О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Постановлеие Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 17 апреля 2015 года

  версия для печатиотправить ссылку другу

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ (ОПРЕДЕЛЕНИЙ)
АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

город Ростов-на-Дону, 17 апреля 2015 года

дело № А32-19237/2014

15АП-1516/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сурмаляна Г.А., судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 20.05.2014г. Кузьменко Д.В.;

представитель по доверенности от 10.01.2014г. Чугунов С.В.,

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 26.12.2014г.

Плотников Д.И.,

от третьего лица: представитель по доверенности от 26.12.2014г. Плотников Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи, Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014г. по делу № А32-19237/2014 по заявлению Местной религиозной организации "Церковь Евангельских Христиан "Дом Евангелия на курорте Сочи", заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи,

третье лицо: Администрация города Сочи, принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.,

УСТАНОВИЛ:

Местная религиозная организация «Церковь Евангельских Христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи» (далее – организация, церковь) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации города Сочи Краснодарского края (далее – департамент) № 4168/0205-16 в передаче здания, расположенного по адресу: г.Сочи, проспект Курортный, 67, кадастровый номер 23:49:0204030:1094, в собственность местной религиозной организации «Церковь Евангельских Христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи» незаконным, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований.

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Сочи и Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе администрация и департамент просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что заявитель не представил ни одного доказательства, свидетельствующего о нарушении его законных прав и интересов. По мнению подателя жалобы, заявленные требования не соответствуют требованиям Федерального закона от 30.11.2010г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее – Закон № 327-ФЗ).

Представитель заинтересованного и третьего лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.

Представители заявителя в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 февраля 2014 года церковь обратилась в администрацию г.Сочи с заявлением о безвозмездной передаче в собственность здания, расположенного по адресу: г.Сочи, проспект Курортный, 67, кадастровый номер 23:49:0204030:1094, в собственность местной религиозной организации «Церковь Евангельских Христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи».

Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи Краснодарского края письмом от 06 марта 2014 года № 4168/020516 отказано церкви в безвозмездной передаче указанного имущества. Департамент в своем отказе указал, что согласно техническому паспорту БТИ (инв. № 3184), регистрационному удостоверению от 27.04.1972г. № 75 здание принадлежало Аптекоуправлению Сочинского горисполкома. Здание использовалось центром профилактики СПИД, центром охраны здоровья населения г.Сочи. В соответствии с постановлением главы администрации г.Сочи от 30.12.1992г. № 872 здание аптеки передано в пользование церкви. Между тем, у церкви отсутствуют правоустанавливающие документы на реконструкцию здания с целью его перепрофилирования. В связи с этим департамент пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для передачи спорного здания заявителю в собственность.

Полагая, что указанное решение департамента об отказе в передаче здания в собственность церкви является незаконным, нарушает законные права и интересы организации, Местная религиозная организация «Церковь Евангельских Христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статей 2 Федерального закона от 30.11.2010г. № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон № 327) имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Согласно статье 3 Закона № 327 государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.

Статьей 4 названного федерального закона установлено, что передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность либо безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.

Передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если:

1) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией;

3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона.

Согласно пункта 4 статьи 5 Закона № 327-ФЗ Передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации (далее - мероприятия по высвобождению имущества), такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.

План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:

1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;

2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;

3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;

4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;

5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;

6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;

7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу названного Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 названного Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения (статья 12 Закона № 327).

Как следует из материалов дела, между заявителем и Комитетом по управлению имуществом администрации города Сочи Краснодарского края 9 марта 2007 года был заключен договор № 42 о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование заявителю. По состоянию на 14 декабря 2010 года, а также и на момент рассмотрения спора организация владеет зданием на основании названного договора.

Согласно имеющейся в инвентарном деле копии выписки из протокола N 17 заседания Президиума Сочинского городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 09.07.1936 года "Об отведении аптеке N 320 земельного участка" передано Аз.Чер.Аптекоуправлению усадьбу и домохозяйство по акту, согласно инструкции НККХ".

Постановлением Главы администрации города Сочи от 30.12.1992 года № 872 принято решение о передаче Центром охраны здоровья населения города на баланс Церкви "Дом Евангелия на курорте Сочи" для милосердных и богослужебных нужд здания по Курортному проспекту, 67, с прилегающей территорией, согласно паспорту на земельный участок.

В соответствии с актом приема - передачи от 01.04.1993 года, утвержденным заместителем Главы администрации города Сочи, Центр охраны здоровья населения города Сочи передает со своего баланса, а Церковь "Дом Евангелия на курорте Сочи" принимает на свой баланс здание по Курортному проспекту, 67, в городе Сочи с прилегающей территорией, согласно паспорту БТИ.

В инвентарном деле № 3924 (ул.Курортный проспект, 67) имеется копия акта приема-передачи от 28.12.1998 года, утвержденного заместителем Главы администрации города Сочи, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом города Сочи, согласно которому МФП "Аптека Театральная" передает со своего баланса, а Церковь "Дом Евангелия на курорте Сочи" принимает на свой баланс здание по Курортному проспекту, 67, в городе Сочи по состоянию на 01.01.1999 года.

Согласно распоряжению администрации города Сочи от 04.03.1999г. N 71-р "О правовой регистрации здания по Курортному проспекту,67" в соответствии с постановлением главы администрации города Сочи от 30.12.1992г. N 872 на баланс церкви "Дом Евангелия на курорте Сочи" передано здание по Курортному проспекту,67, являющееся муниципальной собственностью города.

Муниципальному предприятию "Бюро технической инвентаризации города" предписано произвести регистрацию здания по Курортному проспекту, 67, за церковью "Дом Евангелия на курорте Сочи" - как за балансодержателем данного объекта.

Как указывает филиал по г.Сочи ГУП КК "Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ" в письме от 13.10.2014г. № 04-1113 регистрация права заявителя не проводилась муниципальным предприятием "Бюро технической инвентаризации", так как Христианская Церковь "Дом Евангелия" обратилась за регистрацией только 27.04.2000 года, в то время как регистрация прав на недвижимое имущество на территории города Сочи на основании представляемых правообладателями правоустанавливающих документов производилась муниципальным предприятием "Бюро технической инвентаризации" только до 01.01.2000 года.

В соответствии с техническим паспортом здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Курортный проспект, 67, выданным Сочинским отделением Краснодарского Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" 12.05.2014г., здание по указанному адресу имеет наименование - Церковь "Дом Евангелия на курорте Сочи". В 10 разделе технического паспорта - экспликация площадей к поэтажным планам (л.д. 78) указано следующее назначение помещений внутри здания: два зала для совершения богослужений и священных треб, алтарь для священства и совершения церковных треб. На втором этаже: издательский отдел, миссионерский отдел, детская воскресная школа, отдел благотворительности и милосердия, кабинет и приемная епископа.

Кадастровый паспорт от 08.11.2006г. (л.д. 68), технический паспорт от 08.11.2006 г. содержат аналогичные сведения.

Таким образом, факт перепрофилирования спорного здания для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций на день вступления в силу Закона № 327 подтверждается материалами дела.

Довод заинтересованного лица об отсутствии у организации разрешительной документации на реконструкцию здания опровергается актом от 09.09.1993г. (л.д. 96), составленным с участием управляющего делами администрации города Сочи, согласно которому были выполнены ремонтные работы, без нарушения существующих размеров помещения.

В связи с изложенным судебной коллегией признается необоснованным довод представителя администрации о том, что в деле отсутствуют доказательства того, что здание относится к объектам религиозного назначения.

Кроме того, в любом случае сама по себе реконструкция здания не может свидетельствовать об изменении его целевого назначения. При этом в соответствии с выписками из ЕГРП от 22 сентября 2014 года спорное строение и земельный участок под ним находятся в собственности муниципального образования город Сочи, сведения об обременениях отсутствуют.

Судом апелляционной инстанции также исследован вопрос о возможности передачи заявителю спорного здания как объекта, являющегося культурным наследием.

В соответствии с письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 30.01.2014г. № 78-390/14-01-19 здание по Курортному проспекту, 67, в Центральном районе г.Сочи является объектом культурного наследия регионального значения «Аптека», принятым под государственную охрану Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 года № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края».

В силу части 1 статьи 2 Закона № 327-ФЗ имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 327-ФЗ передача религиозным организациям объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации требованиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При передаче данного объекта в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Объекты культурного наследия федерального значения передаются в собственность только централизованным религиозным организациям.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997г.

№ 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). К таковым относится и заявитель.

Таким образом, действующим законодательством не установлены ограничения по предоставлению местным религиозным организациям объектов недвижимости, являющихся культурным наследием (памятников истории и культуры) регионального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заинтересованное лицо каких-либо надлежащих доказательств в обоснование своей позиции о невозможности передачи спорного здания заявителю, как религиозной организации в материалы дела не представило.

Церковь, напротив, обосновала несоответствие оспариваемого отказа в безвозмездной передаче недвижимого имущества действующему законодательству, а также обосновало, что оспариваемым отказом нарушены его права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.

Личность и полномочия епископа Чехунова И.Н., подавшего заявления о приобретении участков, подтверждены надлежащим образом, в соответствии с пунктом 4.18 Устава руководство текущей деятельностью церкви осуществляет Епископ. Согласно подпункту «з» пункта 4.19 Устава епископ распоряжается имуществом и средствами церкви.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2014г. по делу№ А32-19237/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа


   также в рубрике ] мы: