О применении законодательства о религиозных объединениях

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 декабря 1997 года


Для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" направляем:

Комментарий к Закону, подготовленный заместителем Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е.;
Не приводятся.

Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений;

Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений на основе поступивших запросов органов юстиции.

Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции разработаны и будут направлены после их государственной регистрации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (о порядке регистрации представительств иностранных религиозных организаций и о проведении государственной религиоведческой экспертизы) после их принятия будут официально опубликованы.
Не приводится.

Одновременно напоминаем о необходимости представления в Департамент по делам общественных и религиозных объединений к 20 января 1998 года сведений о государственной регистрации религиозных организаций за 1997 год согласно ранее направленной форме.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются - регистрирующие органы), правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Поскольку принятый Федеральный закон не содержит конкретных указаний на формы и методы осуществления регистрирующими органами контрольных функций в отношении религиозных организаций, то в правоприменительной практике следует руководствоваться не только положениями данного Закона, но и соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях" и иными актами действующего законодательства Российской Федерации.


Задачи и предмет контроля

Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности;

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на: соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;

соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;

своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.

Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации, изменение данных государственного реестра юридических лиц), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

Непредставление требуемых сведений в регистрирующий орган в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 8) в качестве религиозных признаются организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры. Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной деятельностью, соответствующей ее цели и не запрещенной законом. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе (ст. 53 части первой ГК РФ).

Следовательно, деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, является:

утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощи и т.д.);

осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.


Организация контроля

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации регистрирующие органы не должны подменять органы прокуратуры и иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных проверок деятельности религиозных организаций с участием соответствующих надзорных и контрольных органов по предварительной договоренности с ними.

Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке по инициативе регистрирующего органа, а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:

по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;

по публикациям и сообщениям печати и иных средств массовой информации;

по поручению Министерства юстиции, других органов государственной власти и управления;

в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону. Не допускаются:

проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий;

нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;

оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет ответственность по закону (ст. 193 КоАП РСФСР, ст. 148 УК РФ).

О предстоящей проверке надлежит уведомить руководителей религиозной организации.

Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение следующих действий со стороны регистрирующего органа:

изучение материалов регистрационного дела религиозной организации, имеющихся в регистрирующем органе заявлений и обращений граждан, сообщений печати и иных средств массовой информации, касающихся деятельности данной организации;

запрашивание в правоохранительных, налоговых и иных государственных органах имеющейся у них информации и сведений, связанных с деятельностью проверяемой религиозной организации; направление по согласованию с религиозной организацией своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;

запрашивание и изучение официальной информации и иных материалов религиозной организации, касающихся ее уставной деятельности, а также ее структурных подразделений;

получение разъяснений от руководителей и членов религиозной организации по вопросом, относящимся к уставной деятельности религиозной организации;

совершение иных действий в пределах установленной законом компетенции регистрирующего органа.


Принятие мер по результатам проверки

Результаты проверки оформляются в виде справки, приобщаемой к регистрационному делу, хранящемуся в регистрирующем органе. О результатах проверки информируется руководящий орган религиозной организации.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих действующее законодательство, регистрирующий орган информирует руководящий орган религиозной организации о допущенных нарушениях с предложением об их устранении или выносит религиозной организации письменное предупреждение.

В случаях, когда выявленные нарушения имеют характер административного правонарушения, регистрирующий орган передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случаях, когда в выявленных нарушениях имеются признаки преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях").


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Департаментом по делам общественных и религиозных объединений изучены и обобщены запросы органов юстиции о применении некоторых положений принятого Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", поступившие в Министерство юстиции согласно инструктивному письму Минюста России от 16.10.97 N 08-18-207-97.

В настоящее время правоприменительная практика по реализации данного Закона не накоплена, не приняты предусмотренные им нормативные правовые акты (Правила регистрации. Правила проведения государственной религиоведческой экспертизы. Положение о порядке открытия и регистрации представительств иностранных религиозных организаций). В этой связи настоящие разъяснения подготовлены на основании действующего законодательства, Комментария к Закону и проектов соответствующих нормативных правовых актов, разработанных Министерством юстиции и Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, и изложены в виде ответов на поступившие вопросы.

1. Сколько человек должно состоять в религиозной группе для уведомления о ее создании органов местного самоуправления?

Закон не устанавливает минимальной численности религиозной группы, но согласно п. 3 ст. 8 к моменту государственной регистрации ее в качестве местной религиозной организации она должна иметь не менее 10 участников.

2. Какие требования предъявляются к документу, подтверждающему существование религиозной группы не менее 15 лет? Что может служить доказательством достоверности этого срока?

Закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения, его форму. В этой связи целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Что касается доказательств сроков существования религиозной группы, то они должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3. Все ли религиозные организации при регистрации и перерегистрации должны предъявлять подтверждение о 15-летнем существовании?

По смыслу ст. 9 Закона доказательства о 15-летнем сроке существования должны представлять только местные религиозные организации, не имеющие подтверждения о вхождении в соответствующую централизованную религиозную организацию. На централизованные религиозные организации требование о 15-летней продолжительности деятельности не распространяется.

4. Что означает требование к участникам религиозных организаций "постоянно и на законных основаниях проживать на территории Российской Федерации"? Могут ли быть учредителями религиозной организации иностранные граждане?

Согласно п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 участниками религиозного объединения и организации наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в Российской Федерации. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 9 учредителями религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации.

5. Может ли иностранный гражданин возглавлять религиозную организацию?

По смыслу п. 1 ст. 8 иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозной организации, а следовательно, и ее руководителями, если они "постоянно и на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации". Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, возглавлять религиозную организацию не могут. В то же время согласно п. 2 ст. 20 религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной религиозной деятельностью в данной организации, но на них также распространяется вышеуказанное положение Закона.

6. Что понимать под термином "учредитель (учредители) неправомочен" (ст. 12)?

Под этим термином понимается несоблюдение предъявляемых Законом требований к учредителям религиозных организаций (несовершеннолетие, отсутствие гражданства Российской Федерации, превышение установленных Законом правомочий для местных и централизованных организаций и т.д.).

7. Может ли местная религиозная организация в соответствии со ст. 19 создавать учреждения профессионального религиозного образования?

Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п. 6 ст. 8 они создаются централизованными религиозными организациями.

8. Какие виды религиозных организаций могут создавать централизованные организации? Может ли централизованная организация учредить местную организацию?

Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций закрепляется в п. 6 ст. 8 Закона. Местная религиозная организация, как объединение граждан, создается исключительно гражданами, путем их добровольного волеизъявления. В свою очередь не менее трех местных организаций одного вероисповедания вправе создать централизованную религиозную организацию. Объединение (ассоциация, союз) религиозных организаций разных конфессий согласно п. 2 ст. 121 части первой ГК РФ является некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, поскольку не может обладать главным признаком религиозного объединения - совместным исповеданием веры.

9. Может ли местная религиозная организация ликвидироваться решением вышестоящей централизованной организации?

Нет, поскольку согласно п. 1 ст. 14 Закона и п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его уставом. Вместе с тем в соответствии с каноническими установлениями религиозных объединений, имеющих иерархическую структуру, например православных или католических, где образование местных организаций (приходов) происходит по благословению правящего епископа, лишение такого благословения, юридически выражающееся в отзыве из регистрирующего органа подтверждения о конфессиональной принадлежности со стороны централизованной организации, влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения данной централизованной организации и лишает ее права использовать в своем наименовании реквизиты централизованной религиозной организации.

10. Где осуществляется регистрация местной религиозной организации, если ее вышестоящий орган находится за пределами РФ? Требуется ли документ, подтверждающий существование иностранной централизованной религиозной организации на соответствующей территории не менее 15 лет?

Согласно п. 2 ст. 11 Закона регистрация всех местных религиозных организаций производится территориальными органами юстиции, и в данном случае в регистрирующий орган должны представляться документы, предусмотренные п. 6 настоящей статьи. Подтверждение иностранной религиозной организации не равнозначно подтверждению централизованной религиозной организации, и создаваемая местная организация не может быть зарегистрирована в качестве юридического лица, если она действовала менее 15 лет. В то же время, если на территории РФ была зарегистрирована централизованная религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей, то она сама по смыслу п. 1 ст. 13 уже не является иностранной религиозной организацией и вправе выдавать соответствующие подтверждения своим структурным подразделениям на территории РФ.

11. Могут ли местные религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, учреждать централизованные организации?

Нет, поскольку предварительно они должны оформить статус местной религиозной организации посредством государственной перерегистрации.

12. Как оформляются представляемые в регистрирующий орган сведения об основах вероучения религиозной организации?

Согласно п. 5 ст. 11 сведения об основах вероучения представляются каждой религиозной организацией в установленном Законом объеме. В случае регистрации местных религиозных организаций, входящих в централизованную организацию с единым вероучением, например Русская православная церковь, возможно представление соответствующего "типового" документа.

13. Из ст. 10 Закона не вытекает, что религиозная организация обязана указывать в своем уставе территорию ее деятельности. Как тогда учитывается территориальная сфера деятельности?

Согласно п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ и ст. 10 Закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время и не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).

14. Может ли жилое помещение являться юридическим адресом религиозной организации?

Согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 богослужения, религиозные обряды и церемонии могут совершаться в жилых помещениях, но по смыслу п. 1 ст. 7 помещения для этих целей могут предоставляться только участниками религиозной группы.

Использование жилого помещения в качестве юридического адреса не запрещается. Но при этом религиозная организация должна уведомить регистрирующий орган, являющийся согласно Закону и контролирующим органом, о месте своего фактического нахождения.

15. Может ли местная религиозная организация, заранее зарегистрировавшая свой устав в качестве автономной организации, вступить в существующую централизованную организацию и при перерегистрации представить подтверждение о принадлежности к ней?

Да, может. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона она должна внести соответствующее дополнение в устав и зафиксировать в нем принадлежность к данной централизованной организации.

16. Какова процедура перерегистрации религиозных организаций? В чем заключается ежегодная перерегистрация религиозной организации, не имеющей документа о 15-летнем существовании?

Согласно ст. 27 Закона религиозные организации, ранее зарегистрировавшие свои уставы, должны привести их в соответствие с Законом и до 31 декабря 1999 года пройти государственную перерегистрацию. В этой связи данную процедуру следует рассматривать как внесение изменений и дополнений в устав и проводить ее в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона не подлежат перерегистрации религиозные организации, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета деятельности.

Что касается процедуры ежегодной перерегистрации религиозных организаций, не имеющих подтверждения от централизованной религиозной организации или подтверждения о 15-летнем сроке своего существования, то она Законом не установлена. Но при этом Закон не требует, чтобы такая религиозная организация ежегодно переоформляла и представляла в регистрирующий орган все предусмотренные в ст. 11 документы. В этой связи полагаем возможным, чтобы религиозная организация после первичной перерегистрации ежегодно информировала регистрирующий орган о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в Государственный реестр. Если у регистрирующего органа не будет основанных на Законе претензий к деятельности указанной организации, он может продлить срок действия выданного свидетельства или выдать новое с прежним регистрационным номером. Одновременно полагаем, что требование ст. 27 о ежегодной перерегистрации ранее зарегистрированных религиозных организаций и ущемление в этот период их прав противоречит ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 


  
также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru