О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Милиция и прокуратура разогнали толпу верующих и захватили церковь в Республике Мордовия из-за отказа прихожан подчиняться епархиальному начальству

  версия для печатиотправить ссылку другу
Милиция и прокуратура разогнали толпу верующих и захватили церковь в Республике Мордовия из-за отказа прихожан подчиняться епархиальному начальству
27 Ноября 2007

Сотрудники милиции и прокуратуры вместе с представителями Саранской епархии РПЦ МП силой захватили Покровскую церковь села Вадово-Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, взломав дверь и разогнав толпу прихожан, которые защищали свой храм, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Инцидент произошел в ночь с 12 на 13 ноября из-за того, что прихожане Покровской церкви не захотели принимать вновь назначенного настоятеля церкви иерея Алексия Рыбкина, поскольку считают его недостойным священником. Главное требование прихожан к епархиальному начальству состоит в том, чтобы им оставили в качестве настоятеля иеромонаха Евсевия (Машкова), который служит в Вадово-Селищах уже более трех лет.

За время пребывания в Покровском храме отца Евсевия был восстановлен храм и многократно увеличился сам приход. Церковь в Вадово-Селищах стали посещать жители окрестных сел – Подлясово, Промзино, поселков Заря и Од Веле. За последние годы село, которое находится у границы с Рязанской областью, приобрело большую известность в республике, в селе устраиваются различные национальные мордовские фестивали. Вадово-Селищи посещал известный боксер Олег Маскаев, так как там родился его отец.

Как отмечается в обращении, переданном прихожанами Покровской церкви Славянскому правовому центру, храм был открыт 15 лет назад, а его настоятелем был назначен отец Валерий Основин. Отец Валерий, по словам прихожан, «вел аморальный образ жизни – пропивал храмовые деньги, службы вел в нетрезвом состоянии, на ногах не держался, блудил и т.п.». Последние годы, как подчеркивается в обращении мирян, отец Валерий «не стеснялся своих прихожан, напивался до такой степени, что прежде чем ехать в Зубово-Поляну (его место жительства), высыпался около своей машины на обочине».

После назначения в 2004 году настоятелем храма иеромонаха Евсевия (Машкова) ситуация радикально изменилась. Как замечают сами прихожане, отец Евсевий наладил контакт с верующими, стал вкладывать свои сила в воссоздание храма и приходской жизни в Вадово-Селищах. В результате приход вырос, а многие стали приезжать из окрестных сел, несмотря на то, что там были свои православные приходы.

Отца Алексия Рыбкина, который был известен прихожанам, так как служил в селе Анаево того же  Зубово-Полянского района, верующие сразу не приняли. Его первое посещение Вадово-Селищ 20 октября прихожане описывают следующим образом: «приехал в нетрезвом состоянии, ворвался в дом, где находился певчий персонал женского пола, без звонка и разрешения. На требование певчих освободить помещение, он отказался. На грубое его поведение собрался народ (все село Вадово-Селищи с представителями Промзина и Подлясова). Как его не уговаривали и не убеждали из помещения он не выходил. Народ вынужден был вытащить из помещения этого дебошира силой. После чего не уходил с территории дома. Пока он находился там, угрожал прихожанам, а селам гибелью». Особенное возмущение прихода, по словам прихожан, вызвало то, что отец Алексий, пока служил в селе Анаево «растаскивал храмовое имущество» и продал дореволюционные колокола, сохраненные жителями Анаева. По словам прихожан Вадово-Селищ, «мы не хотим разорения нашему храму, который с таким трудом восстанавливается благодаря отцу Евсевию».

Столкновение прихожан, милиции и представителей епархии произошло 12 ноября. Накануне прихожанин храма Николай Мордакин отказался отдать ключи от храма человеку, посланному отцом Алексием Рыбкиным, который приехал ночью. В результате на захват Покровского храма около полуночи 12 ноября приехали сотрудники милиции вместе с районным прокурором Г.И. Половниковым, а также отцом Алексием Рыбкиным, благочинным района протоиереем Сергием Позоровым и игуменом Серафимом (Горчаковым) из поселка Умёт Зубово-Полянского района. На защите храма стояли мужчины, женщины и дети, 90-летние старушки. Около часа ночи Прокурор Половников приказал милиционерам растаскивать народ, крича сотрудникам правоохранительных органов: «Не будете применять силу, сниму ваши погоны». Часть милиционеров стояла в оцепенении, а часть растаскивала старушек от дверей храма. После взлома дверей церкви отец Алексий Рыбкин забрал из церкви антиминс, без которого нельзя совершать литургию.

Иеромонах Евсевий (Машков) откликнулся на просьбы прихожан и высказал желание служить в Вадово-Селищах, где и проживает в настоящее время. Прихожане собираются в его доме. Покровский храм после столкновения мирян с милицией и прокуратурой закрыт - отец Алексий Рыбкин заявляет о том, что, если верующие не подчиняться, то он будет служить один. Прихожане связывают привлечение правоохранительных органов с влиянием епархии и с тем, что благочинный Сергий Позоров является родственником архиепископа Саранского Варсонофия (Судакова), родственники которого управляют епархией (хозяйственный отдел возглавляет протоиерей Геннадий Позоров, отдел по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Александр Судаков, священником кафедрального собора является иерей Сергей Судаков). Выходцы из Вадово-Селищ, которые работают в руководстве республики Мордовия, также ничего не могут сделать.

С просьбой защитить от произвола местного духовенства и восстановить отца Евсевия в должности настоятеля Покровского храма жители Вадово-Селищ и окрестных сел обратились с письмом к архиепископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию, а также к прокурору Республики Мордовия, Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину, в редакцию газеты «Комсомольская правда» и в Славянский правовой центр (всего 403 подписи на 16 страницах).

На фото: противостояние прихожан Покровского храма села Важово-Селищи с недавно назначенным и непризнанным ими настоятелем отцом Алексием Рыбкиным.






также в рубрике ] мы: