"Ежедневный журнал": Школа больше не светская? Пресс-конференция в Славянском правовом центре

"Ежедневный журнал": Школа больше не светская? Пресс-конференция в Славянском правовом центре
22 Декабря 2008

В пресс-конференции принимали участие сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев, адвокат Славянского правового центра Роман Маранов, правовой советник Межрегиональной правозащитной группы Воронеж/Черноземье Ольга Гнездилова и пастор Алексей Перов, который рассказал о событиях годовой давности и о ситуации вокруг своего сына.

Напомним, что же произошло. 3 сентября 2007 года в школе Грибановского района Воронежской области был проведен обряд освещения класса, в котором должны были учиться первоклашки. Несмотря на то, что учительница знала, что в классе есть мальчик из неправославной семьи, сын местного пастора Давид Перов, родителям Давида ничего не сказали об обряде ни до его проведения, ни когда они пришли за сыном в школу и не нашли его в классе — мальчик прятался под лестницей. Как Давид потом рассказал родителям, мальчики в классе подталкивали его кресту, а на перемене обзывались и несколько раз ударили. Еще в октябре 2007 года семья Перовых обратилась в Грибановский районный суд с иском о нарушении школой законодательства и о компенсации морального вреда, и вот 4 декабря 2008 суд полностью отказал в иске.

На том основании, что инициатива обряда исходила от родителей, а учитель лишь согласилась с ней, обряд освящения не был связан с личностью (как, например, причастие или крещение), поэтому не мог нарушить права истцов, обряд, проведенный в школе, "никаким образом не препятствовал родителям обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями" и что нет нарушения закона "Об образовании", т.к. истцы не представили доказательств создания и деятельности религиозной организации в школе. По словам адвоката Перовых, правового советника Межрегиональной правозащитной группы Ольги Гнездиловой: "Своим решением суд ответил на два вопроса: можно ли проводить религиозные обряды в государственных школах? — ответ: "можно", и обязательно ли спрашивать согласия ребенка и его родителей? — ответ: "не обязательно". На решение уже подана кассационная жалоба.

Другое дело касается обязательного преподавания основ православной культуры (ОПК) в Белгородской области (регионе-лидере по масштабам "охвата" и "обязаловки" этого предмета в средней школе). Если в прошлом году, в исключительных случаях и со скандалом, инаковерующих освобождали от обязательного посещения занятий по ОПК, то с этого учебного года "неправославным" родителям в ультимативной форме было заявлено: если ваш ребенок не будет посещать ОПК, он не пройдет аттестации.
Таким образом, в настоящий момент государственная система образования не имеет реальных гарантий того, что обучение школьников религии происходит, как того требует закон, исключительно на добровольных основаниях. Такое положение расходится и с многократными заявлениями высших государственных чиновников о том, что религиозное образование в школах может быть только факультативным, а проведение молебнов и прочих религиозных обрядов в школе недопустимо.

В Европейский суд по правам человека будет подана жалоба по поводу обязательного изучения Основ православной культуры в Белгородской области.

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Специалисты в области защиты свободы совести не выступают против предмета «Основы православной культуры» как такового. Они всего лишь настаивают на соблюдении закона. А представители школы, по словам адвоката семьи Перовых, открыто заявляли на суде, что Россия — это православное государство, у нас и президент православный, и сектанты находятся на территории православного государства. По поводу самого обряда освящения класса учительница Грибановской школы сказала очень характерные слова: что обряд, мол, носит светско-религиозный характер, поскольку это наши традиции. А провести его надо было для того, чтобы дети слушались.

При этом, по словам Алексея Перова, в 2007 года после молебна врачи даже не стали осматривать его сына после побоев. Судебное решение, по словам Перова, ничуть не удивило его, поскольку даже православный священник на суде отмечал, что борьба с сектами — одно из главных направлений его деятельности, а РПЦ и государство составляют одно целое.

Первоначально, по словам адвоката Ольги Гнездиловой, управление образования Грибановского района и прокуратура признали незаконность проведения обряда на основании российских законов и международных документов. Однако суд заявил, что прокуратура плохо провела проверку, а новый руководитель Управления образования отказался от своих слов.

И ситуация только усугубляется. Например, экзамен по ОПК в Белгородской области стал обязательным. Стандарт «Духовно-нравственная культура» еще только вводится, никто толком не знает, что он из себя будет представлять, а департамент образования Белгородской области уже распространил инструктивное письмо по поводу экзаменов. Очень странно, что сторонники преподавания ОПК выбрали вот такой палочный способ.

Анатолий Пчелинцев, адвокат, главный редактор журнала «Религия и право»:

У нас в стране светское образование, и сама светскость гарантирована Конституцией РФ.  Я не против Закона Божьего, но только на добровольной основе. Сегодня же общество лишили этого выбора. Происходит ползучее изменение конституционного строя в этой сфере. А те органы, которые должны осуществлять надзор, не замечают этого. Есть многочисленные примеры того, как происходит нарушение норм закона. В Курской области в поселке Солнцево проводили молебен в актовом зале школы, а после него священник раздавал антисектантские листовки. В результате вмешательства Славянского правового центра прокуратура согласилась, что это мероприятие было незаконным, но виновных так и не нашли. Из этой же серии — лекции преподавателя по «Основам православной культуры» в Тюменском нефтегазовом университете с антисемитскими выпадами, с оскорблениями в адрес протестантов, католиков и мусульман. Совсем недавно документ о необходимости борьбы с сектами выпустила прокуратура Башкортостана со ссылкой на письмо УФСБ. Среди мормонов, саентологов, Свидетелей Иеговы упоминаются вполне традиционные для России протестанты — баптисты, пятидесятники и адвентисты. Выпады против религиозных меньшинств содержатся в самих учебных пособиях по православной культуре. В смоленском учебнике об истории и православии на Смоленской земле, выпущенном под редакцией митрополита Кирилла, есть раздел, посвященный сектам. В нем специально отмечается, что время вседозволенности, когда миссионерствовали проповедники «сект», закончилось и скоро «сектам» придет конец. Представители других конфессий, родители и дети, спрашивают учителей — а когда же им придет конец, неужели демократии в России пришел конец?

В нашей стране необходима федеральная программа по воспитанию толерантности среди молодежи. Пока же государство самоустранилось от решения этих вопросов. Острота проблемы очевидна — по поводу опасности повсеместного введения ОПК заявляют мусульмане, иудеи и протестанты, проводятся пикеты против ОПК. Если государство не примет мер, то протесты будут только усиливаться. Нужно соблюдать Конституцию, если же она неправильна, то тогда нужно ее поменять. Иначе выпускники школ, которым преподают курс православия, могут начать сжигать паспорта, так как там ИНН — печать дьявола. Ведь никто не может сказать, что будет преподаваться в школах под видом православия и кем. Недавно в Пензенской области прокуратура прекратила эксперимент по обязательному внедрению ОПК в результате соответствующего обращения мусульман. Прокуратура явно боится того, что православные опять закопаются в пещерах. Российский суд на днях осудил большую группу скинхедов, которые совершали преступления на национальной почве, но кто может гарантировать, что такие преступления не будут совершаться на религиозной почве.

Источник: "Ежедневный журнал".







также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru