В Министерстве образования и науки решили повременить с повсеместным введением нового предмета со сложным названием «Основы религиозной культуры и светской этики». Аббревиатура ОРКСЭ в 2012 году появится в расписании только 10% школ в каждом регионе. Такое предложение содержится в промежуточном докладе об итогах апробации новой дисциплины в регионах, который оказался в распоряжении «Известий».
В конце года министр образования Андрей Фурсенко должен представить президенту итоговый доклад, в котором будут сформулированы окончательные предложения ведомства о том, каким образом предмет будет преподаваться в школе. Пока в Минобрнауки предлагают постепенно внедрять новый предмет в школе из-за разного уровня подготовки территорий.
Те 10% школ, в которых начнут преподавать ОРКСЭ, станут базой для подготовки учителей для остальных учебных заведений. В 2013 году предмет будут преподавать в 50% школ, а уже с 2014 все четвероклашки приступят к изучению «Основ религиозной культуры». Правда, это не коснется 21 региона, где последние два года шла апробация новой школьной дисциплины.
Регионы могут сами решить, вводить предмет постепенно или сразу. Правда, в докладе министерства признается, что в регионах есть дефицит учителей, готовых преподавать ОРКСЭ. Преподаватели начальных классов не владеют содержанием предмета, а учителя истории МХК и других смежных предметов не умеют работать с младшими школьниками.
— Переподготовка займет 2–3 месяца, — говорит собеседник «Известий» в министерстве. — Правда, это не самая большая проблема, в этой ситуации много подводных камней. Представители конфессий недовольны тем, как преподается предмет, настаивая на том, что его должны давать не в 4–5 классе, как сейчас, а в старшей школе.
Автор учебника по ОРКСЭ для 4 и 5 классов отец Андрей Кураев действительно считает, что рассказывать об основах религиозной культуры нужно и в средней, и в старшей школе, то есть в 4–7 и 10 классах.
— Мы полагаем, и таково мнение подавляющего большинства педагогов, с которыми мне доводилось встречаться и беседовать, что было бы лучше, если бы этот курс был спиральным и ребята возвращались бы к этой теме на разных этапах своего взросления, — отметил Кураев.
Впрочем, в школах пока не начали подготовку к новому предмету. Член Общественной палаты, директор образовательного центра «Царицыно» в Москве Ефим Рачевский рассказал «Известиям», что никаких официальных поручений от московского департамента образования он не получал и учителей готовить к преподаванию нового предмета не начал.
— Нет ресурсов, чтобы к этому готовиться, — заявил он «Известиям». — Я всегда негативно отношусь к новым предметам. Школьную программу надо разгружать, а не наоборот. К тому же подобного рода курсы надо преподавать факультативно.
Между тем большинство родителей, школьников и учителей в целом не против преподавания «Основ религиозной культуры» в школе и даже видят позитивные результаты. Так, 80% учителей считают, что курс способствует нравственному воспитанию детей, а более 60% родителей ответили, что обсуждают с ребенком темы таких уроков. Впрочем, 60% опрошенных выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки на детей, говорится в докладе. Самим школьникам нравится новый предмет ― так ответили 82% школьников.
42% родителей отправили своих ребят на курс «Основы светской этики», треть школьников изучают «Основы православной культуры», 18% — «Основы мировых религиозных культур». Лучше всего на учеников воздействует курс «Основ буддийской культуры». 94% родителей, посещающих эти занятия, считают, их дети стали добрее и терпимее. Правда, изучать буддизм выразили желание менее 1% школьников, подсчитали в Общественной палате.