О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Документ. Проект Федерального Закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности"

  версия для печатиотправить ссылку другу
7 Сентября 2006

Публикуя проект закона, который призван регулировать миссионерскую деятельность на территории России, Славянский правовой центр обращается к представителями религиозных объединений и к экспертам с тем, чтобы они направляли свои отзывы и предложения по данному законопроекту в адрес Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ. Законопроект был направлен на рассмотрение религиозных организаций России в начале августа 2006 года заместителем министра юстиции РФ О.Ю. Хлупиным. Проект был разработан Министерством юстиции в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

Вносится Президентом Российской Федерации

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности

Статья 1.

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848) изменение, дополнив часть первую статьи 239 после слова «здоровью» словами «или нравственности, либо с принуждением к разрушению семьи, либо с принуждением членов данного объединения или иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу объединения».

Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; Российская газета, 2006, 14 июля) следующие изменения:

1) пункт 6 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное г .насилием над личностью, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, оскорбление религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых верующими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики запрещаются и преследуются в соответствии с федеральным законом.»;

2) дополнить статью 4 пунктами 51 и 52 следующего содержания:

51. Религиозная организация обязана уведомлять орган, уполномоченный принять решение о государственной регистрации изменений в ее устав, о назначении (избрании) своих служителей.

52. Не вправе быть служителями и членами органов управления религиозных организаций лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности»;

3) пункт 4 статьи 5 дополнить предложением следующего содержания: «Указанное обучение признается видом миссионерской деятельности»;

4) дополнить пункт 1 статьи 9 абзацем следующего содержания:

«Не могут быть учредителями религиозных организаций лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности»;

5) дополнить статьей 171 следующего содержания: «Статья 171. Миссионерская деятельность

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозных объединений (их представителей), направленная на распространение и (или) популяризацию своих вероучений и (или) религиозных практик и осуществляемая за пределами культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для совершения богослужений, Других религиозных обрядов и церемоний, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, вероисповедальных кладбищ путем пропаганды соответствующего вероучения и (или) его религиозной практики.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на миссионерскую деятельность, осуществляемую в форме:

непосредственного личного обращения к человеку в общественном месте, с посещением его жилища (кроме посещения жилища по приглашению жильца), в образовательном учреждении, лечебно-профилактическом или больничном учреждении, детском доме, доме-интернате для престарелых и инвалидов, учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы;

проведения публичного мероприятия либо размещения в общественном месте информации о религиозном объединении и (или) о соответствующем вероучении.

Миссионерская деятельность, являясь формой распространения веры, может осуществляться каждым действующим на законном основании религиозным объединением, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Миссионерская деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, может осуществляться только религиозной организацией.

2. Религиозное объединение (в том числе иностранное) обязано выдать лицу, осуществляющему от его имени миссионерскую деятельность:

служителям религиозных организаций или членам их органа управления — документ, удостоверяющий названный статус;

иным лицам — решение религиозной группы, органа управления религиозной организации о предоставлении лицу полномочий на осуществление миссионерской деятельности от имени данного религиозного объединения.

3. Лицо, намеревающееся осуществлять миссионерскую деятельность, обязано заблаговременно представить в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

1) уведомление о намерении осуществлять миссионерскую деятельность;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) документ или решение, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи;

4) если это лицо проживает за пределами соответствующего субъекта Российской Федерации - документ о регистрации по месту пребывания в соответствующем субъекте Российской Федерации;

5) иностранный гражданин (лицо без гражданства), временно пребывающий или временно проживающий в Российской Федерации, - визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Лицо, намеревающееся осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, также представляет в территориальный орган федерального органа государственной регистрации сведения о данной религиозной группе (фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, гражданство ее членов, дата ее создания, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики).

4. Запрещается осуществление миссионерской деятельности:

1) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

2) временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, кроме въехавших а Российскую Федерацию в целях занятия профессиональной религиозной деятельностью;

3) лицами, не имеющими документа, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи;

4) в общественных местах на расстоянии ближе чем сто метров от объектов религиозного почитания иных религиозных объединений;

5) сопровождаемой предложением материальных или социальных выгод с целью вовлечения людей в религиозное объединение;

6) обращенной к людям, находящимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и сопряженной с обещаниями вывести их из данного положения;

7} сопровождаемой психологическим давлением, то есть осуществляемой путем непосредственного личного обращения к человеку вопреки его воле.

Предложение материальных или социальных выгод с целью вовлечения людей в религиозное объединение и деятельность, направленная на распространение вероучения и религиозной практики религиозного объединения и сопряженная с обещаниями вывести людей, находящихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, из данного положения, также запрещаются при выступлениях представителей религиозных объединений в средствах массовой информации. Нарушение данного запрета влечет ответственность, предусмотренную за осуществление незаконной миссионерской деятельности.»;

6) в пункте 2 статьи 20:

слова «приглашать иностранных граждан» заменить словами «обращаться с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или липа без гражданства»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Не имеют права обращаться с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан (лиц без гражданства) в целях занятия профессиональной религиозной деятельностью религиозные организации и физические лица, по ходатайству которых были выданы приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства, совершившим в период пребывания в Российской Федерации по указанным приглашениям преступление либо административное правонарушение, сопряженное с осуществлением профессиональной религиозной деятельности. Указанный запрет действует соответственно до погашения (снятия) судимости за такое преступление иностранного гражданина (лица без гражданства) либо до истечения срока, в течение которого иностранный гражданин (лицо без гражданства) считается подвергнутым административному наказанию за такое административное правонарушение».

Статья 3.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, Х° I, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; №18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380) следующие изменения:

I) дополнить статьей 5.57 следующего содержания:

«Статья 5.57. Незаконная миссионерская деятельность либо содействие ей

1. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований и (или) запретов, установленных федеральным законодательством,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на религиозные организации — в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Содействие осуществлению миссионерской деятельности с нарушением требований и (или) запретов, установленных федеральным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных ЛИЦ в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда»;

2) часть 1 статьи 23.1 после цифр «5.56» дополнить цифрами «5.57»;

3) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «5.49» дополнить цифрами «5.57»; 6} в пункте 4 слова «статьей 5.26» заменить словами «статьями 5.26, 5.57»:

в) пункт 15 после слова «предусмотренных» дополнить словами «частью 2 статьи 5.57»;

г) пункт 17 после цифр «5.43,» дополнить словами «частью 3 статьи 5.57»;

д) пункт 18 после слова «предусмотренных» дополнить словами «частью 3 статьи 5.57»;

е) пункт 58 после цифр «5.51,» дополнить цифрами «5.57»;

ж) пункт 60 после цифр «5.13,» дополнить цифрами «5.57»;

4) часть 1 статьи 28.7 после слов «о выборах и референдумах,» дополнить словами «о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных, объединениях».

Статья 4.

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3031) следующие изменения:

1) в части второй статьи 7 слова «в сфере юстиции» заменить словами «, уполномоченным в области государственной регистрации некоммерческих организаций (далее — федеральный орган государственной регистрации)»;

2) в статье 9:

в части третьей слова «исполнительной власти в сфере юстиции» заменить словами «государственной регистрации»;

дополнить новыми частями четвертой — девятой следующего содержания:

«Ликвидация общественного или религиозного объединения либо иной организации по указанным в части второй настоящей статьи основаниям означает запрет на его (ее) деятельность.

Федеральный орган государственной регистрации ведет федеральный реестр общественных и религиозных объединений и иных организаций деятельность которых запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельности или по иным предусмотренным федеральным законом основаниям.

В указанный реестр включается следующая информация:

наименование общественного и религиозного объединения либо иной организации, чья деятельность запрещена;

наименование принявшего данное решение суда, дата принятия решения;

основания запрета деятельности данного общественного или религиозного объединения либо иной организации;

сведения о структурных подразделениях данного общественного или религиозного объединения;

сведения о выявленных судом участниках данного общественного или религиозного объединения либо иной организации (фамилии, имена, отчества, даты и места рождения; противоправные деяния, совершенные ими в данном объединении; назначенные за это наказания; наименования судов, назначивших такие наказания, даты принятия этих решений).

В случае, если деятельность общественного или религиозного объединения запрещена на основании заявления прокурора, Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает направление соответствующей информации в федеральный орган государственной регистрации и его территориальный орган по месту принятия решения суда.

Федеральный реестр общественных и религиозных объединений, деятельность которых запрещена, и все. вносимые в него изменения направляются всем территориальным органам федерального органа государственной регистрации и органам прокуратуры Российской Федерации.

Суд, принявший решение об отмене решения суда о запрете деятельности общественного или религиозного объединения (о ликвидации общественного или религиозного объединения, влекущей его запрет), немедленно направляет копию этого решения в федеральный орган государственной регистрации и его территориальный орган по месту нахождения суда, решение которого отменено»;

3) в части четвертой статьи 13 слова «исполнительной власти в сфере юстиции» заменить словами «государственной регистрации и в территориальный орган федерального органа государственной регистрации по месту нахождения суда»;

4) дополнить статью 15 частями следующего содержания:

«Суд, принявший решение о наличии в действиях лица признаков экстремизма, после вступления этого решения в законную силу направляет его копии в федеральный орган государственной регистрации и в территориальный орган федерального органа государственной регистрации по месту нахождения суда.

На основании представленных судами сведений федеральный орган государственной регистрации ведет федеральный реестр лиц, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремизма (далее - федеральный реестр •экстремистов). Федеральный реестр экстремистов и все вносимые в него изменения направляются всем территориальным органам федерального органа государственной регистрации.

В федеральный реестр экстремистов включается следующая информация:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения включенного в него лица;

наименование суда, принявшего решение о наличии в его действиях признаков экстремизма, дата принятия решения;

установленные судом признаки экстремизма в его деятельности;

назначенное за это наказание.

Лицо исключается из федерального реестра экстремистов после погашения (снятия) судимости за совершение преступления экстремистской направленности либо по истечении срока, в течение которого оно считается привлекавшимся к административной ответственности за административное правонарушение экстремистской направленности.

Суд, принявший решение об отмене решения суда о наличии в действиях лица признаков экстремизма, немедленно направляет копию этого решения в органы, куда было направлено отмененное решение».

Статья 5.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

2. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона суды Российской Федерации предоставляют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченном;' в области государственной регистрации некоммерческих организаций (далее -федеральный орган государственной регистрации), и его территориальным органам по месту своего нахождения копии своих вступивших в законную силу решений, которыми установлено, что в чьих-либо действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, за период, установленный абзацем девятым пункта 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В течение семи месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральный орган государственной регистрации формирует федеральный реестр лиц, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, и направляет его своим территориальным органам.

3. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральный орган государственной регистрации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации формирует федеральный реестр общественных и религиозных объединений, деятельность которых запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельности или по иным предусмотренным федеральным законом основаниям, и направляет его своим территориальным органам и органам прокуратуры Российской Федерации.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления а силу настоящего Федерального закона привести в соответствие с ним свои нормативные правовые акты.

До приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом они действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконному миссионерству»

 

Согласно статье 28 Конституция Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы статьи 1В (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт I) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства.

Распространение веры является одним из конституирующих признаков религиозного объединения (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Вместе с тем федеральное законодательство не содержит понятия миссионерской деятельности, хотя оно используется в ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Так, законы Республики Северная Осетия - Алания от 30.12.2004 № 38-РЗ «О миссионерской деятельности на территории Республики Северная Осетия - Алания», Белгородской области от 19.03.2001 № 32 «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области», Костромской области от 11.04.2005 № 259-ЗКО «О порядке и условиях осуществления миссионерской деятельности на территории Костромской области», Курской области от 18.06.2004 № 23-ЗКО «О миссионерской деятельности на территории Курской области», Смоленской области от 10.06.2003 № 25-з «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области» рассматривают миссионерскую деятельность как деятельность представителей религиозных объединений, прямо или косвенно направленную на распространение своего вероучения и религиозной практики среди лиц иной веры и неверующих.

В законах Белгородской, Костромской, Курской и Смоленской областей уточняется, что эта деятельность является информационной (направлена на рекламу, популяризацию и распространение религиозных взглядов, представлений и религиозной практики устными, печатными, электронными и иными способами) либо организационной (направлена на создание организационных религиозных структур (объединений), подготовку специалистов, организацию и проведение религиозных мероприятий, а также создание иных условий для осуществления миссионерской деятельности).

Закон Тюменской области от 08.02.2001 № 263 «О деятельности религиозных организации в Тюменской области» рассматривает миссионерскую деятельность как публичную проповедническую деятельность, проводимую представителями религиозных организаций вне культовых зданий и помещений.

Федеральное законодательство не содержит норм, предусматривающих ответственность физических лиц либо религиозных организаций за какие-либо действия, совершаемые исключительно при осуществлении миссионерской деятельности. Предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» противоправные действия, являющиеся основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации и религиозной группы в судебном порядке (нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий), могут быть совершены ею при осуществлении как миссионерской, так и любой другой деятельности; это не влияет на их квалификацию и наказание виновных в них лиц согласно Уголовному кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ограничения собственно миссионерской деятельности, установленные на федеральном уровне, немногочисленны.

Так, пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» администрация государственных или муниципальных образовательных учреждений предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы при соблюдении трех условий: просьбы родителей или лиц, их заменяющих, согласия детей и согласования с соответствующим органом местного самоуправления (с учетом пункта 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» таким органом является орган местного самоуправления муниципального района либо городского округа, уполномоченный в области образования}.

Порядок прохода иностранных некоммерческих прогулочных судов по внутренним водным путям Северо-Западного и Беломорско-Онежского бассейнов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.08.1998 № ПО (зарегистрирован в Минюсте России 1В.03.1999 № 1733), запрещает иностранным судам в период плавания по маршруту Санкт-Петербург - Петрозаводск -Соловецкие острова (реки Нева и Свирь, Ладожское и Онежское озера с заходом на острова Валаам, Коневец и Кижи, Беломорско-Балтийский канал) ведение миссионерской деятельности.

Кроме того, понятие миссионерства содержится в пункте 78 Перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации При оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МИДа России, МВД России и ФСБ России от 27.12.2003 № 1972ЗА/1048/922 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2004 № 5689), предусматривающем в числе поездок по религиозным делам прибытие с целью миссионерства.

Вместе с тем, как отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.1999 № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1999 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления», государство вправе воспрепятствовать миссионерской деятельности {в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.

При этом под прозелитизмом понимается миссионерская деятельность, обращенная к лицам, входящим в иные религиозные объединения.

Законы субъектов Российской Федерации о миссионерской деятельности предусматривают ряд условий осуществления миссионерской деятельности и ограничений на ее осуществление.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 03.12,2001 № 57-Г01-14 по делу о признании недействующими и не подлежащими применению ряда положений Закона Белгородской области «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» подтвердил законность установления законом субъекта Российской Федерации:

права осуществления миссионерской деятельности на территории субъекта Российской Федерации миссионерами, представляющими религиозное объединение и имеющими документ, удостоверяющий их принадлежность к этому объединению;

обязанности миссионеров, прибывших на территорию субъекта Российской Федерации с целью осуществления миссионерской деятельности, представить в исполнительный орган государственной власти этого субъекта Российской Федерации ряд документов (документ, удостоверяющий принадлежность к определенному религиозному объединению с указанием паспортных данных, целей и сроков визита в субъект Российской Федерации; копию приглашения (если прибыли по приглашению религиозного объединения, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации); программу пребывания на территории субъекта Российской Федерации; свидетельство о регистрации по месту пребывания для лиц, приехавших в этот субъект Российской Федерации);

запрета осуществления миссионерской деятельности иностранными гражданами, прибывшими в субъект Российской Федерации с туристическими, коммерческими и другими целями, кроме миссионерских, подтвержденными в официальных въездных документах;

административной ответственности за нарушение положений законов субъектов Российской Федерации о миссионерской деятельности.

Указанные положения содержатся во всех законах субъектов Российской Федерации о миссионерской деятельности.

Безусловно позитивной является предусмотренная законами субъектов Российской Федерации о миссионерской деятельности норма об осуществлении миссионерской деятельности только среди граждан, добровольно изъявивших желание присутствовать на проводимых миссионерами мероприятиях. Закон Республики Башкортостан от 20.06.1991 № ВС-6/19 «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан» содержит схожую норму, запрещающую действия, направленные на обращение в свою религию последователей других вероучений или же неверующих, осуществляемые вопреки воле указанных граждан.

Закон Республики Северная Осетия - Алания также запрещает осуществление миссионерской деятельности вблизи объектов иного религиозного почитания, оскорбляющей религиозные чувства граждан. Это корреспондирует положению пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающему проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Основная идея законопроекта заключается в законодательном урегулировании на федеральном уровне вопросов осуществления миссионерской деятельности, под которой понимается деятельность религиозных объединений (их представителей), направленная на распространение и (или) популяризацию своего вероучения и (или) религиозной практики и осуществляемая за пределами культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, вероисповедальных кладбищ путем пропаганды соответствующего вероучения и (или) его религиозной практики в одной из следующих форм:

путем непосредственного личного обращения к человеку в общественном месте, с посещением его жилища (кроме посещения жилища по приглашению жильца), в образовательном учреждении, лечебно-профилактическом или больничном учреждении, детском доме, доме-интернате для престарелых и инвалидов, учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы;

путем проведения публичного мероприятия либо размещения в общественном месте информации о религиозном объединении и (или) о соответствующем вероучений.

Цель законопроекта — установление законодательных мер по противодействию миссионерской деятельности, несовместимой с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам.

Предмет правового регулирования законопроекта - общественные отношения, возникающие при осуществлении миссионерской деятельности.

Действие законопроекта распространяется на:

религиозные объединения, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих миссионерскую деятельность;

правоохранительные органы (органы, осуществляющие государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью, органы внутренних дел, органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции населения), а также органы социальной защиты населения, органы, уполномоченные в области здравоохранения, органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации, органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания;

суды (районные суды и мировых судей).

Законопроектом предлагается предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», статью 239 Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, диспозиция статьи 239 Уголовного кодекса Российской Федерации («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан») дополняется деяниями, являющимися основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но в настоящее время не предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации или предусмотренными им не в полном объеме (принуждение к разрушению семьи и принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения).

Пункт б статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» приводится в соответствие со статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, запрещающей любое оскорбление религиозных чувств граждан, а не только сопряженное с воспрепятствованием осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания либо совершаемое вблизи объектов религиозного почитания.

Устанавливается ряд новых обязанностей религиозных объединений и физических лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, и ограничений на ее осуществление, а именно:

1) обязанность религиозного объединения выдавать лицам, осуществляющим от его имени миссионерскую деятельность, документ, подтверждающий полномочия такого лица на ведение миссионерской деятельности. При этом полномочия на ведение миссионерской деятельности Предоставляются лицу удостоверением того, что данное лицо является служителем данной религиозной организации или членом ее органа управления, либо решением религиозной группы, органа управления религиозной организацией в отношении конкретного лица;

2) обязанность лиц, намеревающихся осуществлять миссионерскую деятельность, представить в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью (далее - федеральный орган государственной регистрации), определенные документы (уведомление о намерении осуществлять миссионерскую деятельность; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия такого лица на ведение миссионерской деятельности; для лиц, не проживающих постоянно в субъекте Российской Федерации, где будет осуществляться миссионерская деятельность, — документ о регистрации по месту пребывания; для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих либо временно проживающих в Российской Федерации, - также визу);

3) запрет осуществления религиозными объединениями миссионерской деятельности в общественных местах на расстоянии ближе чем сто метров от объектов религиозного почитания иных религиозных объединений;

4) запрет осуществления миссионерской деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, кроме постоянно или временно проживающих в Российской Федерации либо въехавших в Российскую Федерацию для осуществления миссионерской деятельности;

5) запрет осуществления миссионерской деятельности, если она сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в религиозное объединение;

6) запрет осуществления миссионерской деятельности, обращенной к людям, находящимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и сопряженной с обещаниями вывести их из этого положения;

7} запрет осуществления миссионерской деятельности, если она сопровождается психологическим давлением (то есть осуществляется вопреки воле лиц, на которых она направлена);

8) запрет лицам, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, осуществлять миссионерскую деятельность, а также быть учредителями религиозных организаций, их служителями или членами их органов управления. При этом предусматривается информирование религиозными организациями соответствующих территориальных органов федерального органа государственной регистрации о назначении (избрании) своих служителей.

Предложение материальных или социальных выгод с целью вовлечения людей в религиозное объединение и деятельность, направленная на распространение вероучения и религиозной практики религиозного объединения и сопряженная с обещаниями вывести людей, находящихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, из данного положения, также предлагается запретить при выступлениях представителей религиозных объединений в средствах массовой информации. Нарушение данного запрета повлечет ответственность, предусмотренную за осуществление незаконной миссионерской деятельности.

За неисполнение указанных обязанностей и нарушение запретов предлагается предусмотреть установление административной ответственности, как физических лиц, так и религиозных организаций. Рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях предлагается возложить на суды.

Протоколы о данных административных правонарушениях должны будут составлять федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, органы внутренних дел, а также органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции населения (об осуществлении незаконной миссионерской деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства) и, в пределах их компетенции, органы социальной защиты населения, органы, уполномоченные в области здравоохранения, органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации, и органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Также религиозные организации и физических лиц, пригласивших в Российскую Федерацию для осуществления профессиональной религиозной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших в период пребывания в Российской Федерации по указанному приглашению преступление либо административное правонарушение, связанное с осуществлением профессиональной религиозной деятельности, предлагается лишить права приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления профессиональной религиозной деятельности до, соответственно, погашения (снятия) с соответствующего иностранного гражданина (лица без гражданства) судимости за такое преступление либо истечения срока, в течение которого иностранный гражданин (лицо без гражданства) считается подвергнутым административному наказанию за такое административное правонарушение.

Предусмотренное законопроектом ведение федеральным органом государственной регистрации федерального реестра лиц, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, логично дополняет уже предусмотренное Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» ведение федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции федерального списка экстремистских материалов (в настоящее время эту функцию в соответствии с подпунктом 181 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», осуществляет федеральный орган государственной регистрации -Росрегистрация).

Кроме того, ведение федерального реестра лиц, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, будет способствовать реализации положений подпункта 4 пункта I2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 4 части третьей статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях», запрещающих таким лицам быть учредителями некоммерческих организаций (в настоящее время эта норма согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяется на религиозные организации), в том числе общественных объединений.

Также предусматривается ведение федеральным органом государственной регистрации во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации федерального реестра общественных и религиозных объединений, деятельность которых запрещена. Законопроект в части внесения изменений в федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности» относится к конституционному законодательству, в части внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - к административному законодательству, в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации - к уголовному законодательству.

Значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы, заключается в установлении на федеральном уровне законодательного регулирования осуществления миссионерской деятельности, включающего санкции за нарушение предусмотренных требований. Реализация будущего закона не повлечет каких-либо социально-экономических последствий. Политическим последствием реализации будущего закона станет создание дополнительных препятствий для миссионерской деятельности, несовместимой с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам. Юридическим последствием реализации будущего закона явится применение мер ответственности к религиозным организациям и физическим лицам, осуществляющим указанную миссионерскую деятельность.






также в рубрике ] мы: