"Бог Кузя" и Энтео - кто опаснее для церкви

"Бог Кузя" и Энтео - кто опаснее для церкви
18 Сентября 2015
Андрей Попов создал деструктивную секту, обиравшую доверчивых людей. Дмитрий Цорионов организовал движение "Божья воля", якобы защищавшее чувства верующих путем антиобщественных выходок. Кто из них нанес больше вреда Русской православной церкви, попытался понять Владимир Ардаев.

Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Заключен под стражу подозреваемый в мошенничестве организатор собственной секты Андрей Попов (он же "бог Кузя") и должен предстать перед судом идейный лидер движения "православных активистов" Дмитрий Цорионов (он же Энтео). В этих двух совершенно разных новостях звучит нечто общее, но не только то, что оба использовали в своих неблаговидных делах религиозные чувства людей. Так или иначе, обе истории прямо или косвенно, в той или иной степени бросают тень на Русскую православную церковь.

Сектанты не только поклонялись своему "богу Кузе", но и действовали при православных приходах, собирая с прихожан пожертвования на восстановление удаленных и малоизвестных храмов и монастырей, в том числе, в Донбассе. Деньги секта присваивала. На православных выставках-ярмарках адепты секты также собирали немалые суммы, которые пополняли казну Андрея Попова.

Активисты "Божьей воли" учиняли свои хулиганские акции в общественных местах, в театрах и выставочных залах, при этом ссылаясь на то, что защищают чувства православных верующих и действуют с благословения отцов Русской православной церкви.

"Бог Кузя"-Попов теперь в следственном изоляторе, ему может грозить до 10 лет лишения свободы за мошенничество, и не исключено, что будет предъявлено обвинение в создании деструктивного культа. Энтео-Цорионову после разгрома выставки в Манеже пока грозит административное наказание за мелкое хулиганство, которое некоторые его соратники уже понесли. Однако полиция Москвы сообщила: по факту уничтожения или повреждения культурных ценностей в Манеже возбуждено также и уголовное дело.

Вряд ли стоит лишний раз распространяться о том, что обе эти истории если и отражаются на престиже РПЦ, то далеко не лучшим образом.

Впрочем, в Московской патриархии с таким утверждением не согласны.

"Церковь не ответственна за то, что не имеет к ней отношения"

"История с сектой, организованной Андреем Поповым, не имеет никакого отношения ни к православию, ни к христианству, ни к религии вообще. Это классическая тоталитарная секта с культом вождя, которая использовала все возможные средства, чтобы собрать побольше денег для личного обогащения. То есть обыкновенная мошенническая схема вроде "финансовой пирамиды", — говорит руководитель аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе.

То, что сектанты обирали прихожан православных храмов и посетителей православных выставок-ярмарок, по словам представителя патриархата, было лишь инструментом в их неблаговидной деятельности. Представители РПЦ сообщали в правоохранительные органы о том, что к православию данная организация никакого отношения не имеет, а также неоднократно предупреждали прихожан о том, что они могут стать жертвами мошенников.

После задержания Попова руководитель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда поблагодарил сотрудников правоохранительных органов, "которые пресекли деятельность псевдорелигиозных мошенников".

Что касается деятельности "Божьей воли", то сами по себе движения христианских активистов разных конфессий появились отнюдь не вчера и уже имеют свою историю, говорит Вахтанг Кипшидзе, напоминая, скажем, о массовых акциях протеста против легализации однополых браков во Франции. Как и любые активные публичные действия, они несут в себе заведомую опасность — возникновения массовых беспорядков, незапланированных вспышек насилия…

"Энтео с его православными активистами нельзя считать эксклюзивным российским изобретением", — утверждает представитель РПЦ. При этом он полагает, что вызов общественной морали, которым изобилует современное искусство, нередко сам провоцирует людей на агрессивные поступки.

Кипшидзе пояснил также, что движение православных активистов существует само по себе и с РПЦ никак не аффилировано — следовательно, и за их действия церковь никакой прямой ответственности нести не может. Если кто-то из активистов и получал благословение своих личных духовников, то это не может быть предметом публичного обсуждения как вопрос частных отношений.

"Церковь объединяет людей, единых в вере. При этом они могут придерживаться разных, причем противоположных политических взглядов, по-разному оценивать происходящие вокруг события, в том числе формы общественной реакции на провокационное искусство. Примерно так же обстоит дело и в оценке деятельности Дмитрия Цорионова и его единомышленников", — говорит Вахтанг Кипшидзе.

"Церковь в ответе за дела своих прихожан"

Словно иллюстрируя последний тезис, известный православный публицист, миссионер и богослов протодиакон Андрей Кураев излагает прямо противоположную точку зрения.

"Даже пресловутый "бог Кузя" имеет самое прямое отношение к жизни и истории Русской православной церкви. Во-первых, на православных выставках-ярмарках сектанты "бога Кузи" всегда занимали несколько стендов, на которые не выставляли никаких товаров — только лишь плакаты, призывающие посетителей раскошелиться на то, чтобы какие-то ранее никому не известные старцы и священники помолились за них и их близких. Далее — подробный список исцеляемых недугов. Но это не встревожило руководство выставок и принимающих их епархий. Во-вторых, его почитатели и почитательницы, люди, которые несли ему огромные деньги, — все они наши православные прихожане и прихожанки. То, что они воспитаны именно так, что они падки именно на такого рода ритуальные услуги и что они недостаточно образованы для того, чтобы отличить проповедника от проходимца — грех церкви", — говорит он.

"Ведь не кришнаиты и не баптисты давали деньги на эти "поминальные записки". Если огромная масса наших, церковных, людей, считает, что, отдав сто рублей, можно исцелиться по молитвам неизвестного тебе и не знающего тебя "молитвенника", — это печальный диагноз всей системе церковного просвещения", — продолжает Кураев.

Что касается Энтео, то, вне всякого сомнения, он и его "православные активисты" пользовались и пользуются покровительством Московской патриархии, считает Андрей Кураев.

"Поощрение экстремистов, якобы борющихся с "кощунством" и защищающих "чувства верующих", ведет начало с 2012 года, с той гипертрофированной реакции, которая последовала в РПЦ на акцию известной своими экстравагантными выступлениями панк-группы Pussy Riots в храме Христа Спасителя. Сама по себе их выходка была не особо примечательной, в Соборе Святого Петра в Ватикане или в храмах Иерусалима подобные инциденты наверняка происходят каждую неделю. Однако это не становится поводом для заявлений понтифика или патриарха, для собирания многолюдных митингов и кампаний в прессе. У нас реакция была явно преувеличенной — и вот результат", — считает богослов.

Нельзя считать, что Цорионов и его люди не имеют отношения к церкви, поскольку они отождествляют себя с нею и действуют от ее имени. А церковь до сих пор не отказалась от них, никто из этих людей от церкви не отлучен, напоминает Андрей Кураев, добавляя, что, впрочем, дистанцироваться и обличить можно легко. Вопрос в другом: насколько искренне это будет и насколько убедительна будет предложенная альтернатива.

"Церкви стоит решительно отмежеваться от тех, кто ее дискредитирует"

И все же дистанцироваться от тех людей, которые подрывают авторитет РПЦ, ей необходимо, считает заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.

"Сама Церковь Христова как богочеловеческий организм, конечно же, ни в коей мере не может быть ответственна за деяния людей, никак ее не представляющих, но почему-то действующих от ее имени. Точно так же Монетный двор не может отвечать за преступления фальшивомонетчиков. Однако конкретные люди, конкретные служители церкви определенную долю ответственности могут нести", — говорит он.

Александр Дворкин напоминает, что многие "православные активисты" утверждали, что получили благословение на свою выходку в Манеже. И прежде всего стоило бы установить истину — действительно ли существуют священники, оказавшие поддержку провокаторам, которые в итоге бросили тень на всю церковь.

"В каком-то смысле Цорионов опаснее "бога Кузи", потому что тот по меньшей мере не заявляет, что он действует от имени Церкви, у него своя собственная секта. А "Энтео" — он, на мой взгляд, не слишком отличается от пресловутой панк-группы, на волне возмущения против которой он, собственно, и возник. Они устроили свою акцию в храме — он устраивает свои акции в театрах, музеях и на других общественных площадках. А цель одна и та же: скандальная известность, популярность, ничего общего не имеющие с христианскими ценностями", — говорит Дворкин.

"Божья воля" дискредитирует православие намного больше, чем любая тоталитарная секта, — даже самим своим названием, убежден Александр Дворкин. Чтобы окончательно расставить все точки над "i", церкви стоит более четко обозначить свою позицию и разъяснить обществу, что в действительности "православные активисты" с их эпатажными хулиганскими выходками не имеют к ней никакого отношения.


источник: РИА Новости 

также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru