О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Социолог Сергей Трофимов: «Противопоставление секты традиционной религии оказывается неправомерным в современном обществе»

  версия для печатиотправить ссылку другу
Социолог Сергей Трофимов: «Противопоставление секты традиционной религии оказывается неправомерным в современном обществе»
22 Июня 2016

Большинство ученых, которые ответили на вопросы в рамках экспертного опроса портала «Религия и право», заявили, что в настоящее время использование понятий «секта» и «сектанты» в масс-медиа неприемлемо. Однако часть исследователей отметила, что отношение Русской Православной церкви к данному термину вряд ли изменится. В опросе, проведенном в апреле-мае 2016 года, приняло участие несколько десятков специалистов в области религии.

Среди утверждений, предложенных на выбор, большая часть опрошенных выбрала следующее: «Слова «секта» и «сектанты» являются оскорбительными определениями для верующих нетрадиционных религий и их употребление неприемлемо». Наряду с этим, значительная часть принявших участие в опросе отметило также утверждение: «Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами».

Портал «Религия и право» обратился с просьбой в форме краткого комментария ответить на вопрос: Ваше восприятие понятий "секта" и "сектанты" - влияние на общество и его настроения по отношению к верующим в целом (в свободной форме), их социальности или асоциальности, как воспринимают эти понятия разные категории населения, власть и общество?

Представляем Вашему вниманию отклик на наш опрос.

Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана социологического факультета МГУ:

«В дихотомии Церковь-Секта (кстати, явно неполной) Э.Трёльчем и М.Вебером были выделены идеальные типы религиозных организаций. Реальные организации оказываются где-то между этими рамками. Но и рамки – отношение к миру, систему членства и система управления - не характеризуют однозначно социальности или асоциальности этих групп. Реальные примеры конкретных организаций – экуменических общин, братств, монастырей и т.д. – показывают, что нельзя пользоваться «в лоб» критерием Вебера-Трёльча для определения «секта-несекта».

Идущее из глубины истории противопоставление секты традиционной религии оказывается неправомерным в современном обществе. Вместе с тем, возникает закономерный вопрос, все ли религиозные движения «безопасны» для здоровья, психики и материального благополучия индивидов. Примеры различного рода манипуляторов и мошенников стали привычны в прессе, но явно не отражают полноты истинного положения всего религиозного поля.

Прескорбны излишне резкие действия административных органов, пытающихся «урегулировать религиозный вопрос» запретами, обысками или преследованиями «сект», однако это не разрешает самой социальной потребности, но переносит конфликт в глубоко духовные сферы и насыщает его интенсивностью. Верующие не потеряют своих убеждений, но даже укрепятся в них под действием преследований, к которым они готовы.

Возникает вопрос очень подробного научного изучения всего многообразия религозных организаций».

Порталом «Религия и право» в мае-июне 2016 года был также проведен интернет-опрос «Образ сект и сектантства в России». В рамках опроса на портале и в социальных сетях приняло участие 900 респондентов, было получено 1558 ответов (каждый респондент мог выбрать несколько ответов). Большинство опрошенных проголосовали за утверждения о том, что понятия «секта» и «сектанты» являются неприемлемыми и оскорбительными. При этом, 14 % высказались за то, что «Слова «секта» и «сектанты» ассоциируются у меня с обычными религиозными объединениями и законопослушными гражданами». Исходя из 29% ответов употребление понятия «секты» является не только оскорблением, но и прямым обвинением в противоправной деятельности – мошенничестве, гипнозе, создании преступного сообщества в целом. В целом более половины данных ответов 64% и более половины опрошенных резко отрицательно настроены в отношении понятий «секты» и «сектанты». У 4% опрошенных антисектантские кампании вызывают чувство ненависти и вражды, 3% готовы запретить «секты». 


  
также в рубрике ] мы: