательных кампаний 2016-2018 гг.».

Конечно же, от внимательного читателя не укроется, что «политический характер» конструктивная критика со стороны сознательных граждан, по мере приближения выборов приобретает лишь для... самих политических функционеров, а не для общества. Отсутствие упреков в неквалифицированном хозяйствовании, в нарушении экологического баланса, в пренебрежении многочисленными проблемами ЖКХ, созданными неудовлетворительным администрированием – это зеленый свет все тем же администраторам для продолжения своей деструктивной деятельности. Поэтому, по существу, заявление ФАДН оказывается всего лишь попыткой «неконструктивного реагирования на критику» со стороны общества, где с целью отвода внимания от реальных проблем, виновными в них указываются любые более сознательные граждане.

Под этой маркой проводится и так называемая «антикультистская» (т.е. антирелигиозная) кампания в отношении религиозных сообществ, воспринимаемых со стороны «титульной конфессии» помехой для широкой идеологической клерикализации светского пространства.

Примером здесь может послужить информация, опубликованная изданием «Время Воронежа», посвященном беседе с местным депутатом и координатором Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергеем Гавриловым.

Обширное интервью функционера не менее демагогично и абстрактно, чем заявления главы ФАДН. Однако, в силу своей проклерикальной специфики, Гаврилов концентрирует внимание на «нашествии со стороны тоталитарных деструктивных сект». Более того, по его словам «в России формируется закрытое, спаянное, агрессивное подполье. Всплеск активности зарубежных сект мы увидели после Майдана, в момент появления западных санкций, обострения экономической и политической напряженности вокруг нашей страны. Большинство сект носят не религиозный характер, а вовлекают людей, в первую очередь, молодежь, в экстремистские организации, оргии, употребление наркотиков, по сути дела, переводят их на рабское положение адептов. То есть тоталитарность возросла на порядок особенно сейчас, в кризис».

В продолжение всего интервью «координатор» тоже ни разу не указывает конкретно тех, кого имеет в виду под «тоталитарными злодеями», отвечая в этом смысле лучшим образцам пропагандистской демагогии эпохи былого тоталитаризма. Единственная попытка «локализовать» религиозную сферу своего внимания предпринимается им в упоминании «псевдоиндуистских, псевдобуддистких», таким образом, заведомо не входящих в ряд религий.

Говоря о целях неназванных им «сект», депутат настаивает на том, что это «Дискредитация людей с традиционной моралью, ценностями. Отказ от традиционного образования, от лечения, образа жизни, от семейных связей и близкого окружения, от истории». По его мнению, «многие сектантские проповедники призывают игнорировать выборы, не служить в армии, не платить налоги, не использовать визы при пересечении границ, а перемещаться нелегально. Это вещи крайне опасные, поскольку отталкиваются еще и от реальной политики, которая, казалось бы, далека от богословских дискуссий».

Мифотворчество такого рода в российской судебной практике часто называется «оскорблением религиозных чувств», «клеветой» и «очернением», даже если его предпринимают в адрес «группы неопределенных лиц». Но депутата, конечно, никто не будет сегодня привлекать ни к правовой, ни к моральной ответственности, хотя среди присутствующих в России религиозных сообществ разных вероисповеданий таким инкриминированием им всем прямых правонарушений были бы несказанно удивлены и оскорблены. Ведь, функционер использует в своем интервью исключительно те идеологические штампы, которые внедрены в информационный обиход с помощью всевозможных СМИ в лучшем случае при лояльности со стороны правоохранительных органов государства.

Завершается «порочащее неопределенный круг лиц» интервью координатора «группы по защите христианских ценностей» следующим заявлением: «Лично я не вижу правовых препятствий к тому, чтобы наконец-то в России была повышена эффективность правоохранительных органов по противодействию преступной деятельности сект. Я убежден, что права и законные интересы нормальных людей должны быть защищены от подобного рода преступных посягательств, совершаемых под прикрытием свободы вероисповедания». При этом, если сократить такое заявление до фразы «я не вижу правовых препятствий к тому, чтобы наконец-то в России была повышена эффективность правоохранительных органов по противодействию преступной деятельности», где «права и законные интересы нормальных людей должны быть защищены от преступных посягательств», то с этим согласится абсолютное большинство граждан России.

Правда, в таком случае к таким огульным «обличителям», вроде Гаврилова, возникло бы немало вопросов. В том числе, касающихся «дискредитации традиционной морали» на личных примерах...

Михаил Ситников.


  
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru