О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Роман Лункин. ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЛЮДЕЙ УНИЖАТЬ. Портал «Интерфакс-Религия» вновь грубо нарушает нормы элементарной журналистской этики

  версия для печатиотправить ссылку другу
Роман Лункин. ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЛЮДЕЙ УНИЖАТЬ. Портал «Интерфакс-Религия» вновь грубо нарушает нормы элементарной журналистской этики
13 Ноября 2008

О том, что в России действуют Православные Церкви, которые не относятся к юрисдикции Московской патриархии, уже знает каждый образованный человек, который пользуется Интернетом. После истории с конфликтом священноначалия РПЦ МП и епископа Чукотского Диомида (Дзюбана) вся страна узнала, что в российском православии существуют вполне симпатичные большинству граждан "раскольники", которые в результате отделения от Московской патриархии совсем не становятся "неправославными" и "непатриотами". Однако переворот в общественном сознании, превративший православие в многообразную палитру красок, естественно, не коснулся СМИ, подконтрольных РПЦ МП.

Пропатриархийное ИА "Интерфакс-Религия" уже давно в довольно некорректной, часто комичной форме, информирует читателей об оппонентах своего церковного руководства. В отношении епископа Диомида это агентство неоднократно намекало, что иерарх психически болен, дерется с соратниками, надевает на голову иподиакону кастрюлю с горячим супом, груб и невежественен, вообще ничего не умеет делать. Вместо обсуждения церковно-политической идеологии Диомида, которая привлекла внимание большого количества православных и просто светских журналистов, "Интерфакс-Религия" писал о церковном расколе в духе желтой газеты. Появлялись на сайте такие "беспристрастные" заголовки, делающие честь любому информагентству: "Митингующие сторонники запрещенного епископа Диомида заблудились", "Епископу Диомиду, обвинившему Церковь в "ереси цареборчества", остается только назваться митрополитом Галактики, считают в Московском патриархате" и т.д. Кроме того, сотрудники сайта, выступающего под очень громким и авторитетным брендом ("Интерфакс"), даже нашли некий "детский" по стилю компромат под названием "Епископ Диомид обозвал клирос "козлами и баранами", а на голову пономарю надел кастрюлю с горячим супом, рассказывает бывший послушник архиерея".

Риторика сайта "Интерфакс-Религия" направлена не только против диссидентов в своей церковной среде, но и против деятелей культуры, интеллигенции (как было во время кампании против авторов письма 10 академиков РАН президенту РФ), против многих представителей власти, которые настаивают на соблюдении Конституции РФ и норм светского государства не в интересах части иерархии РПЦ МП. Эта тенденция проявляется во всем – в материалах о необходимости введения института военного духовенства, предмета "Основы православной культуры", богословских факультетов, возвращения церковной собственности и т.п. Во всех случаях сайт нарочито заостряет позицию Церкви, представляя ее более непримиримой и радикальной, чем она есть на самом деле. Чаще всего делается это с использованием одного и того же "технического" приема: в заголовке указывается "В Русской церкви считают..." или "В Московском патриархате настаивают...", а уже из текста соответствующего сообщения становится известно, что "считает" и "настаивает" всего лишь некая "глава" некоего нигде не зарегистрированного и потому ни за что не отвечающего "московского отделения" некоего "Союза православных граждан" "без фиксированного членства".

Вместе с тем, подобная позиция на самом деле не связана с православной направленностью "Интерфакс-Религия". Многие церковные издания и интернет-порталы предоставляют информацию о жизни Церкви совсем в другом ключе, не позволяя себе быть некорректными или просто хулиганить. К примеру, портал "Патриархия.Ру", который курирует руководитель пресс-службы Московской патриархии протоиерей Владимир Вигилянский. Существует также масса епархиальных региональных сайтов, которые пишут о насущных церковных делах и инициативах без конфронтационного тона. Это сайты Екатеринбургской, Карельской, Ярославской и других епархий РПЦ МП.

Некоторые печатные церковные издания при обсуждении церковно-общественных проблем выдерживают уважительный тон по отношению к представителям других конфессий и к тем, кто не согласен с церковной позицией. Это журналы "Фома" и "Вода живая" (вестник Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП) или же глянцевый журнал Саратовской епархии РПЦ МП.

Дело, безусловно, не в церковности издания и не в том, что в нем работают православные люди. Проблема в том, чьим агентом идеологического влияния является "Интерфакс-Религия". Постепенно этот сайт стал окрашиваться в радикальные тона под влиянием "Союза православных граждан", представленного в медиапространстве одним-единственным человеком, адекватность которого вызывает все больше сомнений даже в среде его бывших союзников по "православно-патриотическому" лагерю, - Кирилла Фролова. Его комментарии и придают многим "новостям" "Интерфакс-Религия" скандальный ругательный оттенок. Кирилл Фролов, как общественный деятель, имеет полное право на подобное выражение своих взглядов (впрочем, и то в рамках Уголовного кодекса), однако его заявления воспринимаются на "Интерфакс-Религия" как конкретизация и разъяснение точки зрения священноначалия РПЦ МП или даже всей ее "100-миллионной паствы".

Тем не менее, идеологическая позиция "Союза православных граждан" существует отдельно от позиции Церкви в целом и от идеологии православных патриотов в частности. К примеру, сайт "Правая.Ру", где часто выступают консервативные православные эксперты, в одной из своих статей отмечает те особенности, которые не замечают на "Интерфакс-Религия". В статье на "Правой.Ру" говорится: "К. Фролов провоцирует общественно-религиозные конфликты не только в России, но и на Украине, раскручивая клеветнические кампании против архиереев, священства УПЦ МП, лидеров православно-патриотической общественности". Более того, дается оценка той деятельности, которая и сделала Кирилла Фролова известным среди политологов и борцов с "оранжевой революцией": "За последние 2-3 года Кауров и Фролов активно занялись общественно-патриотическим бизнесом, используя для этого самое святое, Церковь. Причем они стали прибегать к наглому мошенничеству, присваивая себе акции и мероприятия других организаций и движений". Выводы авторов статьи, конечно, столь же радикальны, как и взгляды самого Фролова: "То, что СПГУ, Кауров, Фролов – самые активные борцы за права российских соотечественников, Церковь, против НАТО и т.д. – МИФ! Просто они громче всех кричат о своей борьбе. На Украине много русских и православных организаций, движений, в т.ч. и всеукраинских, которые ведут активную работу по всем этим направлениям. …Сегодня против Каурова и Фролова поднялась практически вся пророссийская часть Украины".

Если с выводами о деятельности Кирилла Фролова и его "Союза православных граждан" в Украине можно поспорить, то с анализом его активности в России на "Правой.Ру" можно согласиться практически полностью: "К. Фролов создает только видимость бурной деятельности, публикуя в виртуальном пространстве интернета опусы о своих "подвигах" и заслугах и нанося своим саботажем колоссальный вред русскому Православию, как это произошло со сдачей преподавания Основ Православной культуры в России. Фролов любит везде подчеркивать, что он глава Московского отделения Союза Православных граждан России. Но этот деятель не говорит, что кроме главы, т.е. его высочайшей персоны, в этой организации больше никого и ничего нет". Несмотря ни на что, "Интерфакс-Религия" усердно распространяет все заявления "Союза православных граждан", даже откровенно абсурдные и преступные.

Одна из самых ярких и продолжительных кампаний, которую сайт осуществляет вместе с "Союзом православных граждан" и общественной организацией Константина Затулина под громким "научным" названием "Институт стран СНГ", - это кампания против Константинопольского Патриарха Варфоломея, за разрыв между Московским и Константинопольским патриархатами. На сайте была опубликована масса материалов о том, что "Патриарх Варфоломей не может претендовать на звание "первосвященника" всего православного мира", то есть не может называться Вселенским. Были опубликованы заявления СПГ о том, что Варфоломей впал в "ересь папизма" и что будто бы он готов признать примат Папы Римского, а Брюссель и Ватикан его лучшие друзья и т.д.

Альтернативное Православие унижается на сайте "Интерфакс-Религия" устами другого православного публициста - главы Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева. Как православный "правозащитник" Силантьев борется с верующими – в том числе, даже с православными, если они из других юрисдикций. Он сообщил "Интерфаксу", что его центр собирает материалы для возбуждения в отношении епископа Григория (Лурье) уголовного дела. С его подачи "Интерфакс" называл представителей Российской Православной Автономной Церкви - официально зарегистрированной в России централизованной религиозной организации - "сектой педофилов", или даже "неопедофилов", а также "мошенниками" и "самоубийцами". Почему и зачем сотрудники "Интерфакс-Религия" называют так граждан России и официальную российскую религиозную организацию, как это соответствует Конституции и законам РФ – ответа в новостных сообщениях сайта нет. Яркий пример того, как создаются подобные ярлыки, – сообщение, будто покончил жизнь самоубийством один безработный, который посещал "Клуб самоубийц", в котором отец Григорий (Лурье) спасал молодых людей от мыслей о самоубийстве. Подобные провокационные сообщения появлялись на сайте и раньше.

Теперь "осеннее обострение" произошло в связи с тем, что Архиерейское Совещание РПАЦ избрало о. Григория (Лурье) епископом Петроградским.

Стремление под разными предлогами и ярлыками унизить своего идейного противника приводит к тому, что идеологические споры теряют смысл. Поэтому, например, в своем недавнем заявлении отец Всеволод Чаплин говорил о различных направлениях в Церкви свысока, как о тех, кто с разных позиций стремится сделать революцию в Церкви. Позиция отца Всеволода – это позиция несерьезного пренебрежительного отношения к чужим взглядам, которая не подразумевает никакой свободной дискуссии. "Интерфакс-Религия" и его подача информации обо всех церковных диссидентах лишает смысла всякое обсуждения различных течений в российском православии, поскольку все низведено до уровня желтой прессы и базарной брани.

Несомненно, слова, сказанные в особенности от имени патриархийного сайта, каким является "Интерфакс-Религия", играют большую роль и в формировании образа Церкви в современном обществе, и в наличии или отсутствии диалога Церкви со своими оппонентами, хотя бы на уровне общественной дискуссии. Как отметил 10 ноября 2008 года на встрече с сотрудниками Государственной телерадиокомпании "Калининград" митрополит Кирилл, "сегодня журналисты общаются с огромной аудиторией, и всегда призваны помнить, что их слово, эмоциональный настрой и созданный ими образ способен как возвысить и преобразить человека, так и подтолкнуть его к деградации и страданиям". Деградация церковного СМИ, нарушение профессиональной журналистской этики только отстраняют Церковь из общества, дискредитируют церковные инициативы. Создается агрессивный, ругательный, радикалистский образ Церкви. Наряду с этим, сами же представители церковного руководства говорят о том, что светская журналистика неправильно освещает жизнь Православной Церкви. А, может быть, "жизнь такая"?

Роман Лункин,
директор Института религии и права,
для "Портала-Credo.Ru"







также в рубрике ] мы: