Муфтий единства. Мусульмане предлагают свое видение глобализации

Муфтий единства. Мусульмане предлагают свое видение глобализации
19 Ноября 2017
Перед российскими мусульманами стоит целый ряд проблем – от внутренней разобщенности до более широкой проблемы выживания в условиях секуляризации и глобализации. В рамках многообразной исламской уммы России существует угроза размывания традиционного ислама так, как его понимают на региональном уровне. Обеспокоенность этими вопросами была сполна выражена 15-16 ноября в столице Дагестана Махачкале во время форума «Возрождение традиционного духовного наследия российских мусульман: проблемы сохранения мусульманской идентичности в условиях мировой глобализации».

Основными организаторами конференции стали Духовное управление мусульман Дагестана, Комитет по свободе совести и взаимодействию с религиозными объединениями Дагестана, а также Духовное собрание мусульман России и лично муфтий Альбир-хазрат Крганов. В рамках конференции на восьми различных площадках состоялись секции, посвящённые таким темам, как «Канонические основы духовных традиций российских мусульман. Наследие Саида Афанди аль Чиркави и ишан-хазрата Зайнуллы Расулева, их роль в сохранении традиционного учения Ислама», «Актуальные проблемы теологического образования», «Межконфессиональный диалог», «Ислам через призму научной психологии», «Женщина в Исламе. Мусульманская семья. Дети», «Современный проповедник», «Международные и межэтнические аспекты глобализации», «Адат, шариат и российское законодательство». На пленарном заседании, помио гостей республики, выступили врио Главы РД Владимир Васильев и муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди. Из мусульманских просветителей общероссийского масштаба на конференции присутствовал Рафик Мухаметшин - профессор, действительный член (академик) Академии наук Республики Татарстан, ректор Болгарской исламской академии. От РПЦ был иеромонах Иоанн (Анисимов), секретарь Махачкалинской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская». В целом данный форум был представительным в смысле присутствия на нем муфтиев духовных управлений из разных регионов, в том числе, к примеру, и из Республики Крым.

Безусловно, все секции конференции были по-своему интересны. Однако автор был модератором секции «Современный проповедник», в ходе которой выступали имамы, а слушали – студенты Дагестанского исламского университета. Одним из основных призывов ученых, чиновников и самих имамов к проповедникам был призыв выступать открыто и защищать основы ислама в любых условиях и аудиториях. Зампредседателя Комитета по свободе совести Дагестана Расул Гаджиев рассказал о большом опыте республики в выстраивании отношений с муфтиятом, отслеживании того, как и где лидеры общины получают образование, о том, насколько эффективно наличие системы чиновников, ответственных за отношения с религиозными объединениями на уровне районов. Чиновники при этом действуют в согласовании с представителями Духовного управления мусульман на местах и с директорами школ (хотя ранее школы с подозрением относились к сотрудничеству с муфтиятом, так как формально школа отделена от религии). Среди ярких выступлений стоит отметить имама Джума-мечети Каспийска Абдуллахаджи Хидирбекова, заммуфтия ДУМ Тюменской области искандера Юсупова, имама Чародинского района Ахмада Абдурашидова, помощника ректора инсититута им. Саида Афанди Ахмеда Джамалутдинова, а также представителя Правительства Москвы Антона Игнатенко.

Оказалось, что перед имамами обычных мечетей часто стоят такие же проблемы, как и перед православными священниками или протестантскими пасторами – как заинтересовать молодежь, как работать в социальных сетях, как научить миссионеров избегать пропагандистских штампов и разговаривать с разными людьми на их языке. По словам Ахмада Абдурашидова, проповедник должен уметь сказать и о самых острых политических вопросах, а не избегать их, поскольку вакуум будет сразу заполнен другими – тогда подросткам свою трактовку самых актуальных событий изложат экстремисты с псевдорелигиозными идеями.

В своей резолюции участники секции «Современный проповедник» предложили следующие рекомендации:
1.Сохранять целостность духовно-нравственного пространства России в многообразии различных национальных, религиозных и культурных традиций.
2.Уделять особое внимание духовному воспитанию и системе исламского образования молодежи, усовершенствованию нравов подрастающего поколения. Это фундамент будущего здорового и процветающего общества в России.
3.Оказывать всемерную поддержку формированию российской богословской школы, которая бы готовила религиозных деятелей. Поскольку проповедник – это визитная карточка, по которой общество судит о религии. На проповеднике лежит огромная ответственность.
4.Поддерживать развитие диалога между религиозными деятелями разных религий и направлений, так как именно диалог – один из главных факторов сохранения межрелигиозной гармонии и противодействия псевдорелигиозному экстремизму, а значит складывания общественной солидарности в российском обществе.
5.Решить новые задачи по продвижению знаний о религиозных традициях в обществе, в особенности, среди молодежи: задействовать студентов религиозных вузов в просветительских проектах в общеобразовательных учреждениях, активизировать работу в социальных сетях под патронатом духовных наставников, наладить сотрудничество с органами власти и другими религиозными объединениями в рамках социального служения.
6.Наладить межрегиональное сотрудничество между духовными управлениями с тем, чтобы, к примеру, в Москве с выходцами из Дагестана совместно работали действующие в столице религиозные организации и ДУМ Дагестана (предложение возникло после выступления одного из имамов, который отметил, что молодые люди, приезжающие в столицу из республики, не понимают проповедь по-татарски в мечетях, и попадают в лапы экстремистов).
7.Проанализировать и учесть на федеральном уровне опыт государственно-конфессионального взаимодействия Дагестана и Москвы, как один из самых успешных примеров партнерства государства и религиозных объединений.

К единству, но по-разному, призывали все основные участники конференции. Врио главы Дагестана Владимир Васильев просил понимания и поддержки в связи с непопулярными мерами по налаживаю порядка в Дагестане. Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди подчеркнул, что «проблему экстремизма и терроризма невозможно решить только силовыми методами. Это можно и нужно решать с помощью диалога, который может дать положительный результат».

Муфтий Москвы и Духовного собрания мусульман России и член Общественной палаты РФ Альбир Крганов призвал бороться «за сохранение нашей религиозной, национальной и гражданской идентичности. И здесь нужны общие усилия, согласованные действия органов власти, религиозных и общественных организаций, ученых, экспертов и всех заинтересованных людей». Помимо этого, Альбир-хазрат Крганов выразил вполне естественную мысль о том, что вместе со всей страной мусульмане России должны иметь видение стратегических перспектив своего развития и выступил с инициативой разработать и принять документ под названием «Стратегия развития ислама и религиозных исламских организаций в России до 2030 года». 

По мнению муфтия, существует новая реальность, которую нельзя не учитывать, так как «в условиях глобализации обществу агрессивно навязываются чуждые ценности и образцы поведения, элементы образа жизни». Насколько этот призыв вместе увидеть новую реальность, в которой на самом деле живут все религиозные лидеры и общины, будет услышан – зависит не только от муфтия Альбир-хазрата Крганова, но и от того, как диалог понимают другие муфтии и насколько широко к этому диалогу привлекают ученых и общественность.

Роман Лункин.



нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru