О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Роман Лункин. Голодомора нет? Да, он есть. Проблема России в том, что она не хочет осудить главного виновника украинского голодомора 1930-х годов

  версия для печатиотправить ссылку другу
Роман Лункин. Голодомора нет? Да, он есть. Проблема России в том, что она не хочет осудить главного виновника украинского голодомора 1930-х годов
24 Ноября 2008

Тема Голодомора стала самой больной в отношениях России и Украины и затмила собой даже страх перед оранжевой революцией. Позиция представителей различных православных церквей скорее свидетельствует о том, что голодомор признают все без исключения. Только назвать его геноцидом украинского народа многие боятся. Прежде всего, из-за того, что это вопрос, действительно, политический. В этой ситуации Московская патриархия строго следует линии, заявленной в письме Дмитрия Медведева Виктору Ющенко, Украинская православная церковь Московского патриархата признает голодомор частично, а УПЦ Киевского патриархата призывает почтить память жертв голода и предупреждает, что «усиливается противодействие правде со стороны тех сил, которые, по-видимому, чувствуют свое внутреннее родство с организаторами голодомора».

Со стороны кажется, что спор идет исключительно о словах и понятиях, поскольку ясно, что умерли миллионы людей. Украина во время голода 1932-1933 годов пострадала больше, чем остальные республики СССР. Став независимым государством, Украина решила отметить этот факт в своей истории и подчеркнуть его жирной чертой. Под влиянием украинских националистов и мессиански настроенного президента Ющенко голодомор стал событием национального масштаба, символом выживания нации, которая уничтожалась в советское время.

В том, как представление о геноциде украинцев освещается в России, есть что-то нездоровое, глубоко нелогичное, не имеющее отношения к русскому и украинскому народам. Возможно, для кого-то это будет откровением, но русских не обвиняют в геноциде украинцев. Никакой народ, ни русский, ни какой другой, не был назван в качестве виновника трагедии 1930-х годов. Этого не было в Указе президента Украины  об оказании почестей памяти жертв голодоморов, который был подписан в ноябре 2005 года, а также в Указе Президента Украины №1056/2007 от 02.11.2007 года о Дне памяти жертв голодоморов. Русских и Россию не обвиняли и в ходе празднования 75-й годовщину голодомора. Документы о голодоморе и его жертвах принимали Верховная Рада, ООН, ЮНЕСКО, но Россия не объявлялась в них виновником произошедшей масштабной трагедии. Кто же тогда обвиняет именно русских в голоде? Поиск ответа на этот простой вопрос может поразить любого – русских и Россию косвенно и прямо обвиняют российское официальное телевидение и промосковские политологи. Например, Михаил Погребинский, киевский политолог говорит: «Лидер украинской нации хочет внушить роль жертвы своему народу. Его не смущает, что таким образом он воспитывает в людях мстителей (по отношению к русским)».

Понятие геноцид переводится как уничтожение народа, и если это происходит в массовом порядке, то можно говорить о целенаправленной политике. Священный Синод УПЦ МП 11 ноября в своем послании описал голодомор по существу именно как геноцид, несмотря на последующие оправдания: «В ХХ веке украинский народ пережил одну из самых страшных трагедий в своей истории — голодомор… В 1930-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов своих граждан, циничное, целенаправленное, безжалостное… На щедром украинском черноземье умирали в страшных муках миллионы людей. Этот геноцид был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству». Позиция руководства УПЦ МП во главе с митрополитом Владимиром основана на том, что Церковь не должна отделять себя от народа, а особенно от участия в поминовении жертв столь чудовищного голода. В УПЦ МП давно осознали, что следовать дипломатии представителей РПЦ МП в Украине – значит погубить общественный и политический образ УПЦ МП. То, что говорится об Украине спикерами Московской патриархии в Москве, в Киеве воспринимается как политическая агрессия и лицемерие, особенно со стороны националистов в обществе и во власти. Поэтому в отличие от РПЦ МП украинским иерархам пришлось привыкать к тому, что их слова все рассматривают под микроскопом, а значит, они должны отражать реальную жизнь.

А реальность – это ужас произошедшей катастрофы. По данным украинской стороны в Украине от голода погибло более 8 млн человек. С российской стороны конкретные цифры не называются. В «Комсомольской правде», к примеру, отмечается: «Украинский президент старается представить трагедию советской деревни 1932 - 1933 годов как «геноцид украинского народа». Однако от голода тогда умирали не только украинцы, но и россияне, казахи, белорусы. В Казахстане сельское население сократилось на 30%, в Поволжье - на 23%, на Украине и на Северном Кавказе - на 20%». Российские историки резонно рассуждают о том, что на самом деле в организации голода и вывозе зерна участвовали сами украинские власти. В письме Дмитрия Медведева также приводится не совсем прозрачное рассуждение о последствиях голода: «Мы видим, что тех, кто протаскивает тезис о голодоморе-геноциде, меньше всего интересует научная точность. В ход идут подтасовки и передергивания... В интервью в ноябре 2007 г. Вы, ссылаясь на данные переписей 1929 и 1979 годов, утверждаете, что украинцы - единственная нация, численность которой за этот период сократилась вдвое, с 81 млн. до 42 млн. человек. В то же время, по данным Всесоюзной переписи, которая, кстати, проводилась не в 1929-м, а в 1926 году, в СССР численность украинцев, включая жителей западных областей, составляла около 30 млн. человек». Сталинская статистика в данном случае – плохой помощник политикам.

В итоге политических дискуссий украинская и российская часть общественности отстранились от самой темы и смысла разговора. В реальности позиции двух сторон намного более близки, чем это кажется. Можно сравнить хотя бы высказывания двух президентов. Дмитрий Медведев пишет Ющенко: «Голод стал следствием засухи и проводившихся в отношении всей страны насильственной коллективизации и раскулачивания. Погибли миллионы жителей Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана, Белоруссии. Мы не оправдываем репрессии сталинского режима в отношении всего советского народа… Отмечу и то, что решения о коллективизации принимались многонациональным руководством СССР, а политика насильственных продзаготовок осуществлялась в Украинской ССР преимущественно украинскими кадрами...» Отвечая на заявление Медведева, Ющенко заявил в интервью испанской газете «Эль Паис»: «говорить о геноциде можно на том основании, что это было массовое убийство людей, бывших наиболее независимыми и самодостаточными представителями украинского общества, – крестьян… Голодомор был массовым убийством целого народа. Политика тогдашнего советского режима была направлена на то, чтобы «наказать народ-носитель вечной идеи независимости и общности… Украина «не обвиняет в этой трагедии российский народ, только коммунистический режим, для которого голод стал одним из методов ликвидации национальных устремлений». Если абстрагироваться на секунду от национального фактора, то получается, что причины голодомора оба президента видят в одном и том же – в сталинском режиме.

Другое дело, что свою независимость Украина и страны Балтии утверждают на противостоянии и изживании советского прошлого. В России они не без основания видят правопреемницу Советского Союза. Характерные претензии высказала, в частности, руководитель Центра исследований геноцида украинского народа Василий Марочко. По его словам, «Россия никогда никому за свою историю не платила компенсации. Это может сделать лишь богатая большая страна, а именно Германия. Российские политики не выразили соболезнования украинскому народу, они этого не сделали. У нас есть моральные претензии к России». Марочко отметил: «Почему до сегодняшнего дня Государственная дума России не признала Голодомор геноцидом на территории России? Как правопреемница Советского Союза, она должна была выступить с инициативой первой. Но украинский народ это волнует больше. У украинцев просто болит больше. В русской историографии не ведутся подсчеты демографических потерь, как в Украине. Сегодня они не исследуют собственный Голодомор…» Этот упрек призван пристыдить критиков украинского национализма, но бьет он точно в цель. Именно об этом сказал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, который осудил передергивание исторических фактов в связи с признанием геноцида, но в то же время подчеркнул: «в России на государственном уровне уделяется мало внимания голоду 1930-х годов и советским политическим репрессиям в целом. Без учетов уроков прошлого, не только тех, которые нам нравятся, не может быть позитивного дальнейшего развития». Опять же если смотреть в корень, мнения российского и украинского экспертов сошлись.

Между тем, суровая правда заключается в том, что советский режим в России не был осужден в целом и в конкретных своих правлениях, на высшем уровне, как преступный режим. Даже отдельно не был осужден сталинизм, хотя именно этот период и эта идеология стала причиной массовых убийств, смертей от голода, в лагерях и тюрьмах. Подумать страшно, что фашизм в разных странах был признан преступным, а тот строй, который уничтожал своих же собственных сограждан, был скорее частично оправдан. Сталинизм в конце концов, после перестроченного просветления был оправдан, так как при нем была достигнута огромной ценой Великая Победа в войне, была построена промышленность и страна совершила рывок во многих сферах. Советская история осталась частью священной государственной истории.

Церковная точка зрения полностью оправдывает сохранение «советского прошлого» в качестве сакральной и необходимой части российской жизни. Церковь и общество отказались от люстрации духовенства. Известно, что как только начались публикации комиссии Верховного совета об агентах КГБ в высшей иерархии, то патриарх Алексий и председатель КГБ в 1992 году приехали в Верховный совет лично и добились закрытия этой комиссии и прекращения ее деятельности.

Церковное руководство самое активное участие принимало и принимает в адаптации советского прошлого в рамках нынешней православной «русской цивилизации». В высказываниях многих иерархов воспеваются советские победы, советские воины, провозглашается связь времен и пагубность распада Советского Союза. Сталинский СССР оказывается вполне подпадает под представление о непрерывном развитии Святой Руси. Как сказал патриарх Алексий II: «наших предков учили жертвовать собой ради веры и отечества. Отцы и деды говорили солдатам Великой Отечественной, что лучше погибнуть, чем не исполнить сыновнего долга перед Родиной. И они, подчас не сознавая того, стали продолжателями русской духовной традиции, наследниками славного христолюбивого воинства прошлых веков" (ЖМП, 2001, №8, с. 31.). Советская власть воспринимается как «подчас не сознавая того, продолжательница русской духовной традиции»: «Ныне совершенно очевидно, что именно духовная основа, заложенная многовековым православным воспитанием нации, помогла ей одолеть могущественного неприятеля в годы Великой Отечественной войны и восстановить страну, сделала возможным впечатляющие послевоенные свершения во многих сферах жизни» (Выступление патриарха Алексий II. Цит по: Архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир «Слово растворенное любовью». М., 2001. с. 25).

В соответствии с мировоззрением, которое считает советское прошлое, в том числе и сталинские годы, «героическим», не взирая на некоторые перегибы, отношение к геноциду складывается несколько отстраненное. Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин выступил против наименования голодомора геноцидом, так как это «уничтожение людей именно по национальному или религиозному признаку», а такого не было. Отец Всеволод также призвал осудить действия большевиков, которые привели к массовому голоду 1930-х годов, хотя признал, что в настоящее время виновных все равно не найдешь.

Однако если отец Всеволод Чаплин выражался еще более или менее дипломатично, то другие представители РПЦ МП выражали свою позицию прямо. К примеру, Объединение украинцев России и Федеральная национально-культурная автономия украинцев России 17 октября обнародовали заявление, в котором осудили позицию Русской Православной Церкви Московского патриархата относительно проведения поминальных мероприятий по случаю 75-летия Голодомора-геноцида 1932-33 годов. В заявлении говорится, что «Русская Православная Церковь в других городах, кроме Москвы, отказалась проводить поминальные богослужения». Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский РПЦ МП Никон прокомментировал такую позицию РПЦ МП следующим образом: «Все народы СССР страдали, а потому проводить панихиды за умершими от голода украинцев нецелесообразно». Очевидно, что независимо от того, как называть украинский голод (который, действительно, был известен и в СССР среди простых граждан, как голод в Украине) – геноцид или нет – такая позиция властей и Московского патриархата сама по себе отталкивает украинцев и украинское государство от России. И когда Ющенко заявляет, что Медведев неадекватно отреагировал и унизил украинцев, большая часть его сограждан понимает, о чем он говорит.

Российские светские и церковные политики, а вслед за ними общество, объективно поставлены в положение вечных виноватых. Ни государство, ни его интеллектуальная элита, по крайней мере та, которая находится на виду, не разобрались толком с прошлым страны, в котором масса скелетов, ужасов, катастроф, трагедий и обид, которые затронули целый ряд соседних государств. Переоценки ценностей на государственном уровне в России 1990-х годов не произошло, а после 2000 года страна опять вернулась к тому, что надо оставить и перенять все лучшее, что было в советские годы. Не произошло переоценки даже самых страшных эпизодов советского времени, наследия советского режима и его самого по существу.

Над Россией висит дамоклов меч советского провала в ее памяти, главным образом, сталинизма. Пока она все четко не вспомнит и не отвергнет, к примеру, сталинизм, как преступление против собственного народа, а не просто действия некоторых большевиков), до тех пор Россия будет заложником ужасов и трагедий прошлого. Будущие поколения литовцев, эстонцев, латышей будут предъявлять претензии по поводу пакта Молотова-Риббентропа, а церковные и светские власти России будут называть это провокацией и уловкой антироссийски настроенных националистов, также как это будет происходить во время ежегодного празднования голодомора в Украине. Страны Восточной Европы еще не раз вспомнят порядки эпохи соцлагеря и введение танков в Чехословакию и Венгрию. Они-то точно знают, что русские почему-то гордятся даже самыми страшными периодами в своей истории (яркий показатель – популярные герои проекта «Имя России» - Сталин, Иван Грозный, Ленин), и России нужно почаще напоминать о тех страданиях, которые другим причинили ее беспощадные правители. Сам русский народ еще готов терпеть.

Роман Лункин,
для «Портала-Credo.Ru»






также в рубрике ] мы: