КоммерсантЪ Волга-Урал.Казань: Роскошь признали пороком. Настоятеля казанского храма наказали за «стремление к наживе»

27 Сентября 2011

В Казанской епархии разгорелся скандал. Епархиальный суд отстранил от должности настоятеля казанского храма святой Параскевы Пятницы протоиерея Михаила Григорьева за «желание и стремление к наживе, воспевание культа богатства». Поводом стал телесюжет. В нем говорилось о благосостоянии отца Михаила, которое суд посчитал чрезмерным для священника. Сам он называет произошедшее с ним «заказом, провокацией и ложью» и намеревается продолжить службу в храме.

Секретарь Казанской епархии протоиерей Александр Павлов вчера сообщил „Ъ“, что накануне епархиальный суд принял решение отстранить от должности настоятеля и председателя приходского совета храма святой Параскевы Пятницы (расположен на улице Большая Красная возле Казанского кремля) протоиерея Михаила Григорьева. Протоиерей Александр отметил, что это решение принимали 12 настоятелей татарстанских храмов под председательством настоятеля Макарьевского монастыря игумена Глеба Владимирова и при участии архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (в миру Александр Меткин). 

Александр Павлов сказал, что поводом для разбирательства послужил недельной давности телесюжет компании НТВ «раскрывающий некоторые аспекты жизни отца Михаила». В нем рассказывалось о благосостоянии Михаила Григорьева. В частности, сообщалось, что батюшка имеет три загородных дома, две квартиры в Казани и одну в Москве. Отец Михаил носит часы Patek Philippe за $100 тыс., одежду от Louis Vuitton и Brioni, пользуется телефоном Vertu за $20 тыс., ездит на BMW X6 и Mercedes Gelandewagen по $150 тыс. каждый, а также на Mercedes Viano за 1,2 млн руб.

Как сказал Александр Павлов, «суд признал недостойным священника образ жизни отца Михаила», в том числе «желание и стремление к наживе, воспевание культа богатства». Впредь ему поручено заниматься восстановлением полуразрушенного, недействующего храма в селе Каймары Высокогорского района, где, по словам Александра Павлова, фактически нет прихода. «В ближайшее время отец Михаил приступит к работе»,— сказал священник.

Михаил Григорьев имеет большой опыт восстановления храмов, который он описал в своей книге «Возрождение». Он служил чтецом и певцом в кафедральном Спасском соборе в Нижнем Новгороде, когда в 1997 году по рекомендации его брата игумена Игнатия, настоятеля чувашского прихода в Ульяновске, архиепископ Анастасий пригласил его возглавить чувашский приход в Казани. Храм Параскевы Пятницы находился в полуразрушенном состоянии. В советские годы он был тюрьмой НКВД, где расстреливали заключенных. «Я начал с того, что написал письмо на имя Мухаметшина (Фарид Мухаметшин, спикер Госсовета Татарстана.—„Ъ“), в то время главы татарстанского правительства, с просьбой передать Пятницкий храм в ведение Казанской епархии. В письме я сделал ударение на том, что правительство Чувашской республики совсем недавно вынесло положительное решение об открытии в Чебоксарах мечети. Поэтому, писал я, было бы верным сделать ответный шаг, разрешив верующим чувашам иметь собственный храм в Казани, коим и должна была стать церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Ответ на мое письмо был положительным, и в апреле сотрудница Государственного объединенного музея Республики Татарстан отдала мне связку ключей от храма»,— написал отец Михаил в своей книге. Для восстановления храма он привлек благотворителей, которыми в основном стали представители чувашской диаспоры. В их числе священник назвал директора представительства ОАО «КамАЗ» в Казани, бывшего заместителя гендиректора по продажам и сервису ОАО «КамАЗ» Анатолия Самаренкина и гендиректора ОАО «Казанский завод продтоваров „Алекс“» Владимира Алексеева: «Это их заслуга, что Пятницкая церковь сегодня живет и действует». На их средства была восстановлена колокольня, возведен целый комплекс прочих построек храма, открылись воскресная школа и приходская библиотека. Храм получил популярность в том числе благодаря тому, в нем были размещены особо почитаемые верующими святыни — частица Древа Животворящего Креста Господня, привезенная из Италии, и старинная икона с частицей мощей Параскевы Пятницы.

«У меня моральное право и свобода делать сейчас, что угодно. Потому что восстановление храма начиналось не с помощью кого-то, а за счет моей работы с каждым человеком»,— рассказал в сюжете НТВ отец Михаил.
Главный научный сотрудник Института религии и права, профессор Российского государственного гуманитарного университета Анатолий Пчелинцев сказал „Ъ“, что был «возмущен тем, что увидел» в сюжете о протоиерее Михаиле Григорьеве. Он считает «правильным решением» отстранение его от руководства приходом. «Священник не имеет право так себя вести. Он должен быть бессребреником. Протоирею нужно было потратить такие роскошные подарки на детей, на социальные проекты, столовые для малоимущих»,— убежден господин Пчелинцев. По его мнению, суд над протоиреем станет «хорошим уроком» для «весомой части священников, которые погрязли в роскоши» и «идут в церковь, чтобы деньги зарабатывать, а не богу служить». «Чтобы восстановить храм в сельской местности — ему будет достаточно продать свои часы»,— полагаетАнатолий Пчелинцев.

Доцент кафедры религиоведения Приволжского федерального университета Лариса Астахова также считает, что реакция церкви является «воспитательной мерой» и «показательным процессом». Она говорит, что имя отца Михаила «часто всплывало по итогам социологического исследовании в Казани в связи с обсуждением финансового благосостояния священнослужителей церкви». «Некоторое время назад одна из городских газет рассказала о том, что он владеет „Гелендвагеном“. После этого, со слов журналистов, священнослужитель позвонил в редакцию и указал им на неточность — газета указала стоимость базовой комплектации автомобиля, а он, отец Михаил, владел топ-версией»,— рассказала госпожа Астахова. «У протоирея было неадекватное восприятие должного уровня благосостояния для служителя церкви. Вероятно, из-за удобного и выгодного положения храма он считал, что все отцы так живут»,— предполагает она. 

В Московской патриархии вчера были не в курсе происходящего в Казанской епархии. Заместитель управляющего делами патриархии игумен Савва (Сергей Тутунов) предположил, что Казанская епархия еще «не успела сообщить» о состоявшемся суде в Москву. При этом священник отметил, что «церковь не может запретить своим служителям получать подарки». «Вместе с тем во всем должна быть разумная умеренность. Жить надо по совести»,— подчеркнул игумен Савва. 

Сам Михаил Григорьев скандал вокруг своей персоны назвал «заказом, провокацией и ложью». Он сообщил „Ъ“, что планирует отправиться в Москву, чтобы посоветоваться со своим духовным отцом, а затем уйти во внеочередной отпуск, чтобы «восстановить здоровье». «Приход в Высокогорском районе — это будет моя дополнительная нагрузка»,— уточнил Михаил Григорьев, подчеркнув, что одновременно продолжит служить в храме Параскевы Пятницы. От дальнейших комментариев священнослужитель отказался, сообщив, что он «установил себе запрет» на общение с журналистами. 

Ольга Кудрина, Дмитрий Большаков

источник: Коммерсантъ (Казань), №179 (4717), 24.09.2011


Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1781029


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru