Движение «Радастея»: от «человека-луча» до «русского космизма»30 Января 2017
Среди новых религиозных движений, существующих в России, всего несколько могут похвастаться общероссийской распространенностью и оригинальной идеологией, которая появилась исключительно в нашей стране (к примеру, автохтонными НРД также являются рериховское движение или «Живая Этика» и Церковь последнего завета Виссариона). Одним из самых организованных движений со своей централизованной структурой является движение Евдокии Марченко (Радастея, впоследствии она взяла псевдоним Лучезарнова) или Ритмология, больше известное с начала 1990-х годов как Радастея.
Отличительной особенностью этого направления является то, что в его основе лежит собственная космология основателя - Евдокии Лучезарновой. Изначально Марченко позиционировала себя как оригинального мыслителя, который транслирует свое «научное» мировоззрение, не связанное ни с какой традицией. В отличие от многих других движений в Радастее нет элементов христианского мировоззрения, в нем также нет каких-либо заметных следов влияния других религий. В каком-то смысле это абсолютно самобытное соединение Нью-Эйджа и космологии в учении и практике российского «пророка» этой религии - Марченко. Развитие этого движения привело его к попыткам укорениться и найти собственную традицию, но не в религии, а в духовной философии русского космизма (Марченко, к примеру, ставит себя в один ряд с Бердяевым, Рерихами, Циолковским). Через призму этой эволюции более понятно развитие этого НРД с начала 1990-х до 2010-х годов. Редкий случай среди новых религиозных движений постсоветского времени – она сохранилась в качестве общероссийского объединения, даже укрепив свое положение.
Евдокия Марченко стала религиозным лидером нового типа, роль которого сложно рассматривать в христианском контексте. Таким же образом трудно вписать в жесткие рамки и многих других лидеров НРД. Марченко не является божеством в обычном понимании или пророком, это скорее человек, который смог получить наибольший объем космических знаний. В отличие от НРД, выдающих себя, к примеру, за смешение «истинного религиозного знания», эзотерики, и «чистой науки» (рерихианство, теософия), соединение разных религий, Радастея свободна в конструировании своего собственного космоса и своей Вселенной, своих технологий.
Движение Радастея начиналось с семинаров и лекций, которые еще в конце 1980-х годов стала проводить Марченко в своем родном городе Миассе Челябинской области. Структурно движение оформилось в начале 1990-х годов. Именно тогда Марченко взяла себе псевдоним Радастея – «та, которая дарит радость». Во время массового интереса к религии, эзотерике и оккультизму в постсоветское время Марченко проводила встречи со слушателями (школы) по всей стране; центром движения была Челябинская область. Движение начиналось как «научное направление»: «ритмология – логика ритма, наука ХХХ тысячелетия».
Основательница Радастеи Евдокия Дмитриевна Марченко - по образованию астроном-солнечник. Она 15 лет, как указано в ее официальной биографии, проработала в ракетном центре в Миассе, где занималась системой управления наведения ракет. С 1988 года начала выступать с публичными лекциями по всей России и за рубежом. На официальных интернет-сайтах движения область научных интересов Марченко описывалась так: астрономия, ритмология, энерго-информационный обмен, взаимодействие пространства и времени, философия, психология. Основные ее работы этого периода: «Законы радуги», ч.1-2 (1995), «Освобождение от энергий» (1996), «Об отличии информационного и энергетического обмена в жизнедеятельности человека» в сборнике «Материалы международной научной конференции «Ноология, экология ноосферы, здоровье и образ жизни» (1996), «В русле времени, в режиме пространства» (2000), «Ничего случайного не бывает» (2005). Марченко считается основоположником метода Ритм - Ритмика - Ритмология (Метода 7Р0 – семь счастливое число, р – ритм, 0 – нулевая отметка, через которую должен пройти человек). В 2002 году был основан Институт Ритмологии Евдокии Марченко (ИРЛЕМ), целю которого стало развитие и сохранение учения Марченко, проведение тренингов и собраний последователей.
Представители движения, как правило, перечисляют многочисленные награды и регалии Марченко (на сайтах движения в Интернете также много информации об этом). Особо выделяется членство Марченко в Союзе писателей России и то, что она является литератором (ее книги вышли тиражом свыше 4,5 млн). Как отмечается в ее биографии, «словарный запас работ Е.Д. Марченко превосходит Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, в котором более 80 тысяч слов». Она развивает русский язык через то, что Марченко называет «живое слово». Это, в основном, ее ритмологические стихи (см., например, публикацию в дружественной Радастее «Литературной газете» «Живое русское слово», № 41 (6571), 19-10-2016).
Независимо от того правда это или нет, список наград и тех учреждений, которые приветствовали Марченко, показателен для оценки самоидентификации Радастеи и ее лидера. О единстве всех, независимо от религий, Марченко, говорила, к примеру, в качестве представителя России в 2004 году в Конгрессе США на Молитвенном завтраке. В 2004 году орден Петра Великого II степени от имени Академия проблем безопасности вручала член Политсовета партии Единая Россия, заслуженная артистка России Наталья Дрожжина. От имени председателя Союза писателей России Валерия Ганичева (Ганичев – также один из руководителей Всемирного Русского Народного Собора) Марченко получила грамоту «За разрушение писательских стереотипов и за эмоциональное расширение познания Вселенной и бытия». 16 декабря 2004 года в Москве, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, тот же Валерий Ганичев вручил Марченко орден «Меценат». В 2006 году в здании мэрии Москвы Марченко был вручен орден Екатерины Великой I-й степени «За заслуги перед отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России». В 2007 году она получила также награду - медаль Леонардо да Винчи - от Европейского комитета по наградам и премиям ООН.
Научный образ Марченко-астронома хорошо сочетался с религиозной практикой, оправдывая ее космическую направленность. Помимо этого, Радастея стремилась поддерживать контакты с учеными, чиновниками и деятелями культуры, заявляла о своем российском патриотизме. Радастея провозглашала особую роль России, которая была объявлена духовным центром мира, поскольку здесь находится место соприкосновения с Высшим разумом. Русский язык – уникальный язык ноосферы, считается сакральным, по своей ритмике – это язык, наиболее близкий Вселенной. У Марченко есть специальные ритмические стихи, посвященные Святой Руси:
Как распознать тебя, святая Русь.
в грязи и пепле?
Твоя белая грусть.
от которой ослепли смотревшие вблизь,
Твоя грузная стать
от укусов змеиных устала.
Ты добра и свежа
только в радости жизни отстала…
(«Святая Русь»)
По существу Марченко причисляет себя, к русским поэтам-пророкам. По ее словам, «писатель в России всегда больше чем литератор-ремесленник. Наши философы, учёные, пророки и учителя часто создавали литературные полотна, способные влиять на поколения людей и движение мировой мысли в целом».
Источником духовной информации для последователей являются ритмические стихи Марченко и книги, написанные ей самой, В книгах изложена обширная система Знаний. «РАДАСТЕЯ — мой литературный псевдоним, — пишет Евдокия Дмитриевна. — Под этим именем я опубликовываю всё, что желаю сделать достоянием общества, подарить человечеству. (Откровенное знакомство. Часть 3, с. 286, глава «РАДАСТЕЯ о себе». СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2004г. — 400 с.). «Радастея есть проявленное состояние Лучевой вселенной в Световой». «Радастея» - «творящая закон радости» путем понимания и постижения «живых ритмов» и следования им.
Как и многие другие НРД ньюэйджевского типа, Радастея является синкретическим смешением самых разных идей и понятий. Изначально Радастея определяла себя как и синтез науки, религии и философии, говорила и о единстве всех религий, возможности реинкарнации, сложной космогонии и приближении Новой Эпохи, новой духовной Земли и духовной расы людей. Марченко, вслед за Еленой Рерих, автором «Живой Этики», говорила об эпохе Водолея: «Все вы знаете, что наша Земля сейчас перешла, из эры Рыбы в эру Водолея. Что меняется? Раньше звёздный свет к нам проходил только через одно маленькое окошечко, это окошечко было созвездие Рыбы. Сейчас весь звёздный свет мы будем получать через созвездие Водолея». Сам ритм Радастеи в новую эпоху объявлялся спасительным для человечества.
Радастейная космогония 1990-х была в значительной степени теософской. Как отмечала Марченко и ее последователи, по велению Владык, Землю сотворил Люцифер, ангел света, который должен был принести на Землю «луч ее кармы» и привести всех людей к просветлению. Но Люцифер так увлекся своим творением, что накрепко привязался к сотворенным им семи сферам Земли и не хочет, чтобы человечество за них заглядывало, пробиваясь к Владыкам. Также как и Люцифер, люди сами «прикипают» к своим 5-ти скафандрам – земным привязанностям и 3-м корням: генеалогическому, профессиональному и государственному, которые символизируют устройство общества, и не могут за эти пределы вырваться.
Основой установленного Люцифером миропорядка, 1-й сферой, является плотное тело человека, его физическое тело, центр которого – копчик, т. е. «линия Кундалини». Во вторую сферу, называемую водной, входят взаимоотношения мужчин и женщин. Ее основная черта - достижение удовольствия через спиртное, которое для членов Радастеи запрещено. 3-я сфера – «медные трубы», вершина власти, богатства и т. д. и т. п. 4-я сфера – сфера экономических законов. 5-я – блуд мысли, служение физическим телам. 6-я – все, что идет за словом. 7-я – чертог ушедших святых – созданный Люцифером своеобразный рай. Все это человек должен преодолеть в стремлении к «свету истины» пути Владык. Раньше, по учению Марченко, путь к просветлению был крайне сложен, теперь же, особенно с появлением учения Радастеи, путь значительно упростился. Люцифер был в 1949 году изгнан на Сатурн, что, видимо, заимствовано из Агни-Йоги (Живой Этики Е.И. Рерих), но сумел оттуда наладить управление Землей, причем также жестко, как и раньше (См.: Марченко Е. Д. «За законами радуги, Часть 1. 1996»; Законы Радуги, 2001; «Ничего случайного не бывает», учебное пособие, 1994).
Как и в теософии и в Нью Эйдже, бог-абсолют или абсолютный разум воспринимается в мировоззрении Марченко не как личность, а скорее как бесконечная иерархия. Воплощением связи с этой высшей иерархией и становится основатель движения. Поскольку прямой связи с конкретным личным божеством нет и быть не может, то авторитет основателя движения подкрепляется ореолом общественного признания и принадлежностью, мнимой или фактической, к миру фундаментальной науки (физики, психологии, науке об энергиях, астрологии и т.д.) или же уникальной национальной философии. Помимо этого, в Радастее есть понятия кармы и реинкарнации.
В этот период в вероучении «Радастея» присутствует понятие множественного бога – им являются «Владыки», «Высшие разумы». Все мироздание, созданное Владыками, проникнуто «лучами» - исходящими от них эманациями, имеющими собственное сознание, судьбу и карму и взаимодействующие друг с другом «ритмическим» образом. Ритм – это одно из ключевых понятий вероучения, основа религиозных практик и медитаций, он являет собой внешнее проявление существования лучей и способ их взаимодействия друг с другом.
Человек, по мнению Марченко периода 90-х, это, прежде всего, луч, который послан Владыками на Землю с определенным заданием – «планом», который человек должен исполнить. Люди посылаются Владыками на Землю в ходе «экспедиций», задача такой «экспедиции» – облагородить космос просветленными людьми. Задача человека – найти, расшифровать и исполнить свой план, а затем вернуться обратно к Владыкам. Человек может выйти на свой «ритм», ведущий к пониманию и исполнению «плана», с помощью «ритмики» – методики понимания и управления ритмами. Тем самым, он воспринимает свое «лучевое направление», т. е. «план», и, достигнув, таким образом, совершенства, присоединится к Владыкам.
По учению Марченко того периода, основа жизненной силы человека – его «Кристалл Света», собрание жизненной энергии, имеющей форму пентаграммы и живущий по «особым законам». Основа кристалла - элементы таблицы Менделеева, которые являются не только составляющими всех химических соединений, но и сакральной основой всего сущего. Свой Кристалл имеет и Земля.
Другой важной особенностью вероучения в 1990-е годы являлось формирование своего собственного языка, придание новых смысловых содержаний и придумывание новых алфавитов, которые несут в себе определенную энергетическую нагрузку – омегавит, хладавит и радавит. Например, через систему букв-хладастей (составляющие хладавита), человек учится управлять своим именем, придавая ему энергию, могущую влиять на совокупность событий и определять будущее. Через «Штурвал времени», который является своеобразной направляющей человека во временном потоке, ведущей его к познанию своего «плана» и состоящей из специальных ритмических текстов, человек «управляет» временем.
В лекциях Марченко отмечалось: задача человека – стать «Манной небесной, т. е. смотреть на вещи с точки зрения Высших и Великих, а не быть «манной кашей», т. е. среднестатистическим индивидуумом». Человек, по мнению Марченко, существо не только пространственное, то есть ориентированное на существование в пространстве, но и временное. Отсюда задача человека – управление не только пространством, но и временем. «Люди – участники экспедиций на Землю» опираются на «циферблаты часов» и изначально не подчинены тяготению земных привязанностей.
В свою очередь, «циферблаты часов», – это вершины управления временем, от которых зависит типология жизни на Земле. Кроме людей, есть еще «творения» и их «отображения» - люди, полностью подчиненные законам «мира сего». Они родились под «циферблатами» в т. н. «полотнах этого мира», которые обволакивают и закрывают путь к просветлению сознания. Без изменения образа жизни для них путь к Владыкам закрыт. Имеется своя иерархия профессий, способствующих близости к Владыкам: на низшем уровне находятся преступники и коммерсанты как наиболее зависящие от «низших» законов бытия, на высшем - поэты и революционеры как наиболее удаленные от повседневной реальности жители.
Марченко-поэт настраивает людей на связь с законами Вселенной своими ритмическими стихами:
… И общий разум торжеством станет,
И общий разум засветится светом,
И дистанционно ты управлять сможешь,
запрашивая данные о себе
в информополе,
И отдавать без устали решишься.
Вот это есть венец, венчающий Вселенную.
(«Шапка Мономаха»)
Для преодоления всех препятствий и для поисков своего ритма в Радастее в 90-е годы ХХ столетия были разработаны особые методики, главное в которых – избавление от земных привязанностей, в основном от любви, стремления к материальному благополучию, традиционных духовных и общественных ценностей. Человек преодолевает трое врат – «кольцо платы денег», т. е. экономических законов, «кольцо Великого Свечения» и «кольцо Великого сияния». К основным методикам добавляются методики управлениями событиями с помощью «Ритмики» и «Ритмологии», управление жизнью «ритмами», т. е. теми энергетическими потоками, на которых построено мироздание и «солитонами» - осознанными желаниями.
Ритм является своего рода постоянной молитвой и медитацией, настраивающей последователя Марченко на гармонию. Как отмечают последователи Радастеи, «Ритмы дают возможность человеку выстоять в любой ситуации. Если нужна энергия, читайте Ритмы, пытайтесь их понять — за счёт этого вырабатывается энергия. Когда же нужна информация, необходимо Ритм читать с чувством, проигрывать его в мистерии». Ритм позволяет себя проявлять композиторам, художникам, поэтам, политикам, учёным.
Управляя пространством и временем, человек из «ползущего», т. е подчиненного земным законам, становится «летящим», но еще не просветленным. Тем самым он получает освобождение от долгов «кармы» – причинно-следственного закона Бытия и земных привязанностей как основы кармических связей.
Необходимым условием продвижения по пути к просветлению являлось регулярное посещение радастов, что называется «лучевым воздействием». Именно на радастах люди проходит путь своего духовного развития с помощью указаний Марченко, которая говорила со сцены, оформленной, к примеру, плакатами с 12-ю Законами Радастеи. Главное для начинающих – «почувствовать свой ритм и войти в мир информации и знаний и оказаться внутри пространственного ряда, а не быть обычными людьми, управляемыми пространством». После восприятия этой информации ее последователи могли получить «радастейные врата». Были выпущены «Репортажи из кораблей Радастеи» (Репортаж из Корабля Радастеи. Книга 1. Я принес вам звезды,1998; Книга 2. Я пришел за вами, 1999; Нулевой репортаж, 2002.), в которых Марченко сообщала, что Земля ждет людей, у которых есть «янтрический штурвал» и «крылья», то есть восприятие таких понятий, как планета и информация. Человечество является в этой системе ценностей «танковым крылом».
Духовная практика Радастеи основывается на идее о том, что человек должен постичь свое земное предназначение, попасть в свой «ритм». На радастах 1990-х и начала 2000-х годов звучало: осознав то, что ему предназначено космосом, человек приобретает в духовном смысле штурвал и крылья для того, чтобы войти в космический корабль Радастеи. Космические ритмы даются в книгах, стихах Марченко. Читая эти ритмические стихи, каждый принадлежащий к этому движению в состоянии контролировать свою судьбу и течение времени. Человек выходит за пределы того, то предназначено ему его кармой, находит свой ритм (автор данной статьи присутствовал на одном из таких радастов).
Во время радастов Марченко говорила, что если кто-то не понял ее сложных построений, то необходимо перевести («переизлучить») все правила и законы на разные алфавиты Радастеи в том порядке, который предложит Марченко, и повторять их ежедневно перед сном – для лучшего усвоения темы. После собраний производилась выдача «янтрических крыльев» и «сокровенного имени» через консультантов Радастеи в виде книг, которые необходимо прочитать. Для того, чтобы получить и «штурвалы» и «крылья» и с полным правом войти в «космически корабль Радастеи», требовалось знание книг Радастеи и заучивание законов Радастеи. Законы и определения зал повторял за Марченко хором. Заканчивался радаст не редко молитвой-медитацией, когда три человека, подняв руки, встают лицом друг к другу и проговаривают различные тексты на алфавитах Радастеи.
В результате человек начинал жить в особом «штурвальном мире», в котором он управлял временем, судьбой и законами Вселенной. По словам Марченко, «разница между штурвальным миром и бесштурвальным: возможность эволюции, саморегулировки, работы над собой и - отсутствие этой работы над собой. Тренировка в бесштурвальном мире возможна отдельная, тренировка того, что мы считаем потерянным: тренировка тела, души, духа. Для Штурвального мира - это потери. Это те беглецы, которые "сбежали" из Штурвала и так проявились в бесштурвальном мире... И есть мир, который начинают строить и в который начинают входить те, кто получает Штурвал Времени. Они отличаются от бесштурвального мира опорой. У них появляется цель, с которой можно идти дальше» (Е. Д. Марченко "От ума до разума", Авторский центр "РАДАТС", стр. 9-10. Материалы лекций 1997 года).
Следует особенно подчеркнуть, что методика построения «штурвального мира» и стремление ввести людей в новый мир через космические корабли и штурвалы постепенно перестали использоваться публично и по отношению ко всем последователям. «Корабли» были метафорами, удобными для понимания во время социальной турбулентности 1990-х годов, когда радасты в Домах культуры привлекали массу любопытных и жаждущих духовности людей.
В конце 2000-х годов были по-новому расставлены акценты в учении Марченко. Помимо мистических идей и практики ритмологии, на первый план вышло философское понимание времени и космоса через призму метода ритма. Публичные встречи лично с Марченко стали проходить гораздо реже, а на радасты стали собираться только верные последователи. В дополнение к радастам, появилась многоуровневая система привлечения и обучения приходящих людей: через Интернет, через семинары и тренинги, личные консультации. Во главе этой системы стали ритмологи из Института ритмологии Евдокии Марченко (ИРЛЕМ). Таким образом, религиозное движение по форме превратилось в философское направление, которое с помощью популярных тренингов и консультаций оказывает духовно-психологическую помощь во всех сферах жизни.
После 2005 года на первый план вышло представление о времени, и целый ряд других абстрактных философских понятий. Если в 90-е годы активно проповедовались темы освобождения человека от кармы, от природных задолженностей, описывалась энергетическая и информационная составляющие мира, обмен человека с природой и выплата долгов, полученных в этом обмене (пассионарного, хронального и пр. ), то в 2000-е в большей степени развивается идея законов Лучевой вселенной, управления временем и использования ритмовремени.
В 2010-е сама Евдокия Марченко стала публиковаться под фамилией Лучезарнова. Она отмечала близость своей концепции времени и космических лучей к русскому космизму. Изменилась и жизнь последователей Марченко. Ранее для Радастеи был характерен целый ряд бытовых ограничений (такие же вводили и другие НРД 1990-х годов) – от запрета есть мясо и употреблять спиртное до запрета содержать домашних животных. Секс был приемлем лишь как средство воспроизводства. Марченко в своих творениях давала множество рекомендаций бытового характера. Членам движения было рекомендовано не делиться с другими своими успехами в постижении учения, не давать свою литературу; была не принята взаимопомощь. Подразумевалось, что поделившийся своими успехами или купленной литературой человек отступает назад по пути исполнения своего «плана». Однако со временем движение отказалось от большинства запретов, введенных в 1990-е годы. Появилось правило «Пяти «да»: «мы говорим «да» - силе, красоте, власти, мудрости и счастью!». Но сохранилось правило «Четырех «не»: не пить алкоголь, не курить, не есть мяса, не использовать грубые слова, поскольку все это травмирует мозг человека, ограничивает его разумность. Вообще же работе мозга, мыслительным процессам уделяется в движении особое значение: «ритмология есть постоянный анализ и наблюдение своей собственной жизни. В ритмологии все начинается с наблюдательности» (Ритмомеры, Авторский Центр Радатс, 2008, с. 173).
Евдокия Марченко продолжила свои исследовательские путешествия, открывая людям «энергетические места планеты» – от Галапогосских островов до Южного и Северного полюсов. По словам Марченко, «На Южном полюсе содержится результат всей ноосфероидальной деятельности… На Южном полюсе с каждым существом происходит опорное взаимодействие поля планеты Земля, торсионного поля, и той ноосфероидальной практики, которую человек получает в момент образования и развертки собственного мозга. С Северного полюса в человека входит ритм, а на Южном полюсе человеку нужно подниматься». В этот период вышли книги: «Время пришло» (2008), «Прочти себя»(2008), «Время России»(2011), «Лучевое питание»(2012), «Бизнес – ритмология» (2012), «Любовь и секс»(2012); серия книг «Все об энергии», «Все об информации», «Все о пространстве», «Все о времени», (2014 – 2016), и др. Любовь и размышления о ней стали занимать также одно из центральных мест в учении Марченко.
Поездки Марченко с группой единомышленников стали основой для проведения по всей России красочных фотовыставок (например, в областных библиотеках). Творческая составляющая Радастеи воплотилась в деятельности танцевального коллектива «СТ-Эффект», который в танце и пантомиме показывал основные идеи Радастеи и взаимоотношения между людьми. Вот названия некоторых постановок «СТ-Эффект»: «Семейные узы», «Из пульта в пульс зарёй», «Подсказки сна или реальная жизнь мозга», «Между любовью и сексом», «Струнная симфония».
Радастейный космизм в понимании Марченко и профессиональных ритмологов ИРЛЕМ продолжает традицию русских философов в особом понимании взаимоотношения космоса и человека. Как отмечают ритмологи ИРЛЕМ, с русским космизмом ритмологию сближают стремление выйти за пределы земного ума, за границы дозволенного. Радастея-Ритмология – это абсолютно русская, российская идея, также как и русский космизм. Ранее движение развивалось отдельно от философии, а в настоящее время эти два направления все больше сходятся друг с другом в единое целое.
В основе радастейного космизма лежит, также как и в учении Радастеи в целом, метод преобразования реальности. Философия решает вопрос о том, как преобразовать человека и вернуть его в исходную среду обитания, в своего рода исходное время. Ритмология же объясняет и описывает логику ритма, что является одной из составляющих метода. Ритмолог, в свою очередь, обязан выявить свой уникальный ритм у человека, помочь его найти.
Среди предшественников Евдокии Лучезарновой (Марченко), ритмологи называют советского астрофизика Николая Козырева. Он разрабатывал теорию пространства-времени, субстанциональности времени, и отмечал, что время существует вне пространства и является причиной всего. В рамках методологии и ее применения в жизни к Радастее, по мнению последователей движения, близки такие известные ученые методологи, как Г.П. Щедровицкий и О.С. Анисимов. Георгий Щедровицкий предлагал новую форму организации коллективных мышления и деятельности — организационно-деятельностные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Олег Анисимов также акцентировал внимание на стратегии управленческого мышления, а в основу его педагогической работы была положена игротехническая технологическая система. Организационно-деятельностные игры вполне можно сравнить с радастами Марченко и семинарами ритмологов - и по технологии и по оперированию понятиями и символами. Да и сам метод 7Р0 – это метод практического изменения себя и реальности вокруг себя.
Категория времени становится центральной в радастейной космологии, так как именно время предопределяет ход событии. «Жизнь человека, продолжительность существования любого объекта определяется временем. Отрезок на календаре помечается двумя вехами: начало проявления – конец проявления. Научившись смотреть из времени на все происходящее, человек получает достоверную шкалу оценок событий, их значимость». (Лучёз, - СПб.: Радатс, 2009, с. 19).
Время – это одна из составляющих нашего физического мира, помимо энергии, информации и пространства. Время делится на календарное, относительное и абсолютное. В календарном времени есть четыре варианта: время белое, черное, серое и Зари, каждое из которых имеет ряд различных характеристик и может практически применятся в разных областях жизни. «В белом времени существует плотная материя, а в черном времени существуют только слова и понятия» (Время пришло, СПб, Радатс, 2008, с. 5) «Все это фиксируется внутри собственного мозга и человек начинает осознавать: сейчас я погружаюсь в Белое время, а значит, буду фиксировать окружающий мир телом. Сейчас я погружаюсь в Черное время – и буду фиксировать окружающий мир именем. Я погружаюсь в серое время и буду фиксировать окружающий мир Эго-Я. И я сейчас погружаюсь во время Зари – буду фиксировать окружающий мир сутью». (Введение в метод 7 Р0, Москва, ритм 25, 2010, с.19-20 ).
В общей реке времени находится множество различных разумов, у которых разные скорости развития, а также свои цели и задачи. Под разумом понимается форма вмещения определенных параметров и способов взаимодействия между ними. Разум бывает планетарным, человеческим, Звездным, Генным, Оболочечным и Скафандриальным. Каждый вид разума имеет свою плотность. «Человек, в данной форме своего существования, пользуясь современным телом и мозгом, способен посещать шесть видов разума после определенной ритмологической подготовки» (Наноход. Даракод., СПб, Радатс, 2010, с. 47 ).
В рамках данной концепции разум становится проявлением времени. У Евдокии Лучезарновой есть понятие «чистого разума». Он выделяется из всеобщей субстанции времени и начинает уплотняться по мере прохождения в пространстве, персонифицируется в пространстве, приспосабливается и уподобляется физическому пространству. Разум, таким образом, может уплотниться до любых объектов, но все равно имеет временную природу. Для того, чтобы извлечь этот расщепленный в нашем пространстве разум, необходимо фиксироваться ритмами. «Ритм выходит, капсулирует и гранулирует время и может доходить до любой пространственной плоскости и на этой плоскости выстраивать необходимое» (Тематический прояснитель, АЦ РАдатс, СПб, 2009, с.3) По концепции Евдокии Лучезарновой – когда мы читаем ритмы, то извлекаем то самое время и становимся частью разумного плана. Ведь у каждой личности есть свой уникальный план, а поэтому каждый приходит к своему собственному уникальному ритму. Получается, что ритмология – это способ поймать время через разум, доступ к которому достигается через ритмы.
Казалось бы радастейный космизм вполне может обойтись без представления о Боге. Однако божество как иерархия безличных сущностей все равно сохраняется в этой философии. Как отмечает Марченко, за временем находится ритмовремя – это более сложная структура, состоящая из уникальных ритмов, где время сгущается. То, что находится в ритмовремени, можно назвать, на мой взгляд, определенным видом разума – высшим разумом. За ритмовременем существует то, что можно назвать Абсолютом, - лучевое сознание, которое живет по правилам, которых человечество не знает.
Лучи – это то, что существует во всех Вселенных и галактиках, и будет существовать после исчезновения нашей земли. Именно поэтому восприятие лучей настолько важно. Оригинальная идея Евдокии Дмитриевны – в существовании реальности Лучевой вселенной и законов, по которым Лучевая вселенная существует. Это следующая ступень развития нашей Световой вселенной, которая отжила свой срок и начинает сворачиваться. Согласно концепции Евдокии Лучезарновой, на следующей ступени развития вселенной будут действовать лучевые законы, и она будет разворачиваться как ритм. Новый тип разумности будет иметь лучевую структуру и люди будут подобны лучам. Лучевая вселенная – это стадия развития материи, еще не известная человеку. Лучевая вселенная – струйная. Световая вселенная – струнная.
Когда человек теряет свой ритм, он тогда начинает входить в свой кармический цикл реинкарнаций на Земле. А если Вселенная погибнет, все люди исчезнут, и выживут только те, кто прорвались сквозь круг реинкарнаций. Людям важно понять, что в нашем пространстве есть импульсы, лучи и ритмы, которые надо поймать: «Луч прикасается к кольцам, которые являют собой циклы. Луч приходит в виде ритма».
Вопрос о том, в каком виде сохранится личность человека в новом лучевом мире, остается открытым. Поскольку в Радастее считается, что ритм вечен, а душа нет. Тело, душа, дух являются материальными элементами, которые человек одевает на себя как скафандр, приспосабливаясь к жизни на земле.
К середине 2000-х годов Радастея также определеила свое отношение к мировым религиям. «Все идеи живут в ноосфере, и до жителей этой Земли они доходят через какие то религиозные конфессии». (Ритмомеры, АЦ Радатс, СПб, 2005, с. 165).
Чем меньше знаний,
тем больше бога,
Не можешь вмешаться –
прими на веру.
Себе не веришь –
доверь другому.
Исполняй волю выбранного добровольно,
А может лучше узнать побольше?
Шагнуть за грани общей программы
Уже не чей-то бесславный робот,
А себя размещающий
в недрах Вселенной.
(«Увеличивая знания»).
Однако разум живет согласно ритму. Первоначалом всего также был ритм. Для того, чтобы люди постепенно вспоминали об этом, сверху человечеству была дана религия. Каждые 500 лет на землю «падает» капля времени, которую люди воспринимают и оформляют как религию. В материалах Марченко нет прямого ответа на вопрос, «кто дает эту каплю» и каково происхождение ритма. Как подчеркивают члены движения, «хотя в ранних лекциях и ритмах часто используются понятия Высшие, Владыки и пр. – это скорее фигуры речи, чем реальная божественность. Ритм имеет космическую природу. Это особенность устройства вселенной».
Практическая польза человека-луча, нашедшего свой ритм, такова. Лучи подсвечивают землю, страну, государство, помогают прохождению конкретных процессов в обществе и в природе. Главное, что они дают – изменения, они трансформируют жизнь (ритмологи отмечают, что о влиянии на историю и социальные процессы солнечных циклов писал и А.Л. Чижевский). Если читать ритмы регулярно, каждый день, в произвольном количестве, то изменения будут происходить независимо от человека (поскольку в процессе чтения происходит извлечение из ритма времени). Как подчеркивают сами ритмологии, на исходном уровне чтения ритмов надо просто читать их, даже если вы их не понимаете. И это нельзя назвать полноценной молитвой или медитацией, так как «не надо ничего придумывать, все потом приходит само собой». В Ритмологии сейчас около 4 тысяч ритмов, которые помогают, как создать цикл, так и выйти за рамки цикличности. Цель – это поймать ритм. Проводились эксперименты с переводами ритмов на другие языки мира, но ритмологи пришли к выводу, что работает только русский язык. Многие иностранцы практикуют ритмологию, произнося ритмы звуками русского языка.
Как отмечал в интервью автору ведущий ритмолог Института ритмологии (ИРЛЕМ) Игорь Стрыжков, «поскольку время и ритмы существуют в любой области человеческого бытия, постольку метод Евдокии Марченко является методом для развития себя в любой сфере - права, бизнеса, психологии, педагогики, семейной жизни... В данное время подготовлены и работают консультанты-ритмологи, которые специализируются на решении с помощью ритмологии вопросов бизнеса, семьи, здоровья и т.д. Всего таких ритмологов на данный момент около пятисот. Отмечу, что все они решают одну простую задачу - знакомят людей с безграничными возможностями времени, а значит - и с безграничными возможностями человека, способного жить и работать со временем и во времени. Решённые же конкретные проблемы мы рассматриваем как закономерный побочный эффект ритмометода».
Переводы текстов ритмологии есть на английском и испанском языках. Последователей Ритмологии больше всего в России, но есть и в Украине, Казахстане, Прибалтике, других странах Европы, а также в Канаде и в Австралии. По данным представителей самого движения методу, разработанному Е.Д. Марченко (7Р0), обучаются тысячи человек в более чем 30 странах (Россия, СНГ, Швеция, Китай, Мексика, Израиль, Гонконг, Куба, Филиппины, Уганда, Индия, Арабские Эмираты, Сингапур, Турция и др. С начала 90-х годов ХХ века около трех миллионов человек познакомилось с ритмами и ритмологией. Обязательных программ или же требования читать определенное количество ритмов ежедневно нет – «человек должен сам выбирать и чувствовать». Можно читать, к примеру, 10 ритмов в день и наблюдать за изменениями в жизни.
Метод 7Р0, разработанный Марченко (Лучезарновой), может применяться для самых разных сфер жизни – права, бизнеса, психологии. На этой основе осуществляется консультирование людей, проводятся семинары-тренинги. Консультанты-ритмологи специализируются на решении различных вопросов: есть ритмологи предприятий, ритмологи профилактики здорового образа жизни, ритмологи красоты и гармонии, и т.д. (всего в рамках движения действует около 500 ритмологов).
Особые языки, существовавшие в Радастее с 1990-х годов, также сохранились - используются для процедуры переизлучения, в ритмиках – ритмопрактиках. Языки трактуются как загустители и разгустители времени. Как отмечают сами последователи Радастеи: «они усиливают концентрацию времени, мозг по-другому работает в этом состоянии». Всего Марченко разработано 45 общих языков и 15 личных языков.
Радастея – это издательства, центры, институты, сеть магазинов-салонов «Живая книга» по всей России, а также в Украине, Казахстане и Литве, туристические агентства, которые рекомендованы членам Радастеи во время посещения радастов в других регионах России и в других странах. В крупных городах России, в Ближнем и дальнем Зарубежье, действуют центры практической ритмологии, где проходят тренинги, семинары и курсы, в том числе - на право ритмологического консультирования. В Москве, к примеру, в июле 2008 года проводилась программа Откровенное имя для молодёжи (до 26 лет) под девизом: «Какой ты умный и красивый, я люблю тебя. Какая ты умная, какая ты красивая, и я люблю тебя».. Как отмечается в газете «Ритмовремя», издаваемой Институтом Ритмологии («Ирлем»), «Потоки, оставшиеся после Радаста, распределяются по Центрам практической Ритмологии. Посещайте их для повышения уровня своей ритмологической устойчивости». Вместо привычных «Здравствуйте» и «До свидания» использовались пожелания «Ритмического рисунка! Ритмологического Успеха!» («Ритмический Рисунок — это ваш подъём, каждый день вы становитесь лучше, краше, сильнее, моложе, качественнее, чем были в предыдущий. На Радастах с вами всегда это происходит, и когда вы приходите на Радаст, вы с каждым днём становитесь всё умнее, краше, сильнее и так далее. Это и есть Ритмический Рисунок, это и есть наше пожелание») В настоящий момент есть и другие новые приветствия – «Озаригн!» и «Ирлем!». Каждое из этих слов отражает ряд принципов или основных понятий жизни. Озаригн происходит от озарения – оно включает в себя Силу, Власть, Красоту, Мудрость, Счастье. ИРЛЕМ (также сокращенное название Институт ритмологии Евдокии Марченко) – это своеобразный свод заповедей движения: не пить и не курить, не говорить грубые слова, не есть мяса. Не все последователи соблюдают принципы «4-х не», но жесткого соблюдения в рамках движения ото всех и не требуется.
Радастея объединяет вокруг себя около десятка тысяч последователей. Основой социального состава Радастеи по прежнему являются представители интеллигенции с высшим образованием (большинство составляют женщины). Однако на Радастах обычно присутствуют люди всех возрастов, в том числе дети и молодежь. В свои члены Радастея стремится привлекать людей состоятельных, как правило, это люди среднего достатка, которые могут оплачивать консультации, но есть и предприниматели, которые используют бизнес-ритмологию. С 2000-х годов Радастея превратилась в целое сетевое сообщество, которое располагается на массе сайтов в Интернете, в сети распространения книг, в сети центров по изучению ритмологии в десятках городов России.
Радастея сохранилась как большое движение с массой последователей по России и за рубежом. Движение не ушло в подполье, избежав серьезных преследований со стороны властей и преодолев общий спад интереса к НРД. Как показывает эволюция Радастеи, религиозное мировоззрение хорошо приспосабливается к секулярному информационному обществу. Людям свойственно стремиться упорядочить свою жизнь модными психологическими, оздоровительными и духовными практиками, пытаться контролировать время и свою жизнь, согласно законам Космоса, на фоне разочарования в науке и религии, а, возможно, и в самих себе.
Гибкость организации и мировоззрения Радастеи – в характере личности Евдокии Марченко. В Радастее нет централизованной системы общин с жестким распорядком дня для всех последователей, но при этом сохраняется управленческая структура с абсолютным подчинением лидеру и активистами движения, членами «космического корабля Радастеи» – ритмологами-консультантами. Кроме того, отличительная черта Радастеи – в том, что Марченко не пишет произведений в традиционно научной форме. Ее философские трактаты – метафоричны и неоднозначны в понимании. Ее основное наследие – ритмологические стихи и рассуждения, которые легко трактовать в самых разных смыслах и которые в будущем могут стать основой и оправданием новых космогоний
Об авторе: Роман Николаевич Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Ссылки по теме:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |