О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Отвечая на вопросы членов ПАСЕ, Патриарх Алексий II поделился своими соображениями о смертной казни, гомосексуализме и месте религии в обществе

  версия для печатиотправить ссылку другу
Отвечая на вопросы членов ПАСЕ, Патриарх Алексий II поделился своими соображениями о смертной казни, гомосексуализме и месте религии в обществе
4 Октября 2007

По завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы 2 октября 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  ответил на вопросы собравшихся, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.

Один из вопросов касался отношения Патриарха к докладу господина де Пужа "Государство, религия и права человека", обсужденному в ПАСЕ в июне 2007 года, Предстоятель РПЦ МП отметил: "Доклад, а также последовавшая за ним рекомендация ПАСЕ № 1804 от 29 июня этого года являются важным вкладом в дискуссию о месте религии в жизни современного общества в странах Европы. Хотел бы высказать удовлетворение тем, что в рекомендации говорится: "Организованные религии как таковые являются неотделимой частью общества". Полностью согласен и с такими словами документа: "Не следует смешивать власть и религию". В рекомендации также признается важность межрелигиозного диалога и преподавания в школах знаний о религии.

К этим правильным словам хотел бы добавить, что такие знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием. И речь здесь не о том, что школа должна быть полем для миссионерства, а о том, чтобы в ней дети, которые, сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых, как я уже говорил, любое общество окажется в опасности. Школьникам нужно дать и возможность углубленного изучения основ своей религиозной культуры. Ведь в условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира.

Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства - значит совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы...

Наконец, я бы не согласился с тем, что за последние 20 лет "религиозный культ претерпел заметный упадок в Европе", как говорится в рекомендации. Где-то это, может быть, и так, но только не в России, не на Украине, не в Белоруссии, не в Молдове, не во многих других странах Центра и Востока Европы. Здесь вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви".

Отвечая по окончании выступления в ПАСЕ на вопрос о роли Русской Православной Церкви в межрелигиозном и межкультурном диалоге, а также об отношении к смертной казни, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул: "Как я уже сказал, в России не было религиозных войн. И я надеюсь, что их никогда не будет. Для этого наша Церковь, как опять-таки уже было сказано, развивает межрелигиозный диалог. Мы убеждены, что основой его должны быть не "смешение вер", не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки "объединения", которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит, когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное – к светскому мышлению, к стандартам "мира сего". Когда словно бы говорят: "Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть".

Наша модель межрелигиозных отношений – другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения. Но мы видим, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти.

Это мы и делаем, находясь в постоянном контакте с лидерами других религий, находясь с ними не только в диалоге, но в полномасштабном сотрудничестве. У нас огромный опыт взаимопомощи в трудные годы тоталитарного атеизма. Помогаем мы друг другу и сейчас. И нам есть что сказать окружающему миру. Понимая это, наша Церковь сделала свои комментарии по темам составляемой в Совете Европы Белой книги по межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что они будут полезны для продолжения работы".

Обратившись к теме смертной казни, Патриарх заявил: "Наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь то жизнь ребенка во чреве матери или жизнь осужденного за преступление".

Церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех, подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отвечая в ходе заседания ПАСЕ на вопрос одного из парламентариев об отношении Церкви к гомосексуализму. "При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции Церкви, – подчеркнул Алексий II. – Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть".

"Кто-то, конечно, может считать иначе. И никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в слове Божием, – заявил предстоятель РПЦ МП. – Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что нет".

"Когда в Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха, – сказал также Патриарх Алексий. – Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада – реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого".

По завершении выступления Патриарха в Парламентской ассамблее Совета Европы председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден дал в его честь торжественный обед. На мероприятии присутствовали представители руководства Совета Европы, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, другие  высшие должностные лица, члены парламентских делегаций стран-членов СЕ, в частности, заместитель главы делегации Российской Федерации в ПАСЕ М.В.Маргелов, члены делегации РПЦ МП.

Выступая на торжественном приеме, Патриарх отметил, что общая трапеза является продолжением искреннего и откровенного общения с членами Парламентской ассамблеи Совета Европы. "Одна из трудностей современного многообразного мира – недостаток прямого общения людей разных взглядов. Я думаю, мы сегодня помогли преодолению этой трудности, что открывает новые горизонты для сотрудничества", – сказал Патриарх Алексий.

Патриарх выразил убеждение, что многое в деятельности Совета Европы базируется на желании созидать лучшую жизнь для европейцев на началах свободы и справедливости. "Эта цель благородна и достойна. Надеюсь, что она будет всегда соединена со стремлением к  нравственному совершенству, к красоте, добру и милосердию, – сказал он. – Ради этого нам надо строить наше взаимодействие".

Патриарх Алексий высказал надежду, что будущее свободной Европы, ее процветание будет базироваться на незыблемой основе истинных духовных и нравственных ценностей.

Источник: "Портал-Credo.Ru"

Фото: www.coe.int, http://multimedia.coe.int/directquery.pgi?username=__GUEST&lightbox=4312






также в рубрике ] мы: