Не верую. Каждый пятый россиянин не знает, кто такие атеисты16 Января 2014
Январь - не самый подходящий месяц для споров на религиозные темы. Тут тебе и православное Рождество, которое стало теперь общегосударственным выходным днем, и уже традиционные многокилометровые очереди к привезенным в Россию святыням, и Крещение, которое отмечают не только верующие люди, но и обычные "моржи" - любители зимних купаний... Но все же социологи Фонда "Общественное мнение" пошли поперек традиции. Свой опрос они посвятили не "чувствам верующих", а совсем наоборот - атеизму и отношению к нему в нашем обществе.
Конституция гарантирует нам свободу совести, право исповедовать какую-либо религию или, цитируя Высоцкого, "ни во что не верить, даже в черта назло всем" закреплено в Основном законе. Но мораль и право вещи разные. И все же, как выяснил ФОМ, в целом россияне к атеистам вполне терпимы, подавляющее большинство (79%) никогда не вступало с ними в споры, 15% делают это очень редко. Диспуты устраивали лишь двое из каждой сотни респондентов. Яростные споры "Бога нет! - Это на вас самих креста нету!" осталось в непримиримых 20-30-х или в атеистических "застойных" годах. При этом налицо парадокс: число верующих за последние 6 лет в России выросло на 7 процентных пунктов и составляет сейчас 77% населения. Но, видимо, вера способствует терпимости: осуждать атеистов стали гораздо реже. Подобное отношение к ним высказывают лишь 4% (в 2007 г. - 7%). 67% относятся к неверующим согражданам без малейшего осуждения. Выяснился и еще один, просто поразительный факт. Каждый пятый россиянин вообще не знает слова "атеизм". 20% опрошенных впервые услышали его именно от социологов.46% понимают, что этот термин означает, треть (31%) россиян всего лишь "слышали" его. Кстати, за шесть лет познаний у нас не убавилось и не прибавилось. Зато ассоциаций со смутно знакомым словом - масса. Первое, что приходит в голову 42% опрошенных: атеисты - это люди, которые не верят в бога. По 4% припоминают "безбожникам" антирелигиозную пропаганду и разрушение храмов, 3% говорят о "материализме и рационализме", дарвинизме, объяснении мира только "по науке"и т.п. Это суждения нейтральные, но столько же россиян и не стеснялись обозвать атеистов достаточно обидными эпитетами. Сыграло роль и слабое знание предмета: находились люди, которые называли атеизм "чем-то церковным", "чем-то вроде религии" и т.п. или утверждали, что это "секта" типа "Свидетелей Иеговы" (бедные иеговисты напрасно приставали к таким прохожим со своими лекциями!) Кому-то такая система взглядов представлялась "бунтарством", другие, напротив, утверждали, что атеизм представляет собой "трезвый взгляд на жизнь" и в целом не так уж и плох. Впрочем, в массе своей россияне вполне лояльны к "безбожникам". К атеизму как системе взглядов 9% россиян относятся положительно, почти две трети (61%) - безразлично. Отрицательно настроен каждый пятый (20%). Снова неожиданность: всегда считалось, что наиболее нетерпимы к неверующим полуграмотные "бабки". Ничего подобного. Неприязнь к атеистам растет прямо пропорционально уровню образования. Среди тех, у кого за плечами средняя школа или того меньше, не любят атеистов 16%. В группе респондентов со средним специальным образованием - уже 22%, с высшим - 23%. "Умножение познаний" вовсе не смягчает сердца. Любопытно, что люди по-разному оценивают собственные религиозные убеждения и чужие. Сами себя называют верующими 77% (69% исповедуют православие, 5% - ислам, по 1% - другие религии). Но лишь 42% говорят, что в их ближайшем окружении религиозных людей больше, чем атеистов. 7% уверены, что атеисты в большинстве, а 22% - что тех и других среди их родственников и знакомых поровну. Еще 17% этим вопросом просто не задаются. Хотя бы потому, что только для каждого девятого россиянина (11%) вообще важно, атеист человек или верующий. Для 82% религиозные убеждения не служат препятствием в общении. Разве что верующие несколько менее терпимы: из них в такой толерантности расписались 79%, среди атеистов - 95%. Многие отмечали, что все зависит от воспитания, а веру люди порой теряют из-за пережитых трудностей. Кроме того, религиозность не свойственна ученым. Но от расхожих стереотипов или предубеждений тоже никуда не деться. Так, ряд россиян ставит знак равенства между атеизмом и "бездуховностью", бессовестностью, черствостью, равнодушием, жестокостью - и далее по нарастающей вплоть до сатанизма, терроризма и откровенного криминала. Некоторые отказывали в праве называться верующими вип-персонам, политикам, богатым людям - объектам классовой ненависти и зависти или испокон веку нелюбимым в народе "чиновникам". Но большинство все-таки понимает, что даже не религиозный человек вполне способен проявить лучшие качества и отвечать самым строгим моральным критериям просто в силу убеждений, а не из-за принадлежности к некоей конфессии. И если у них "нет Бога в душе" - это вовсе не значит, что за этой самой душой ничего хорошего нет. Компетентно
Григорий Кертман, ведущий аналитик ФОМ, утверждает, что за смягчением позиции верующих к атеизму может стоять "всепобеждающая ностальгия" по атрибутам советской эпохи, симптомы которой в последнее время видны достаточно явственно. Очевидную странность - то, что люди якобы "не знают" слова "атеизм", - эксперт объясняет тем, что "разум хитер" и вытесняет на периферию сознания нежелание человека думать о противоречиях такой тоски по атеистической эпохе с собственной нынешней религиозностью. Как утверждает Кертман, склонность к атеизму практически не зависит от доходов граждан или от того, живут они в мегаполисах или на селе. А вот сильный и слабый пол мыслят по-разному: в "безбожники" записываются 19% мужчин и 8% женщин, верующими называют себя 68% и 85% соответственно. То есть среди мужчин соотношение атеистов и верующих 1:3,5, а среди женщин 1:10. Но так или иначе, заключает эксперт, трещины или пропасти между верующими и атеистами нет. Об оскорблении своих чувств в ходе опроса как религиозные, так и неверующие россияне говорили очень редко. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |