Буддийский лама Шивалха Ринпоче «В ФСБ просили перед каждой лекцией подавать уведомление»

Буддийский лама Шивалха Ринпоче «В ФСБ просили перед каждой лекцией подавать уведомление»
21 Октября 2015

В ближайшее время в Верховный суд Республики Тыва, как ожидается, поступит жалоба на высылку буддийского ламы, проповедовавшего в России 11 лет. Напомним, Шивалха Ринпоче (в миру – Лобсанг Геле) получил предписание покинуть Россию от Тувинского управления ФСБ. Причин такого решения сотрудники спецслужб так никому и не объяснили, заявив лишь, что в материалах дела есть гостайна. 16 октября, не дождавшись ни обоснования высылки, ни судебного решения по жалобе, Шивалха Ринпоче покинул Россию. «НИ» удалось застать ламу в Москве и побеседовать о том, как ФСБ проявляла интерес к его проповедям и почему запрещала рассказывать про «дхарму».


– Вы проповедуете в России уже более десяти лет. Как вы попали в нашу страну?

– Я впервые побывал в Тыве в 2004 году. Монахи из Калмыкии проходили учение в нашем монастыре Дрепунг Гоманг (Южная Индия). От нас тоже была приглашена группа монахов с целью культурного ознакомления с российскими регионами. В 2006 году я приехал в Россию уже на полгода – по просьбам моих учеников, которые хотели, чтобы я больше времени находился с ними и передавал учение. В 2008 году первый президент Тывы Шериг-оол Ооржак привез мне просьбу от нескольких общин поселиться в республике. Мы встретились с далай-ламой. Он одобрил поездку в Россию, сказав, что это может принести пользу.

– Чем вы занимались в России?

– У нас появились две буддийские общины. В 2006 году был создан республиканский фонд «Энерел», в 2009 году – религиозная организация «Кунпенчёцо». Помимо этого, мы построили медитационный центр «Сангье Чолинг». Его открывал в 2014 году главе Тывы Шолбан Кара-оол. У меня была мысль, что я, возможно, не смогу надолго задержаться в России, но этот центр даст возможность людям совершенствоваться в своих познаниях. Мы специально выбрали чистое и красивое место, там есть озеро и лес. Я пытался принести благо тем людям, которые обращались ко мне. Люди обращаются со своими бытовыми просьбами: у кого-то проблемы с жильем, у кого-то – материальные проблемы. Также просят поддержки студенты перед экзаменами. Мы читаем за них молитвы, чтобы у них все было хорошо. Во время встреч я стараюсь сделать так, чтобы человек задумался о своем образе жизни, помогаю ему наставлениями.

– О чем вы рассказываете ученикам?

– Несколько раз в год мы собираемся на традиционные учения. На учениях мы всегда говорим о развитии доброты, взаимопонимания. Я всегда говорил, что не надо свысока смотреть на других, делить их на богатых и бедных, на больших и маленьких. Надо с уважением относиться к представителям других религий. Мы всегда должны относиться ко всем существам как к своим матерям. Много говорим о вреде табака и алкоголя, потому что люди, которые этим злоупотребляют, портят жизнь не только себе, но и своим близким. Я обращаюсь к молодежи и говорю, чтобы они воздерживались от дурных поступков и что именно с них должно начаться преображение общества. И в конечном итоге весь мир преобразится, и все будут счастливы.

– Раньше у властей не было к вам претензий?

– В прошлом году на одном из учений побывали представители ФСБ. Они попросили перед каждым учением подавать уведомление в службу, хотя раньше таких просьб не было. Кроме того, они дали рекомендацию поменьше рассказывать про дхарму. Это знания, которые помогают изменить наш ум в положительную сторону («Дхарма» в индийских религиях – многозначный термин, которым называется универсальный закон бытия, открытый Буддой, либо совокупность норм и правил поведения, мораль, порядок. – «НИ»).

– Как вы узнали о решении ФСБ вас выслать?

– Когда мне привезли уведомление, я находился в затворничестве. Мне его зачитали и перевели: «по определенным причинам» я должен был покинуть страну в течение 15 суток. Причины названы не были – сказали, что это тайна. Я расписался и согласился на эти условия. Я думаю, что решение было принято по ошибке.

– И что теперь вы собираетесь делать?

– Я придерживаюсь законов и поэтому вынужден вылететь из страны. Мы верим в российское правосудие. С нашей стороны нет никаких нарушений, и, думаю, ситуация прояснится. Я бы хотел остаться здесь, потому что в России очень много людей, которые на меня надеются, и я хотел бы оправдать их надежды. И сейчас многие люди говорят: «Как, мы останемся без вас? Это словно лишиться глаз». И я очень переживаю именно за них. Если же не получится вернуться в Россию, то у меня нет сожалений, что я что-то не сделал. И я был искренним и старался делиться своими знаниями, приносить пользу тем, кто ко мне обращался. Я надеюсь, что у меня будет возможность встречаться с учениками и продолжать духовную деятельность.


СПРАВКА
Сообщение о высылке Ринпоче появилось на сайте его последователей 26 сентября: «УФСБ Тывы принято решение о нежелательности пребывания Ринпоче в России, согласно которому он должен выехать из страны без права обратного въезда и навсегда. Такое же решение принято в отношении его помощника Лобсанга Тсеринга». При этом статья 25.10 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда», на которую ссылались силовики, гласит, что пребывание лица в России может быть признано нежелательным, если оно «создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения».

Вид на жительство, полученный ламой в 2012 году, был аннулирован. Отметим, что в прошлом году Шивалха Ринпоче подал документы для получения российского гражданства.

В Тувинском управлении ФСБ не уточнили, какую именно угрозу лама представлял российскому государству. Глава Тывы Шолбан Кара-оол в начале октября обсуждал ситуацию с руководителем республиканского управления ФСБ Олегом Боломожновым, однако встреча прошла без журналистов, и итог ее неизвестен. В СМИ появлялась версия, что высылка ламы может быть связана с его репутацией как идеолога тибетских сепаратистов на фоне того, что Россия расширяет партнерство с Китаем.

Сейчас в двенадцати регионах страны продолжается сбор подписей за отмену решения о депортации. Обращения в поддержку монаха отправили десятки российских религиозных организаций.

Спецслужбы редко проявляют интерес к буддийским проповедникам, рассказал «НИ» адвокат ламы Роман Степанов: «Буддийская община и власть вообще редко соприкасаются. Никакой общественной деятельности буддистами не ведется. Это люди, далекие от мирской суеты. Власти иногда присутствуют на крупных мероприятиях вроде открытия медитационного центра или вручают грамоты за участие общины в важных проектах. К этому сводится все взаимодействие. У Шивалха Ринпоче много благодарственных грамот от президента и правительства. Все эти благодарности будут нами представлены в суде». По его словам, «гостайна», о которой заявили в ФСБ, может быть связана, например, со средствами и способами, которыми силовики собирали информацию о Ринпоче: «Это формально соответствует действующему законодательству».
Отсутствие проповедника в России, по словам адвоката, не помешает попыткам обжаловать высылку: «Присутствие учителя в стране не требуется, поскольку у нас существуют правовые механизмы представительства. У нас есть адвокаты, юристы. Юридическая группа продолжит работу по делу».

источник: Новые Известия

также в рубрике ] мы:     





2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru