Статьи и выступления. "Представители власти в России начинают понимать, что религиозное сообщество способно постоять за себя" Интервью с управляющим делами РОСХВЕ Константином Бендасом о дискуссии вокруг свободы совести на совещании ОБСЕ в Вене

Статьи и выступления. "Представители власти в России начинают понимать, что религиозное сообщество способно постоять за себя" Интервью с управляющим делами РОСХВЕ Константином Бендасом о дискуссии вокруг свободы совести на совещании ОБСЕ в Вене
9 Апреля 2007
29-30 марта в Вене, Австрия, состоялось дополнительное Совещание ОБСЕ по человеческому измерению на тему «Свобода собрания, объединения и выражения: поощрение полного и равного участия в плюралистических обществах». В рамках совещания была проведена секция: «Итоги реализации права на свободу собрания в Российской Федерации и в странах Средней Азии», организованная в том числе и при участии Славянского правового центра. О том, какие проблемы, касающиеся России и ее соседей, поднимались во время совещания ОБСЕ, пресс-службе СПЦ рассказал управляющий делами РОСХВЕ Константин Бендас.

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе дает свою оценку соблюдению норм демократии в самых разных странах. Какие проблемы поднимались на прошедшем совещании, и каких регионов эти проблемы касались в наибольшей степени?

- Безусловно, во время совещания ОБСЕ обсуждаются проблемы, которые возникают именно на постсоветском пространстве, а не в Старом Свете. Много было камней брошено и в сторону России. Однако большинство участников венского совещания было согласно с тем, что законодательство в области свободы совести в постсоветских республиках в настоящее время более жесткое, чем в России. В целом ряде стран проводится целенаправленная дискриминация религиозных меньшинств. Деятельность религиозных групп пресекается в Белоруссии, Узбекистане и Киргизии. В Туркменистане даже самые благонамеренные декларации не совпадают с реальной крайне дискриминационной правоприменительной практикой. Более того, положение со свободой религиозных убеждений хуже и в тех государствах, которые пережили так называемые «оранжевые революции». К примеру, в Украине готовится законопроект, который разделит все религии на традиционные и нетрадиционные. Грузия рвется в Евросоюз и в НАТО, но положение верующих в этой стране не соответствует европейским демократическим нормам. Грузинский закон о религии гораздо более жесткий, чем российский Закон о свободе совести 1997 года. Получается, что представители США, устанавливающие тот или иной строй в каком-либо государстве, не принимают во внимание ценность человека и личные свободы граждан.

- Однако религиозная ситуация в Грузии или Украине и в Средней Азии радикально отличаются. Как Вы думаете, с чем это связано?

- Религиозная свобода в Украине является завоеванием не «оранжевой революции», а веротерпимой евангельской культуры, которая сформировалась еще в до советский период и отчасти сохранилась в период советский. В Западной Украине и тогда открыто славили Христа. Что касается, например, среднеазиатских государств, то там часто невозможно собраться без регистрации и нескольким людям для того, чтобы прочитать Библию. За обычные домашние собрания, за разговоры о религии на кухне не только штрафуют, но и арестовывают. Об этом во время совещания ОБСЕ рассказывали представители Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Кстати, казахская делегация была одной из самых больших в Вене. Представители Казахстана отмечали, что в законодательной сфере их страна долгое время шла в фарватере России. Но при этом, не учитывались все те позитивные изменения, которые вносились в законы и их практическое применение впоследствии. Даже в Казахстане произошло ужесточение политики в отношении религиозных меньшинств, и делаются попытки резко ограничить деятельность незарегистрированных религиозных групп, как в других государствах Средней Азии. В России Конституционный суд РФ отменил ряд ограничивающих положений Закона о свободе совести 1997 года, были признаны неконституционными Законы о регулировании миссионерской деятельности в большинстве субъектов РФ, где они были приняты.

- Каковы была позиция российской стороны на венском совещании? Были ли сделаны какие-либо выводы о состоянии дел в сфере защиты прав верующих в России?


- Со стороны России в совещании ОБСЕ принимал участие политолог Сергей Марков, член Общественной палаты РФ. Наши выводы по многим вопросам совпали. Мы и другие эксперты ставили российское законодательство в пример, так как законы новой демократической России в наибольшей мере соответствуют демократическим ценностям Старого Света. В России в целом обеспечивается свобода религиозных собраний, свобода деятельности незарегистрированных групп верующих, а нарушения носят эпизодический характер. Наглядный пример – сотни общин незарегистрированного пятидесятнического союза - Объединенной Церкви ХВЕ действуют без регистрации, и никто не препятствует их богослужениям. Наши правоохранительные органы проводят проверки, но никого в тюрьму не сажают. По существу на этом совещании ОБСЕ была разрушена прежняя идиллия, когда представители правозащитных организаций строили свои выступления на перечислении лишь отрицательных примеров, они требовали применить санкции в отношении России: не пускать нашу страну в ВТО, изгнать из «Большой восьмерки», арестовать самолеты и т.д.
В докладе руководителя Центра «Сова» Александра Верховского о свободе совести в России, который был также представлен на совещании ОСБЕ, было много позитивного. В частности, Верховский отметил, что ни один дискриминационный законопроект о традиционных религиях, который обсуждался в СМИ, не был доведен даже до парламентских слушаний. Яркий пример – предложенный Минюстом РФ законопроект о противодействии незаконной миссионерской деятельности, который был дружно отвергнут всеми религиозными объединениями и официально даже и не поступил на рассмотрение депутатов. Религиозное сообщество в России сейчас обладает значительным влиянием, чему помогает и существование Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комитета Государственной Думы РФ по вопросам общественных объединений и религиозных организаций, Межрелигиозного совета России, Совета глав протестантских церквей России, и недавно воссозданного Межконфессионального христианского консультативного комитета. Понимание того, что в России есть консолидированное религиозное сообщество, способное постоять за себя, приходит и к представителям законодательной и исполнительной власти.

Беседовал Роман Лункин.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru