РЕПОРТАЖ: О религиозной мотивации экстремизма и "стратегическом проекте преобразования России". В Славянском правовом центре состоялась встреча членов ЕАО МАРС с представителем Генпрокуратуры

РЕПОРТАЖ: О религиозной мотивации экстремизма и "стратегическом проекте преобразования России". В Славянском правовом центре состоялась встреча членов ЕАО МАРС с представителем Генпрокуратуры
7 Октября 2008

Одна из достаточно редких для практики правозащитных организаций встреч с руководством государственных правоохранительных структур состоялась 30 сентября 2008 года в Славянском правовом центре. Члены Евро-Азиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) беседовали с заместителем начальника управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Алексеем Жафяровым.

Речь шла, разумеется, об экстремизме в широком смысле этого слова, о прокурорской практике и профилактике правонарушений. В беседе, в частности, был затронут вопрос о религиозной мотивации преступной деятельности, в связи с чем Жафяров ознакомил членов Совета ЕАО МАРС с некоторыми деталями этого направления работы Генпрокуратуры:

"Если говорить о преступности с позиции использования в ее практике религиозной мотивации, то у большинства людей это сразу ассоциируется с понятием "религиозного экстремизма". Это понятие уже вошло в обиход, но на самом деле все же является некорректным и все обстоит иначе. Я бы говорил не о "религиозном экстремизме", а об использовании экстремистами религиозной фразеологии, либо религиозного прикрытия. Потому что, хотя я и не являюсь религиоведом, но насколько знаю, ни одна современная религия сама по себе не ориентирована на практику экстремизма. Повторю, я не религиовед, и меня тут критиковали даже на одном совещании, что оперирую такими терминами, как "традиционные" и "нетрадиционные" религиозные направления. Причем я знаю, что вопрос это дискуссионный и не претендую ни на какую "экспертность", а говорю лишь о том, что практикуется, что бытует.

Итак, в нашей практике мы сталкиваемся с использованием экстремистами в своих целях религии или элементов, имеющих религиозный характер. В чистом виде проявлений "религиозного экстремизма" я не мог бы сейчас назвать, даже если бы захотел. Тем не менее, постольку поскольку мы сталкиваемся с попытками прикрыть религиозными мотивами деятельность экстремистов и террористов, то, безусловно, как явление это существует. В настоящее время оно в значительной степени локализуется, наверное, только регионами Северного Кавказа и связано с так называемым исламским фундаментализмом – его радикальными, подчеркиваю, течениями. Потому что, опять-таки, и фундаментализм бывает тоже очень разным. Есть своего рода традиционная внутрирелигиозная принципиальность, а есть ярко выраженные террористические и экстремистские организации, которые лишь прикрываются псевдорелигиозными, а может быть и действительно религиозными риторикой и идеологией. Соответственно, всего этого мы не можем не учитывать в нашей работе.

Но в бóльшей степени нас касаются в этом направлении случаи нарушения тех требований и ограничений, которые определены законодательством о свободе совести. Это нарушение законодательства об образовании и о свободе совести со стороны религиозных организаций. В частности, ведение образовательного процесса без соответствующей лицензии и попытки внедрения различных религиозных организаций в общеобразовательный процесс. И опять-таки, подчеркиваю – различных религиозных организаций, так как это, разумеется, не только к исламу имеет отношение".

В Генеральной прокуратуре РФ, по свидетельству Алексея Жафярова, вопросами, имеющими отношение к религиозной мотивации преступлений и религиозным организациям, занимается специально определенный для того прокурор, которому может помочь его коллега. Однако, "такой уж особой нагрузки на этом направлении у нас нет, так что нет оснований специально сажать людей еще", – заметил чиновник. Кто-то из сердобольных правозащитников, вероятно, вспомнив отчего-то недавнее дело "Спаса", откликнулся на это искусственно деликатной и путаной тирадой, смысл которой сводится к тому, что "ну зачем же так сразу людей и сажать". Уточнение Жафярова по поводу того, что под словом "сажать" он имел в виду всего лишь назначение своих сотрудников на "религиозный участок", разрешилось, понятное дело небольшим весельем. Но, откровенно говоря, именно это обстоятельство и должно было вызвать особый интерес присутствующих. Религиозно мотивированный произвол приобретает сегодня откровенно повальный характер, поэтому вопросы по поводу редкого исследования органами прокуратуры такого рода прецедентов, разумеется, возникли. В частности, на примере публикаций, разжигающих межрелигиозную и межнациональную вражду, в отношении чего правозащитники привели несколько примеров.

Судя по комментариям Алексея Жафярова, похоже, что все государственные и негосударственные ведомства, включая Генпрокуратуру РФ , имеют сегодня приблизительно одинаковые проблемы. В частности, для того, чтобы провести исследование всего лишь одного издания на предмет выяснения степени его противозаконности, по словам чиновника, требуются затраты от 90 тыс. рублей и выше. Очередь же на проведение экспертизы по постановлению суда или прокурора занимается сегодня уже на 2011 год. По приблизительным подсчетам, сделанным в самой прокуратуре, исследование всех книг, вызывающих сомнения в плане нарушения закона, "съело" бы годовой бюджет всего ведомства приблизительно за один месяц. Все это – вполне объективные причины, которые при сверхсостоятельности нашего государства, обретенной благодаря пресловутым нефтедолларам, несложно было устранить не только для прокуратуры. Но об этом на встрече в Славянском правовом центре не говорили.

Но Жафяров не склонен был скрывать и иных причин недостаточной эффективности надзора за состоянием законности в этой сфере. Так, по его словам, "наиболее часто прокуратуры субъектов не хотят этим заниматься. Для них это вопросы бесперспективные, потому что возни с ними много, а выхода в виде возбужденных уголовных дел практически не бывает. Отсюда и такая реакция. Я не говорю уже о том, что существует еще и такой фактор, как восприятие на бытовом уровне сотрудников, которые зачастую разделяют позиции тех, на кого вы жалуетесь. Ничего нового в этом нет – мы же срез общества, не в безвоздушном пространстве существуем, а, как мы все знаем, "вышли мы все из народа".

"Ясно, что отсюда из Москвы детально контролировать все, что происходит в регионах, мы не в состоянии, - выразил сожаление Жафяров. - Хотя, когда жалоба поступает к нам, то, по крайней мере, мы в обязательном порядке берем это контроль и отслеживаем дальнейшую работу. Другое дело, что далеко не во всех случаях реализация удовлетворяет тех, кто обращается с жалобой. Здесь же тоже присутствует элемент субъективности восприятия, и людям что-то может показаться неприемлемым, а специалисты в результате проведенного исследования ничего не находят".

Такие ситуации и в самом деле не редкость. В частности, одну из них чиновник для наглядности даже описал. Это был прецедент с газетной публикацией в одном из регионов, где авторы гневно выступали против нелегальных мигрантов, призывая к их бойкотированию. С позиции местной прокуратуры и в условиях самого региона это выглядело однозначно призывами к экстремизму. Но с точки зрения закона получалось так, что вполне законопослушные граждане имеют полное право требовать и от других того же уважения к закону. То есть, резкое, провоцирующее выступление в печати есть, а экстремизма нет.

Кстати, в процессе обсуждения всех этих проблем, благодаря доктору исторических наук профессору Анатолию Красикову, выяснилось, что у правозащитников есть что предложить вниманию Генпрокуратуры, не ставя ее перед необходимостью немалых затрат на исследование. "В Москве вышел 850-страничный том "Русской доктрины", - сообщил Красиков. - Авторами его являются не какие-то подзаборные хулиганы, а весьма, так сказать, высокообразованные известные люди, начиная с имен из МГУ и Института философии. Сам проект пронизан псевдорелигиозной фразеологией и достаточно красноречив. Но главное, он не таясь призывает к изменению государственного строя – в том числе насильственно, с помощью оружия. Тем не менее, такой вот фолиант появился в магазинах большим тиражом - в Москве и других российских городах. Так, вот – нам не надо просить тысячи рублей на исследование, потому что оно уже проведено силами ученых на общественных началах. Оно содержит не оценки – это не дело исследователей, – а отобранные конкретные факты и призывы. Если вам этот том не попадался на глаза, то …"

Нетрудно было заметить, насколько поражен оказался услышанным чиновник Генпрокуратуры РФ. Не стоило труда понять, что его удивление и сожаление, что никаких сообщений о таком явлении до него не доходило, были совершенно искренними. Потому что, во-первых, содержание подобных опусов сегодня вряд ли может заинтересовать кого-то из обывателей, а те, для кого такая литература является настольной, показывать ее прокурору не станут. А во-вторых, потому что, как известно, даже "Собор разделяет идею авторов документа о возможности преобразований и модернизации России только на базе традиционных духовно-нравственных ценностей", а ответственный секретарь ВРНС (Всемирного русского народного Собора – Ред.) Олег Ефимов прямо определяет "Русскую доктрину", как "системный стратегический проект консервативных преобразований России".

Так кому же могло придти в голову подозревать в экстремистских намерениях проект, одобренный форумом, приветствие которому, судя по официальным сообщениям, направлял сам президент России Владимир Путин?

Михаил Ситников
для "Портал-
Credo.Ru"







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru