О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Лариссис и другие против Греции

  версия для печатиотправить ссылку другу


ФАКТЫ
1. Обстоятельства дела
7. Первый заявитель, г-н Димитриос Лариссис, родился в 1949 г. и проживает в Танагра Виотиас. Второй заявитель, г-н Саввас Мандаларидес, родился в 1948 г. и проживает в Агриа Волу. Третий заявитель, г-н Иоаннис Сарандис, родился в 1951 г. и проживает в Каматеро Аттикис.
Во время рассматриваемых событий три заявителя служили офицерами в одном подразделении военно-воздушных сил Греции. Все они были последователями пятидесятнической церкви, протестантской христианской деноминации, придерживающейся принципа, что долг каждого верующего — заниматься евангелизацией.
А. Предполагаемые акты прозелитизма
1. Предполагаемый прозелитизм в отношении летчика Георгиоса Антониадиса со стороны первого и второго заявителей
8. В свидетельстве, данном летчиком Антониадисом в целях судебного преследования против заявителей (см. п. 13 ниже), он сказал, что был переведен в подразделение заявителей в 1986 г., два месяца спустя после поступления в ВВС, и был поставлено под начальство второго заявителя на телетайпную службу. Приблизительно в семи случаях первый и второй заявители вовлекали его в религиозные дискуссии, зачитывая вслух отрывки из Библии и призывая его принять верования пятидесятнической церкви. Второй заявитель говорил ему, что некоторые члены секты способны говорить на иностранных языках при содействии божественной силы. Всякий раз, когда летчик Антониадис возвращался из отпуска, второй заявитель спрашивал его, посещал ли он пятидесятническую церковь. Летчик показал, что чувствовал себя обязанным принимать участие в этих разговорах, потому что заявители были его вышестоящими офицерами.
2. Предполагаемые акты прозелитизма в отношении летчика Атанассиоса Коккалиса со стороны первого и третьего заявителей
9. В показаниях, данных Афинскому постоянному трибуналу ВВС (см. п. 13), летчик Коккалис показал, что он служил в подразделении заявителей с весны 1987 г. по октябрь 1988 г., хотя не находился в прямом подчинении ни у одного из них. За это время первый заявитель вовлекал его в богословские споры примерно тридцать раз, а третий заявитель — примерно пятьдесят раз, первоначально скрывая то, что они не были православными христианами, но впоследствии критикуя некоторые из основ этой веры и побуждая (уговаривая) летчика Коккалиса принять их веру. Третий заявитель неоднократно просил его посетить пятидесятническую церковь в Лариссе во время отпуска, рассказывая ему, что там происходили чудеса, в том числе обретение верующими способности говорить на иностранных языках, и давал ему читать пятидесятническую газету «Christianismos». Заявители были очень хорошими офицерами и были всегда любезны с ним, тем не менее, их обращения его смущали.
3. Предполагаемые акты прозелитизма в отношении летчика Николаоса Кафкаса со стороны первого и третьего заявителей
10. Летчик Николаос Кафкас не смог дать показания на слушании в первой инстанции из-за болезни жены, но рассказал апелляционному военному трибуналу (Courts-Martial Appeal Court) (см. п. 21), что служил в том же подразделении, что и заявители, под командованием третьего заявителя, с зимы 1988 г. по август 1989 г. Заявители не оказывали на него давления, чтобы он стал членом пятидесятнической церкви. Он сам подошел к третьему заявителю и спросил о причинах его умиротворенности, на что последний ответил, что это результат чтения Евангелия. Когда, по предложению первого и третьего заявителей, он начал читать Библию, он заметил несколько точек расхождения между ней и учением православной церкви. Он не имел никаких дискуссий с заявителями относительно православной и пятидесятнической церквей, хотя спрашивал у них совета, когда у него появлялись вопросы относительно Библии, и всегда находил их ответы убедительными. Они никогда не давали ему пятидесятнической литературы и не говорили ему посещать пятидесятническую церковь. Третий заявитель никогда не разрешал ему увольнения в целях, связанных с пятидесятнической церковью, которую он посетил впервые в сентябре 1989 г., после увольнения из Вооруженных сил.
Отец летчика Кафкаса, г-н Александрос Кафкас, показал в суде первой инстанции, что его сын был обращен из православной церкви в пятидесятническую во время службы в Военно-воздушных силах под командованием третьего заявителя. По его словам, вскоре после поступления сына в подразделение его поведение изменилось. Он перестал видеться с друзьями, проводил долгое время у себя в комнате за изучением Библии и слушанием проповедей, записанных на кассету, и привез домой из казарм свой телевизор и радиоприемник и книги, по которым он готовился к вступительным экзаменам в университет. Он сказал своему отцу, что познакомился с двумя офицерами, настоящими христианами, в отличие от него (отца). Когда его родители последовали за ним во время одного из его посещений пятидесятнической церкви, он ушел из дома и переехал жить в Афины. Он возвратился через 20 дней, вновь вернувшись в лоно православной церкви, и объяснил отцу, что первый и третий заявители обратили его в пятидесятническую веру, воспользовавшись своим положением для оказания на него давления и используя особые приемы убеждения. Они сказали ему, что ему будут даваться увольнения, если он пообещает посещать их церковь. Когда Александрос Кафкас отправился в поездку, Николаос вновь перешел в пятидесятническую церковь. Его отец заключил, что у сына нет собственной воли и он всегда поступает так, как ему говорят другие члены пятидесятнической церкви.
4. Предполагаемые акты прозелитизма в отношении семьи Баирамис и их соседей со стороны третьего заявителя
11. По заявлению капитана Илиаса Баирамиса, его родственник, г-н Харалампос Апостолидис, член пятидесятнической церкви, однажды начал сердиться на свою жену, говоря ей, что он видит в ней сатану. Позвали за вторым заявителем, и как только он пришел, г-н Апостолидис успокоился. Второй заявитель сказал проповедь членам семьи Баирамис и некоторым из соседей, пришедших посмотреть, что происходит, во время которой он призвал их всех обратиться в пятидесятническую веру.
5. Предполагаемые акты прозелитизма в отношении г-жи Анастассии Зунара со стороны второго и третьего заявителей
12. В заявлении, подготовленном в целях административного расследования против заявителей, г-жа Анастассия Зунара пояснила, что ее муж вступил в пятидесятническую церковь, что привело к разрушению их семейной жизни. Пытаясь понять своего мужа, г-жа Зунара несколько раз за время около 5 месяцев посещала пятидесятническую церковь и дома заявителей. В течение этого времени заявители, особенно второй и третий, неоднократно приходили к ней и уговаривали ее вступить в их церковь. Они сказали ей, что получили знамения от Бога и могут предсказывать будущее, и что г-жа Зунара и ее дети одержимы дьяволом. Постепенно у нее развились психологические проблемы, и она порвала все связи с заявителями и пятидесятнической церковью.
Б. Разбирательство в первой инстанции
13. 18 мая 1992 г. заявители предстали перед Постоянным трибуналом ВВС (Diarkes Stratodikio Aeroporias) в Афинах, состоящим из одного офицера с юридическим образованием и четырех других офицеров. Их судили за несколько случаев прозелитизма, в соответствии с разделом 4 закона 1363/1938, с изменениями и дополнениями (здесь и далее, «раздел 4» — см. п. 27).
14. В решении, вынесенном в день суда (№ 209/92), суд отверг доводы защиты о том, что закон о прозелитизме является неконституционным, найдя, что не могло возникнуть предмета рассмотрение в соответствии с принципом nullum crimen sine lege certa (прим. перевод: «ничто не может считаться преступлением, если не имеется соответствующего определенного закона»), из-за неисчерпывающего характера перечисления способов, которыми может осуществляться вторжение в сферу религиозных убеждений другого лица. Суд признал всех троих заявителей виновными в прозелитизме, утверждая, в частности, следующее:
1. По первому заявителю:
15. В отношении первого заявителя суд заметил:
«Обвиняемый, будучи офицером Вооруженных сил… служа в подразделении Х, совершил преступление прозелитизма в расположении своего подразделения между ноябрем 1986 г. и декабрем 1987 г., предприняв несколько деяний, которые дали начало единому, однако продолжительному нарушению соответствующей уголовной статьи. Он имел целью повлиять на религиозные убеждения летчика Георгиоса Антониадиса, православного христианина, служившего в том же подразделении, и изменить их. Злоупотребляя доверием, оказываемым ему летчиком Антониадисом, который был его подчиненным, обвиняемый приблизительно двадцать раз пытался убедить летчика Антониадиса стать членом пятидесятнической церкви, завязывая с ним богословские дискуссии, в ходе которых обвиняемый оспаривал правильность учений университетского факультета богословия относительно Бога и православных догматов. Он также побуждал летчика Антониадиса читать Библию в свете собственных представлений как члена пятидесятнической церкви, ставил под вопрос священное предание и советовал ему посетить церковь пятидесятнической секты в Афинах.
Действуя в том же качестве, обвиняемый совершил преступление прозелитизма между маем 1987 г. и февралем 1988 г., предприняв несколько деяний, которые… составили единое, хотя и продолжительное нарушение соответствующего уголовного установления. Он действовал с целью вмешательства и изменения религиозных убеждений летчика Атанассиоса Коккалиса, православного христианина, служившего в том же подразделении. Примерно в тридцати случаях обвиняемый пытался убедить летчика Коккалиса стать членом секты церкви пятидесятников, ставя под вопрос святость христианской православной церкви и приглашая летчика Коккалиса послушать записи об учении пятидесятнической секты. Обвиняемый злоупотребил доверием, присущим отношением между подчиненным и вышестоящим начальником и наивностью, неопытностью и молодостью летчика Коккалиса, говоря ему, что в его церкви некоторые люди начали говорить на иностранных языках под воздействием Святого Духа.
Выступая в том же качестве, обвиняемый совершил преступление прозелитизма с весны1989 г. по 18 августа 1989 г., в вышеупомянутом месте, … действуя с целью вторжения и изменения религиозных убеждений летчика Николаоса Кафкаса, который служил под его командованием в том же подразделении. Злоупотребив доверием, присущим отношениям между подчиненным и начальником, а также наивностью и неопытностью молодого человека, обвиняемый пытался убедить летчика Кафкаса стать членом секты церкви пятидесятников, постоянно, настойчиво и назойливо излагая свои воззрения, касающиеся секты пятидесятнической церкви, читая и разъясняя Библию в свете своих убеждений и снабжая его экземплярами брошюры под названием Christianismos. Обвиняемый преуспел в обращении летчика Кафкаса, воспользовавшись неискушенностью последнего в богословских вопросах и влиянием, которое он имел на него в силу своего положения и ранга».
Суд также признал первого заявителя виновным в прозелитизме в отношении еще одного летчика, Стефаноса Войкоса.
16. Суд приговорил его к тюремному заключению сроком на 5 месяцев за прозелитизм в отношении летчика Антониадиса, на 5 месяцев за прозелитизм в отношении летчика Коккалиса, на 5 месяцев — за прозелитизм в отношении летчика Войкоса и на 7 месяцев — за прозелитизм в отношении летчика Кафкаса. В целом, однако, поскольку некоторые из этих сроков накладывались, первому заявителю было предписано провести в тюрьме 13 месяцев. Суд постановил, что эти наказания должны быть заменены штрафом и быть приведены в исполнении только если заявитель совершит новые нарушения в течение 3 последующих лет.
2. По второму заявителю
17. В отношении второго заявителя суд вынес следующее решение:
«Обвиняемый, будучи военнослужащим-офицером, … служа в подразделении Х, совершил преступление прозелитизма в месторасположении своего подразделения между ноябрем 1986 г. и декабрем 1987 г., предприняв несколько деяний, которые… составили единое, продолжавшееся длительное время нарушение соответствующего уголовного установления. Он воспользовался властью, осуществляемой им в силу различия в званиях над летчиком Георгиосом Антониадисом посредством споров с ним о религии. Обвиняемый побуждал летчика Антониадиса, в силу молодости последнего, не изучать ничего, кроме Евангелия, где, по его словам, он найдет истину, отличающуюся от догм православия. Он также пытался, посредством умелого перетолкования отрывков из Священного Писания в соответствии с учением секты пятидесятников, убедить его в том, что православная вера неправильная и что он должен принять убеждения обвиняемого, настойчиво уговаривая его в то же время посетить во время отпуска пятидесятническую церковь в Афинах.
Обвиняемый также совершил преступление прозелитизма в Волосе в 1988 г.,.. воспользовавшись неопытностью и интеллектуальной слабостью г-жи Анастассии Зунара. Он несколько раз пытался (даты, когда имели место эти случаи, не установлены), вторгнуться и изменить ее религиозные убеждения, умело анализируя верования секты пятидесятников и их отличие от православной веры. Рассуждая о правильности первых, он последовательно пытался убедить ее в том, что последователи пятидесятнической церкви носят знаки, данные им от Бога, что они могут предсказывать будущее, что она и ее дети одержимы дьяволом, который ведет борьбу, чтобы сохранить контроль над ней, что она поклоняется идолам и бесам и что у пятидесятнической церкви — истина. Он также настойчиво уговаривал ее креститься и стать членом пятидесятнической церкви.
Обвиняемый также совершил преступление прозелитизма в Волосе, дата которого не установлена, примерно в начале июня 1989 г. По просьбе капитана Илиаса Баирамиса, обвиняемый пришел в дом г-на Апостолоса Баирамиса, брата капитана Баирамиса, где г-н Харалампос Апостолидис, шурин братьев Баирамисов и последователь пятидесятнической церкви, находился в состоянии исступления под воздействием его религиозных верований. Он с пеной у рта призывал имя Христово и говорил: «Благодарю тебя, Христос, за то, что я познал истину, я вижу дьявола в лицах моей жены и детей». Уже одно присутствие обвиняемого успокоило г-на Апостолидиса, и первый умело воспользовался этим, попытавшись изменить религиозные убеждения Апостолоса Баирамиса и Маригулы, Сотириоса и Эвангелиса Баирамисов, которые присутствовали при происходящем и находились под впечатлением от него, а также некоторых соседей, собравшихся позже. Он проповедовал им, рассуждая о верованиях пятидесятнической церкви и рассказывал, что они, а не воззрения православной церкви, являются правильными, и что в 1992 г. наступит конец света и церковь будет «восхищена». Он настойчиво призывал их уверовать в истинного Христа и сказал им, что будучи православными, они встали на сторону дьявола».
18. Второй заявитель был приговорен к 5 месяцам тюремного заключения за прозелитизм в отношении летчика Антониадиса, к 5 месяцам заключения за прозелитизм в отношении г-жи Зунара и к 8 месяцам заключения за прозелитизм в отношении семьи Баирамисов и их соседей, хотя всего ему нужно было отбыть срок 12 месяцев. Суд постановил, чтобы эти наказания были заменены штрафом и не приводились в исполнение, если только заявитель не совершит новые преступления в течение 3 лет.
3. По третьему заявителю.
19. В отношении третьего заявителя суд постановил следующее:
«Обвиняемый, будучи офицером, … служа в подразделении Х, совершил преступление прозелитизма в месторасположении своего подразделения между маем 1987 г. и февралем 1988 г., предприняв несколько деяний, которые… составили единое, продолжительное нарушение соответствующего уголовного установления. Он пытался повлиять на религиозные взгляды летчика Атанассиоса Кокалиса, православного христианина, служившего в том же подразделении. Воспользовавшись доверием, свойственным отношениям между подчиненным и начальником, обвиняемый более 50 раз пытался убедить летчика Коккалиса в том, что учение православной церкви не верны по нескольким вопросам, таким как девственности Пресвятой Богородицы, иерархия священства и сила Святого Духа. Он постоянно завязывал с летчиком Коккалисом дискуссии относительно учения пятидесятнической церкви, последователем которой является обвиняемый, говоря ему, что учения его секты, а не православной церкви, являются правильными. Он уговаривал его посетить место в Лариссе, где обычно собирались последователи пятидесятнической церкви, и стать членом этой секты, и дал ему бесплатный экземпляр периодического издания, выпускаемого последователями пятидесятнической церкви под названием «Christianismos». В ходе этих встреч обвиняемый намеренно не раскрывал летчику Коккалису, что он является членом секты пятидесятников.
Действуя в том же качестве, обвиняемый совершил преступление прозелитизма в том же месте за период четырех-пяти месяцев 1988 г., пытаясь измененить религиозные взгляды г-жи Анастассии Зунара, православной христианки. Он умело воспользовался ее неопытностью в религиозных вопросах и интеллектуальной слабостью, проистекающей из ее низкого уровня образованности, и назойливо пытался убедить ее креститься и стать членом пятидесятнической церкви. Он постоянно говорил ей, что он носит знаки, данные ему от Бога, способен предвидеть будущее, и что она и ее дети одержимы. Его намерением было подорвать ее веру в православие и обратить ее в секту пятидесятников.
Действуя в том же качестве, обвиняемый совершил преступление прозелитизма в том же месте между весной 1989 г. и 18 августа 1989 г., <…> действуя с целью оказания влияния и изменения религиозных взглядов летчика Николаоса Кафкаса, православного христианина, служившего в том же подразделении. Воспользовавшись доверием, лежащим в основе взаимоотношений между подчиненным и начальником, а также наивностью и неопытностью летчика Кафкаса, обвиняемый пытался уговорить его присоединиться к пятидесятнической церкви. Он завязывал с ним неоднократные и навязчивые беседы, анализирующие его взгляды относительно пятидесятнической церкви, постоянно читая Евангелие и интерпретируя его в соответствии со своими взглядами. Он давал летчику Кафкасу издания своей секты и водил его в места богослужений. Таким образом ему у