Статьи и выступления. Целитель и пророк Григорий Грабовой: особенности и перспективы уголовного дела

Статьи и выступления. Целитель и пророк Григорий Грабовой: особенности и перспективы уголовного дела
6 Апреля 2007
Уголовное дело Григория Грабового, которого называют и пророком, и целителем, и экстрасенсом с удивительными способностями, приобрело за последний год всероссийскую известность. Дело не только в том, что личность Грабового окружена мистическим ореолом, но и в том, что представители власти и центральных телеканалов обращают повышенное внимание на дело Грабового, правда, исключительно в отрицательном для него ключе. Особенность этого судебного процесса состоит в том, что в нем существует непосредственная религиозная подоплека, так как последователи Грабового действительно считают его пророком и «Сыном Бога», который стал реальным воплощением и символом Второго Пришествия Иисуса Христа.

Уголовное дело против Григория Грабового было возбуждено ещё в марте 2006 года, сразу после Учредительного съезда партии «ДРУГГ». В апреле 2006 года ему было предъявлено обвинение по ч.2 ст.159 УК РФ, то есть Грабовой был обвинен в мошенничестве на основании одного журналистского расследования, проведенного корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Владимиром Ворсобиным. Журналист якобы заплатил 39 100 рублей за авторский семинар и воскрешение несуществующего человека, фотография которого была смонтирована на компьютере. Причем, Ворсобин во время гражданского процесса по иску к газете «Комсомольская правда» на вопрос о том, обещал ли Григорий Петрович ему воскресить кого-либо, ответил, что Грабовой ничего не обещал. В договоре, который подписывал Ворсобин, было указано, что он оплачивает аппаратно-цифровую обработку видеозаписи и видеосъемку. Вопрос о воскрешении в договоре вообще не упоминается. Непосредственно Грабовым подписано лишь свидетельство о прохождении корреспондентом его семинара. Затем уже в июне 2006 года наряду с Ворсобиным в деле появилось еще 10 якобы пострадавших от деятельности Григория Грабового. Ему была вменена ч.4 ст.159 УК РФ «мошенничество, совершенное организованной группой лиц», однако никто, кроме Грабового, так и не был привлечен по этому делу. В сентябре 2006 года дело было передано в Таганский суд, откуда было возвращено судом в прокуратуру ЦАО г. Москвы для организации устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению. По закону, устранить недостатки должны были в течение 5 суток, вместе этого прокуратура устраняла их 5 месяцев. 7 марта 2007 года дело вернули в Таганский суд и 30 марта начались предварительные слушания. Сам процесс должен начаться 10 апреля.

Следствию не удалось доказать, что лично экстрасенс и целитель нанес кому-либо ущерб. Дело в том, что свои семинары и лекции Грабовой проводил бесплатно. А пострадавшими оказались люди, которые платили за предоставление технических услуг во время семинаров, начиная с 2003 года. Они заключали гражданско-правовые договоры, которые не расторгнуты сторонами до сих пор. Несмотря ни на что Грабовой был заключен под стражу сразу после предъявления обвинения – 7 апреля 2006 года (в качестве подозреваемого Грабовой был задержан 5 апреля), и до сих пор он находится в Лефортово. Никакие жалобы и ходатайства об изменении меры пресечения и о предвзятости органов предварительного следствия и прокуратуры, а также о фальсификации материалов, фактически не принимаются во внимание, а большинство ходатайств и обращений даже не рассматривается.

Адвокаты Грабового утверждают, что обвинения в мошенничестве не нашли своего подтверждения в материалах дела. Это становится очевидным даже для посторонних наблюдателей. Во-первых, следствие постоянно ищет новые доказательства для того, чтобы обвинить Грабового, сознавая, что имеющиеся эпизоды не помогут осудить экстрасенса. Во-вторых, происходящее во время судебных заседаний радикально отличается от той информации, которую получает общественность. Более того, в наиболее ключевые моменты дела СМИ вдруг активизируются. В печатных СМИ и по телевидению сообщают о том, что Г.П. Грабовой собирается стать президентом РФ как глава создававшейся им партии «ДРУГГ», и главное, что он обещал воскресить за деньги детей, погибших во время теракта в Беслане. Все это, по сути, не имеет отношения к существующему уголовному делу о мошенничестве, потому что организовывать партии в России пока не запрещается, а сам Григорий Грабовой никогда в Беслане не был. Необходимые материалы об этом были предоставлены суду.

Правоохранительные органы, как отметил в своем комментарии к этому процессу сопредседатель Славянского правового центра адвокат Анатолий Пчелинцев, весьма предвзято подходят к данной категории дел, и исходят по большей части из того отрицательного фона, на котором проходит дело. Фон же создают средства массовой информации, которые изначально тиражируют негативную информацию, негативное отношение к конкретному человеку. Сотрудники правоохранительных органов, по мнению Анатолия Пчелинцева, начинают все отрицательные факты, появляющиеся в прессе, связывать с обвиняемым – и далеко не у всех хватает мужества объективно посмотреть на реальную картину происходящего. Объективная реальность ставит следователей и прокуроров в положение гонителей религиозной веры, создающих образ мученика-пророка.

Для того, чтобы это понять достаточно прочитать небольшую автобиографию Г.П. Грабового «Преследование Веры Христовой». В ней говорится о том, что все выступления пророка и семинары «Фонда Григория Грабового» провозглашены проповедями нового Учения о спасении гармоничном созидательном развитии еще в 2001 году. А в 2006 году именно проповедь воскрешения стала поводом для возбуждения уголовного дела. Первые обвинения в свой адрес Грабовой описывает так: «20 марта 2006 г. против меня было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» и из обвинения следовало, что вера в всеобщее воскрешение в Христианстве это и есть «мошенничество»… следователь Бреев и написал в постановлении о привлечении меня в качестве обвиняемого, что «посетитель вводился в состояние религиозной веры в идеи Грабового Г.П. и восприятия его в качестве «живого бога».

Более того, социально-психологическая экспертиза, назначенная следствием и проведенная в июне 2006 года, де факто описала Грабового как религиозного лидера, а его последователей в качестве религиозного движения. Экспертизу проводили сотрудник Института психологии РАН Прокопишин Р.А. и сотрудница Института Латинской Америки РАН Кудеярова Н.Ю. В их заключении отмечается целый ряд принципиальных моментов. К примеру: «В используемой Грабовым Г.П. системе воздействия основным методом установления контроля над личностями последователей является формирование особой системы персональных ценностей. В этой системе ценностей Грабовой Г.П. выступает в качестве универсального носителя способов и методов улучшения жизненной перспективы последователей, а также надежным источником устранения неблагоприятных или невыносимых жизненных ситуаций… Содержательный план мышления изменяется в результате принятия на веру утверждений о том, что Грабовой Г.П. обладает особыми и исключительными возможностями влияния на окружающий мир и людей».

Эксперты определили «Учение Григория Грабового» как комплексную систему психологического воздействия на человека с признаками технологии». Экспертиза установила, что последователи Учения составляют определенную социальную группу, которая объединена единым мировоззрением и практикой. Кроме того, у этого движения существует определенного рода структура, как региональных представительств, так и общероссийских организаций. По мнению экспертов, последователи Грабового пребывают в «состоянии веры» и зависимости от своего «харизматического лидера», что создает у них некритичное отношение к его высказываниям и некую психологическую зависимость от его Учения. Помимо этого, как полагают эксперты, это Учение в наибольшей степени привлекает неблагополучных людей, переживших какие-либо личные трагедии.

Все качества и определения, приведенные в тексте социально-психологической экспертизы, в полной мере применимы к любой религиозной организации. Но в судебном порядке религиозных лидеров, как правило, никто не обвиняет в манипулировании сознанием прихожан и в обмане из-за того, что во время проповеди верующим было обещано воскресение. Конечно, не все атрибуты религиозного объединения, возможно, применимы к движению, возникшему вокруг Грабового, но ничто так не укрепляет веру и новую религиозность как преследование «харизматического лидера» со стороны правоохранительных органов.

Как бы кто не относился к личности уже известного стране пророка, попытка его осудить поставила следственные органы в тупик. Идеологическая ангажированность начатого процесса, по сути, не скрывалась его инициаторами. Если выразить причину уголовного дела просто, то она заключается в том, что человек Грабовой превратился в целое движение людей, которые поддерживают его учение и мировоззрение, а не просто получают некое физическое исцеление за определенную плату.

Правоохранительные органы возмутило и то, что какой-то экстрасенс осмелился создать свою партию и заявить о своем намерении в будущем стать президентом страны, так как об этом просят его последователи. Уголовное дело стало свидетельством стремления наказать Грабового за чрезмерную общественную активность. Причины уголовного преследования и его перспективы сам Грабовой в интервью журналисту Ларисе Бочановой оценил довольно реалистично: «Дело в том, что кто бы даже там ни стоял… Вопрос больше в том, что как только включается машина сама по себе, уголовно-процессуальная, то дальше включаются механизмы издержки, существующие вообще для всего общества». При этом, Грабовой предсказал, что выйдет он из камеры довольно скоро. Однако и уголовное дело, и кампания в СМИ сделали Григория Грабового в глазах общественности фигурой, по крайней мере, оригинальной, прежде всего благодаря учению о всеобщем воскресении, предсказаниям будущего, методам предотвращения техногенных катастроф и даже терактов. Эта мистика Грабового неподконтрольна никаким следователям и судам.

Родион Половцев.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru