Документ. "Миссионерская деятельность Церкви не должна сводиться к "крестовому походу" против малых религиозных образований". Обращение жителей Томска и Северска к архиепископу Томскому Ростиславу и губернатору Томской области Виктору Крессу

Документ. "Миссионерская деятельность Церкви не должна сводиться к "крестовому походу" против малых религиозных образований". Обращение жителей Томска и Северска к архиепископу Томскому Ростиславу и губернатору Томской области Виктору Крессу
20 Февраля 2009

Обращение к Архиепископу Томскому и Асиновскому Ростиславу
(копия Губернатору Томской области В.М. Крессу)

От жителей Томска и Северска
(с приложением подписных листов)

Уважаемый владыка, общественность городов Томска и Северска выражает озабоченность деятельностью нового руководителя Миссионерского отдела Томской епархии, Максима Валерьевича Степаненко.

Действия, предпринимаемые М.В. Степаненко, свидетельствуют об отсутствии у него достаточного уровня толерантности и культуры, необходимых для того, чтобы взаимодействовать с представителями других конфессий. За последние два месяца миссионерская работа епархии свелась к антисектантской деятельности, граничащей с разжиганием межрелигиозных конфликтов. Мы хотим заметить, что деятельность Степаненко подрывает статус Томской епархии в глазах жителей города Томска.

1. М.В. Степаненко подготовил и опубликовал в октябре 2008 г. призыв к православным христианам о непосещении выставки по культуре Тибета "Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Сочувствие", назвав данное культурное мероприятие "масштабной вербовочной акцией необуддийской секты датчанина Оле Нидала". Мы хотим обратить Ваше внимание, что выставка буддийского искусства носит исключительно просветительский характер, а Российская Ассоциация буддистов Школы Карма Кагью относится к традиционному буддизму и находится в дружеском общении с другими школами буддизма, действующими в России. Даже если бы выставка организовывалась с проповеднической целью, то право зарегистрированных религиозных организаций на проповедь зафиксирована в федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях".

2. В деревне Кандинка Степаненко организовал собрания с жителями деревни, на которых члены религиозной организации "Общество Сознания Кришны", строящие частные дома на приобретенном в частную собственность земельном участке рядом с деревней, были представлены как "деструктивная секта, за которой тянется шлейф убийств, грабежей, торговли наркотиками" и т.д. После проведенных собраний девять жителей деревни подписали письмо (составленное Степаненко) к Губернатору с просьбой "остановить незаконное строительство адептами секты Томской общество сознания Кришны своего ашрама". Данное письмо совершенно справедливо было перенаправлено в Прокуратуру по уточнению факта разжигания подписавшимися жителями Кандинки конфликта на религиозной почве.

3. В январе миссионерский отдел томской епархии, возглавляемый в настоящий момент М.В. Степаненко, организовал сбор подписей у жителей Томского района, а также в православных церквях города Томска "против соседства с кришнаитами", описывая кришнаитов как "тоталитарную деструктивную секту", потенциально опасную в плане распространения наркотиков и совершения убийств, что не соответствует реальному положению вещей. Ни вероучение, ни религиозная практика организации "Общество сознания Кришны" не содержат элементов, которые могли бы оцениваться как криминогенные или явно противоречащие общепринятым нормам морали. Члены томского общества сознания Кришны – это главным образом люди с высшим образованием, имеющие постоянную работу в Томске. В России не отмечено ни одного случая совершения преступлений членами данной организации; в Томске организация зарегистрирована с 2002 года, в 2004–2005 гг. проводила социальную программу с поддержкой администрации Томской Области ("Пища жизни"). Основу образа жизни томских кришнаитов составляют принципы, предполагающие отказ от мясной пищи, алкоголя, курения и других подобных веществ, от азартных игр и от половой жизни вне брака. В связи с этим важными ценностями являются семья, трудолюбие, честность и т.п.

4. Инициированные М.В. Степаненко публикации в СМИ изобилуют недопустимыми лексическими оборотами: "секта", "вербовка", "тоталитарно-деструктивная секта" и т.д. Между тем Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ в Решении № 4 (138) от 12.02.1998 г. указала, что "в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как "секта", в то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку" и, соответственно, его употребление не рекомендуется, поскольку может оскорбить чувства верующих. Ведущий отечественный религиовед, доктор философских наук, профессор МГУ, зам. Председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при МЮ И.Я. Кантеров отмечает, что понятия тоталитарные культы и деструктивные секты являются бессодержательными, поскольку в силу размытости определяющих характеристик "позволяют причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное учреждение". Данные термины используются главным образом с идеологическими целями – создания негативного образа религиозных объединений.

5. После того, как представители администрации предприняли действия по разъяснению жителям Кандинки реального положения вещей, Степаненко начал агрессивно высказываться уже в адрес томских чиновников, заявив журналистам, что "Андрей Кузичкин потерял адекватное понимание и происходящего, и своих антинародных действий, и есть смысл поставить вопрос перед губернатором о его профессиональной пригодности".

Мы относимся с большим уважением к миссионерской деятельности Церкви, ориентированной на социальную помощь населению и повышение морально-нравственного уровня молодежи. Тем не менее, в современном мире имеет место разнообразие взглядов, ценностей и религиозных направлений. Взрослый человек должен восприниматься как способный самостоятельно принимать решение и осуществлять выбор. Мы не можем согласиться с тем, чтобы религиозная организация представляла собой церковь в национальных масштабах, а более малочисленные организации устранялись любыми методами. В конституции РФ гражданам обеспечено право на свободный выбор вероисповедания, таким образом, агрессивные действия отдельных представителей Церкви по отношению к неправославным религиозным группам являются противоправными и противоречащими основам демократического государства. Контроль над деятельностью религиозных организаций, не входящих в Русскую православную церковь, осуществляется органами госбезопасности, а прошедшие проверку и зарегистрированные религиозные объединения обладают равными с РПЦ правами на проповедь и духовную практику, если формы последней не нарушают юридические нормы данного государства.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что поскольку в России Церковь отделена от государства, следует признать за гражданами право на то, к каким религиозным организация им присоединяться, какие культурные выставки посещать и где именно селиться. Миссионерская деятельности Церкви не должна сводиться к "крестовому походу против малых религиозных образований". Такая деятельность способна лишь подорвать доверие к Русской православной церкви, понизить ее авторитет в глазах граждан России.

С уважением и надеждой на понимание, жители городов Томска и Северска.

Обращение зарегистрировано администрацией Томской области 10 февраля 2009 года. Под ним подписалось 420 человек, в том числе - преподаватели томских вузов.

Источник: TOMSKNEWS.COM, 17 февраля 2009 г.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru