О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

«Человек и Закон»: Николай Бондаренко. Православная демократия. Формирование местного православного сообщества как аспект суверенной демократии

  версия для печатиотправить ссылку другу
«Человек и Закон»: Николай Бондаренко. Православная демократия. Формирование местного православного сообщества как аспект суверенной демократии
6 Декабря 2007

Православные объединяйтесь…
Царь в головах – демократия на местах. 

Поводом для написания данной статьи послужило не столько обращение оппозиционно настроенных академиков к Президенту РФ о необходимости удаления Русской Православной Церкви от общественной и государственной жизни и заключения ее деятельности в рамках церковной ограды, сколько мысли о судьбах русской, читай, суверенной демократии.

Вы спросите: что общего между православием и демократией? В этой связи можно порассуждать о принципе свободы верить или не верить, о подлинном плюрализме традиционных религий, о проявлении уважения к человеку, как образу Божиему, которые исповедует Русская Православная Церковь. Но здесь речь пойдет не об этом.

Если под демократией понимать способность граждан на местах самоорганизовываться с целью благоустройства (в широком смысле) территории проживания, контроля за действиями властей, то Русская Православная Церковь, а точнее, православная общественность, может сыграть свою бесценную роль в формировании институтов демократии на местах, так необходимых для развития местного самоуправления в России. Эти институты по методам деятельности, постановке целей и задач ничем не будут отличаться от подобных институтов в современных развитых демократиях, но будут нести на себе отпечаток наших традиционных ценностей и культуры, нашу идентичность.

Если говорить о создании элементов гражданского общества на местах, то никто другой, кроме организованной православной общественности, с этой задачей не справится, просто потому, что другие группы населения в современной России не в силах взять на себя груз ответственности за формирование на первичном уровне элементов суверенной демократии. Поскольку суверенная демократия отражает аспекты национальной культуры и духовные чаяния народа. И только православные и представители других традиционных религий, являющиеся носителями культурных традиций, уходящих в глубину веков, могут осмыслено преобразовать исходные формы правления в современные работоспособные институты суверенной демократии на низовом уровне.

Кто, если не мы

По результатам социологического исследования, проведенного недавно в рамках совместного проекта Института общественного проектирования, журналов "Фома" и "Эксперт", православные верующие в России начинают составлять все более прогрессивную прослойку, обладая большей мотивацией к карьере, образованию и социальной активностью, чем атеисты. В исследовании приняли участие 15 тыс. человек – активные православные.

Крестики, которые ставили в анкетах люди верующие, характеризует их как социально развитый современный слой общества. Они обнаружили себя не просто жизнеспособными, а более активными и целеустремленными гражданами, практически авангардом среди различных социальных групп, отмечает издание.

Так, согласно данным опроса, верующие хотят иметь больше детей в семье и более нацелены на образование своих детей, в том числе платное. Сама семья выглядит у православных гораздо прочнее и многолюднее, чем у неверующих, - 25% против 18% семей, где живут пять человек и более.

Среди православных почти в два раза больше людей, занятых частным предпринимательством. Они больше читают, более мотивированы в карьере, лучше адаптированы к современным условиям жизни.

Гражданская активность среди верующих выражена отчетливее. На вопрос "как вы оцениваете возможность для себя лично участвовать в различных общественных движениях?" отвечают: "это необходимо" и "это возможно" 29% православных и лишь немногим более 19% неверующих.

В жизни должен быть смысл

Рассматривая проблему создания местного самоуправления на территории России, хотелось бы уделить внимание такой важной составляющей этого явления, о которой почти не говорят, как формирование местного сообщества. Без этой составляющей невозможна организация, так называемой, низовой жизни народа.

Задача формирования органов местного самоуправления не является сложной. Но формирование сообщества не имеет конечной цели, это процесс, процесс формирования смыслов, идеалов, типов жизни на местах, новой культуры, способных мобилизовать людей к самоорганизации для достижения качественно лучшей и достойной жизни. В идеале - это работа по воспитанию и формированию народа.

Как пример, стихийного (не управляемого государством) процесса реализации задачи формирования сообщества на местах, интересен и заслуживает внимание опыт Русской Православной Церкви.

Интересующимся этой темой известно, что деятельность многих приходов и монастырей в сельской местности и провинциальных городах, давно уже не замыкается собственной оградой. Многие приходы и монастыри являются центрами культурной, социальной, общественной жизни. На местах проводятся различные фестивали, создаются приюты, спортивные клубы, школы, кружки для детей. Организуется взаимодействие с силовыми структурами, армией, медицинскими заведениями. Проводится огромная социальная работа, в т.ч. с ветеранами, инвалидами, одинокими людьми. Есть примеры, когда местные жители обращаются к священникам с просьбой взять под свой контроль и управление разорившиеся колхозы.

В таких местах, а таких территорий становится больше, формируется новый тип жизни (в отличие от советского времени), новый тип хозяйствования, формируются негласные порядки, которые принимаются большинством людей, проявляются примеры взаимодействия и взаимопомощи населения. А в целом, люди обретают смысл жить и работать, благоустраивать территорию проживания. Местным чиновникам приходится не только считаться с этой неконтролируемой ими деятельностью, но и дополнять ее своими полномочиями. Более того, электорат со временем сам сможет определять соответствует тот или иной чиновник формирующемуся на территории типу жизни.

Все это свидетельствует о том, что русские люди могут и в состоянии соорганизоваться исключительно, когда указаны смыслы, идеалы этой соорганизации. Как показала печальная действительность повального алкоголизма на селе, русский человек даже отказывается заниматься своим хозяйством, если он теряет смысл жить, если в перспективе не видит счастливую, осмысленную, благую картину своего и, важно, общественного бытия.

В жизни должен быть смысл! Главное дух - форма вторична.

Кто спасет от местного произвола 

Как пример эффективного общественного действия на местном уровне, успешной правозащитной деятельности, рассмотрим действия местной православной общественности по защите детского православного приюта «НИКИТА» при храме великомученика Никиты в                д. Бывалино Павлово-Посадского р-на Московской обл.  

В марте 2007 г. подмосковное министерство образования своим письмом в подведомственные учреждения ввело запрет на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в православные общины. Данное письмо фактически было воспринято на местном уровне как директива, имеющая целью административный запрет деятельности негосударственных православных образовательных учреждений для детей-сирот.

В июле 2007 г. прокуратура Московской области признала директиву областного министерства образования незаконной.

Приют «НИКИТА» подвергся нападкам со стороны местной прокуратуры и местных проверяющих органов в начале февраля (!) 2007 г. и оказался, по сути, на пороге закрытия. Представители санитарной службы обнаружили, что в нем как бы не хватает унитазов, моечных ванн для посуды, а также нашли ряд других нарушений. Организованной травлей подвергся не только детский приют «Никита», но и другие приюты в гг.: Владивосток, Владимир, Волжский, что свидетельствует о спланированной провокации, имеющей целью вызвать негодование у Русской Православной Церкви и православной общественности и направить его в адрес центральной власти.

Правовое решение ситуации с приютом «НИКИТА» не предвещало успеха. Поскольку выдвигались все новые и новые требования, например, необходимо было построить новую кухню (поскольку существующая не устраивала по площади), для чего требовались финансовые средства и время. Кроме того, сразу появились сомнения в том, что местные чиновники действительно хотели помочь устранить не значительные недостатки в приюте. У них была другая цель. Эти опасения подтвердились, когда настоятелю через третьих лиц было предложено создать некий фонд по распределению бюджетных средств, направляемых государством на сиротские нужды.

Поэтому на собрании попечителей и друзей детского православного приюта «НИКИТА» было принято решение о «переводе» возникшей ситуации из правового поля в общественно-политическое и заручившись поддержкой общественности и, как следствие, общественных и политических деятелей пресечь попытки разрушения приюта для детей. Для этих целей было создано Региональное Общественное Движение «СПАСЕМ НИКИТУ!» - Движение в поддержку приютов Русской Православной Церкви. Наряду с этим защитники приюта не оставляли надежд правового решения ситуации. По этому направлению работали профессиональные адвокаты.

Создание общественного движения явилось очень важным, возможно определяющим, фактором достигнутой в последствии победы. Дело в том, что вокруг было много людей, которые хотели помочь, но не знали как. Не было организующего направленного действия, способного «подключить» к процессу защиты местное (и не только) население. Общественное движение смогло решить эту задачу, опубликовав в местной газете лист по сбору подписей в поддержку приюта «НИКИТА». Кроме того, был создан сайт движения для коммуникаций. В подписном листе были указаны координаты организаторов, графа, где каждый желающий мог оставить свой телефон для последующей коммуникации (в случае необходимости активных протестных действий). Кроме того, общественным движением была организована широкая информационная кампания. Результаты этой работы таковы: проблему осветили по федеральным каналам телевидения: 1-м, России, НТВ, ТВ-Центр. Этой теме посвятили ряд публикаций центральные, местные газеты и журналы, интернет-издания и информационные агентства: КРЕМЛ. ОРГ, Интерфакс, Известия, «Человек и Закон». По этой ситуации высказались иерархи Русской Православной Церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, известные общественные и политические деятели, творческая интеллигенция. Изначально информационная кампания была построена на посыле: «Местные чиновники дискредитируют центральную власть», что и привело ее к успеху.

Создание общественного движения решило еще одну важную задачу. Благодаря ему в ситуации, наряду с позициями проверяющих органов и настоятеля, возникла еще одна позиция - это позиция местного православного сообщества, совпадающая, по сути, с позицией настоятеля. Но если на настоятеля местная власть могла оказывать давление, то на организованное местное сообщество оказывать давление было не возможно. Кроме того, духовенство не всегда может высказывать свое мнение о действиях местной власти открыто в силу существующей церковной дисциплины и других причин, но православные миряне могут свободно выражать свое отношение к тем или иным событиям. С началом сбора подписей местные чиновники заметно поостыли в своем желании уничтожить приют, а детей «распихать» по детским домам. Как опытные конъюнктурщики, они осознали, что все это может закончиться для них не в их пользу. Была одержана позиционная победа, которая и завершилась в дальнейшем окончательной победой защитников приюта.

По словам директора подмосковной Свято-Алексеевской гимназии Максима Лескова «впервые за многие годы взаимодействия общества и власти активная гражданская позиция православной общественности, деятелей науки и культуры, представителей СМИ позволила не на словах, а на деле защитить права сирот и остановить наступление на православные приюты". По его словам, произошедшее стало «хорошей школой публичного диалога с властью, адекватного, цивилизованного ответа на чиновничий беспредел».

Выводы

Мы живем в удивительное время, в свободной, как никогда, России. Мы можем открыто выражать свое мнение. Мы можем создавать для этого СМИ, общественные движения, можем использовать существующие. В Царское время критика губернатора, злоупотреблений местного чиновничества могла восприниматься как критика самодержавия, верховной власти, режима. В то время не существовало эффективных механизмов доведения нужд народа до царя. Отсюда возникали бунты, многие образованные и воспитанные люди пополняли ряды революционеров и оппозиционеров, среди которых было много людей, искренне желающих России блага. Они пылко реагировали на злоупотребления на местах, но не находили конструктивного выхода из создавшихся ситуаций. По мнению многих экспертов, Россия уже более не переживет революцию. Она просто исчезнет с карты Земли. Следовательно, необходимо создавать эффективные механизмы контроля за действиями власти на местах. Только так можно победить коррупцию и злоупотребления на местах, заставить местных чиновников работать эффективно для пользы проживающих на этих территориях людей, заставить их не на словах, а на деле уважать наши традиции, наши демократические права и свободы.

Давайте созидать свою малую родину: город, район, поселок, деревню, делать жизнь вокруг безопаснее, достойнее и красивей. У нас для этого есть права, гарантированные Конституцией России – было бы желание. И в этой работе, на наш взгляд, очень важную, даже определяющую роль, может сыграть православная общественность. В этом, на наш взгляд, своеобразие развития демократии в России, нашей суверенной демократии.

Николай Бондаренко,
Эксперт КРЕМЛ.ORG,
1-й заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон».

Источник: Журнал «Человек и Закон», № 10, 2007.






также в рубрике ] мы: