Коран раздора. Скандал со священными книгами дошёл до Госдумы

Коран раздора. Скандал со священными книгами дошёл до Госдумы
5 Октября 2015

Депутат чеченского парламента Шамсаил Сараилов внёс в ГД РФ законопроект, запрещающий признавать тексты из священных книг экстремистскими.

Инициатива депутатов запретить признавать тексты из священных книг экстремистскими родилась после того, как Южно-Сахалинский суд «нашёл» экстремизм в книге «Мольба к богу», содержащей суры из Корана.

Духовники поддержали

У Сараилова немало сторонников. К примеру, в комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций предложили внести изменения в некоторые федеральные нормативные акты. Прозвучали и предложения более тщательно подходить к экспертизам при расследованиях преступлений экстремистской направленности.

«В последнее время мусульманские священные тексты всё чаще признают экстремистскими, – сокрушается муфтий Ставрополья Мухаммад-хаджи Рахимов. – Полагаю, что книги, которым более 1500 лет, необходимо законодательно оградить от подобного. Для этого к расследованию таких щепетильных дел нужно привлекать экспертов по религиозным вопросам».

Православные деятели с этим согласны.

«Идея законодательно исключить священные тексты традиционных для религий нашей страны из судебной практики кажется мне разумной, – полагает отец Антоний из Ставрополя. – Эти тексты создавались порой несколько тысяч лет назад. Какие-то отдельные фрагменты могут иметь аллегорический смысл. Рассматривать их прямолинейно – не корректно. Главное, чтобы речь шла о настоящих исторических текстах, а не подделках под старину, наподобие кришнаитской «Бхагават Гиты» или неоязыческих текстов».

Не обсуждать?

А вот учёные эксперты к подобным предложениям относятся с опаской.

«Время от времени возникают противоречия между нормами официального светского законодательства и религиозными предписаниями, – говоритВалерий ВАСИЛЬЧЕНКО, кандидат философских наук, этноконфликтолог. – Это всё чаще приводит к конфликтам, поскольку разные политические силы пытаются использовать такие ситуации в своих целях. Но основная проблема, на мой взгляд, в том, что светскость нашего государства, закреплённая в Конституции, не прошла сквозь горнило общественной дискуссии. Общество до сих пор не выработало консенсус относительно того, какую роль должна играть религия. Случай, когда под запрет попала книга с цитатами из Корана, показателен. Как правило, эксперты не подвергают проверке на экстремизм общепризнанные священные книги. Два года назад в Новороссийске суд уже признавал экстремистским один из переводов Корана. Правда, потом это решение отменили».

Не существует законодательно установленного перечня священных текстов. Лучший способ избегать конфликтов – не допускать вокруг религии никакой политики. Поэтому мне кажется сомнительной инициатива принять закон, запрещающий признавать экстремистскими священные тексты. Госдума не должна вторгаться в сферу личных убеждений и определять, какой именно текст является священным. Но пока уровень политизированности религиозной деятельности в нашем обществе высок. Поэтому прогнозирую нарастание подобных конфликтов.

источник: Аргументы и факты


также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru