О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Религия и право": Роман Маранов. Соблюдение прав граждан при проведении милицейских проверок

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Религия и право": Роман Маранов. Соблюдение прав граждан при проведении милицейских проверок
31 Августа 2007

Данная статья ставит перед собой сугубо практическую цель. Она призвана помочь религиозным организациям, на которое все чаще совершаются «рейды» со стороны правоохранительных органов, в частности, милиции. Убэповцы (как их принято называть в просторечии) - это те же самые сотрудники милиции, только состоящие в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями, входящем в состав Департамента экономической безопасности МВД России.

Само название ведомства говорит о том, что органы УБЭП интересуются исключительно преступлениями экономического характера. Такие преступления закреплены ст. 158 - 204 УК РФ (в том числе незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве и т.д.).

Что касается выездных налоговых проверок, то они осуществляются налоговыми органами, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел. Также милиции предоставлено право самостоятельно проводить такие проверки. Они проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. Данная тема настолько сложна и объемна, что требует отдельной статьи. Мы обязательно опубликуем материал по этой теме в одном из ближайших номеров журнала. Соответственно, в данной статье мы не будем останавливаться на налоговых проверках.

Наиболее значимый и полезный способ защиты своих прав во время проведения проверок – это знание первоисточников, нормативных актов (законов, инструкций и т.п.), которыми должны руководствоваться сотрудники милиции при проведении проверок. Очень важно не только знать перечень нормативных документов, но и иметь их под рукой, чтобы, например, можно было всегда проверить, что же написано в том пункте той инструкции, на которую ссылаются сотрудники милиции.

Более того, милиционеры сами обязаны объяснить, на каком основании они совершают те или иные действия, а чтобы помочь им не быть голословными, представьте им возможность самим найти в текстах законов и инструкций конкретные статьи и пункты, которые позволяли бы им делать то, что он собираются делать. И если таковые будут указаны, то нужно прочитать, а что же там написано. Прочитать следует не только ту фразу, на которую указывают пальцем стражи порядка, но и всю статью или пункт целиком, обратить внимание, в каком разделе эта статья находится и т.д. Конечно, для неюриста очень сложно понять хитросплетения наших законов, которые очень часто содержать отсылки к другим законам или инструкциям, либо вообще сами себе противоречат. Еще лучше почитать эти документы заранее, однако если к вам пришла милиция, самое время достать с полки заготовленные подборки законов, регулирующих их деятельность, чтобы исключить саму возможность неправового поведения со стороны гостей. 

Еще раз подчеркнем, что важно иметь именно первоисточники, т.е. полные тексты нормативных актов, а не комментарии специалистов или журнальные статьи, только так можно попытаться заставить сотрудников милиции оставаться в рамках закона.

Объем журнала не позволяет опубликовать тексты всех нормативных актов, касающихся проведения проверок, однако все эти документы вы можете найти на нашем сайте www.sclj.ru в разделе «Законодательство». Обратите внимание, что на нашем сайте вы можете найти эти документы с самыми последними изменениями и дополнениями.

Здесь мы приведем лишь перечень этих документов.

·Уголовный кодекс РФ (УК РФ);

·Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ);

·Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»;

·Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»(Закон об ОРД);

·Приказ МВД РФ от 02.08.2005 г. № 636 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2005 г. № 6891).   По этой инструкции работает УБЭП, т.е. когда дело не касается налоговых преступлений.

·Приказ МВД РФ от 16.03.2004 г. № 177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства российской федерации о налогах и сборах.(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 г. № 5696).  

·Приказ МВД РФ № 76, МНС РФ № АС-3-06/37 от 22.01.2004 г. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2004 г. № 5588).

Последние две инструкции адресованы подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений (ранее именуемому Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям).

Основания для проведения проверок

Для определения того, является проверка законной или нет, и, соответственно, оценить перспективу судебного обжалования действий сотрудников милиции, следует исходить из тех требований, которые изложены в законе «О милиции» (п.25 ст.11).

1. Милиция должна располагать какими-либо данными о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Т.е. перечисленные виды деятельности не могут быть истолкованы расширительно. Отсюда вытекает, что другие виды деятельности религиозной организации, как то порядок проведения богослужений, не могут быть предметом проведения проверок со стороны милиции.

2.Оформление решения о проверки должно быть в форме мотивированного  постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. Форма постановления утверждена Приказом МВД № 636. Слово «мотивированное» означает, что в самом тексте постановления должны быть указанные конкретные данные о том, что со стороны организации имеются какие-либо нарушения законодательства, влекущие  уголовную или административную ответственность. 

Указание на конкретных должностных лиц означает, что никто иной (например, начальник управления) не вправе издавать такое постановление. Кроме того, должна учитываться территориальная подведомственность (например, начальник районного отдела внутренних дел вправе выносить постановления о проведении проверок только тех организаций, которые находятся в пределах его района).

Так же существует Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, утвержденный как приложение № 2 к Приказу МВД № 636. В этом списке исчерпывающим образом перечислены должностные лица и их полномочия по назначению проведению проверок.

Пределы проведения проверок

Существенной особенностью такого рода проверок является то, что проверка проводится в отношении организации, у которой формально еще не выявлено каких-либо нарушений, а также при отсутствии возбужденного уголовного дела. В этом случае права сотрудников милиции ограничены. Все действия, которые ими проводятся подпадают под понятие оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Сотрудники милиции могут провести только те виды ОРМ, которые предусмотрены                                       п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции и ст. 6 Закона об ОРД, и которые обязательно должны быть перечислены в постановлении о проведении проверки. 

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения (ст.8 Закона об ОРМ).

Порядок проведение проверки

Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней. Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.

Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию, указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия. Поэтому необходимо сверить всех сотрудников милиции поименно. Те, кто не указан в данном постановлении, не вправе проводить какие-либо действия и вы вправе потребовать, чтобы этот человек удалился из помещения.

Копия постановления о проведении проверки вручается представителю организации. Также обязательно присутствие двух понятых.

На практике часто возникает вопрос об использовании видео или фотосъемки в процессе проведения проверки. Сотрудникам милиции такое право предоставлено, на что прямо указано в законе об ОРД. Однако нередки случаи, когда сотрудники милиции как раз пытаются избежать публичности, (при сомнительного рода проверках), а если представители организации пытаются сами вести видео или фотосъемку, то сотрудники милиции активно протестуют, пытаясь воспрепятствовать съемке. Это незаконно, поскольку в своем помещении вы вправе снимать и фотографировать все, что угодно и кого угодно. Можно сослаться на п.4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которого каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Видео и фотосъемка - это форма производства информации. 

По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (акт проверки). Акт проверки составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.

В акте проверки в обязательном порядке отражаются, в частности:

·       специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку;

·       дата начала и окончания проверки;

·       все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений;

·       сущность правонарушения, способ его совершения;

·       ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

·       факты непредставления каких-либо документов;

·       обобщенные выводы о результатах проверки.

Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемой организации.

Виды ОРМ при проведении проверки

Исчерпывающий перечень возможных ОРМ приведен в ст.6 Закона об ОРД. При проведении проверок организаций как правило используются:

·       опрос,

·       сбор образцов для сравнительного исследования,

·       проверочная закупка,

·       исследование предметов и документов,

·       обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Более подробно права сотрудников милиции при проведении проверок описаны в п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции:

·       осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

·       досмотр транспортных средств;

·       изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. При этом сотрудники милиции вправе требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

·       изъятие с обязательным составлением протокола отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз;

·       изъятие документов либо их копий с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

Весьма болезненным явлением при проведении проверок является изъятие документов. Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю организации, у которой изымаются подлинные документы.

В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, сотрудник милиции, проводящий проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю организации  в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

 В последнее время стало очень модным явлением изымать компьютеры (системные блоки), которые попадаются на глаза проверяющим сотрудникам милиции. По нашему мнению, такие действия милиции противоречат действующему законодательству. Так, в п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции четко говориться лишь о возможности изъятия документов либо изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз. Исходя из перечня ОРМ, приведенного в ч.1 ст. 6 Закона об ОРД, также следует, что изъятие предметов (помимо документов) в рамках ОРМ возможно только в форме сбора образцов для сравнительного исследования (п.3 ч.1. ст. 6 Закона об ОРД). 

Т.е. если, например, организация торгует компьютерами, то для проведения товароведческой экспертизы изъятие компьютера допустимо. Однако в тех случаях, когда компьютер изымается с целью найти в нем какую-либо информацию о деятельности организации, это однозначно следует признавать нарушением закона.

В этом случае может быть усмотрено также нарушение ч.2 ст. 8 Закона об ОРД, устанавливающей, что проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи допускается на основании судебного решения. Если изъятый компьютер использовался для передачи электронных сообщений, либо для набора писем личного характера – налицо факт нарушения права, гарантированного п.2 ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что проведение проверок, пусть даже с изъятием документов, не имеет ничего общего с таким следственным действием как обыск.

Обыск может проводиться только по уже возбужденному уголовному делу на основании постановления следователя, а если обыск производится в жилом помещении, то он возможен только лишь на основании судебного решения (ст.182 УПК РФ).

Действия сотрудников милиции, допустивших нарушение законодательства в ходе проведения проверки, могут быть обжалованы в суд.

Роман Маранов,
юрист Славянского правового центра.


"Религия и право", № 3 (42), 2007.






также в рубрике ] мы: