Михаил Ситников. Собор «на честном слове». Ансамбль Мирожского монастыря рискует оказаться в полном распоряжении функционеров Псковской епархии РПЦ МП

Михаил Ситников. Собор «на честном слове». Ансамбль Мирожского монастыря рискует оказаться в полном распоряжении функционеров Псковской епархии РПЦ МП
23 Марта 2009

Тревожные сообщения о готовящемся изъятии из музейного хранения архитектурно-исторического комплекса Мирожского монастыря подтвердились окончательно и бесповоротно. Ни государственные, ни общественные, ни церковные органы не опровергли информацию о том, что этот уникальный памятник Псковщины может оказаться разменной монетой в чьей-то доморощенной политике. Судя по письму заместителя министра культуры РФ Бусыгина от 19 февр 2009 № 1001-01-55\5-АБ, направленному администрации Псковской области, вопрос поднимался, но окончательно пока не решен. В том числе потому, что «органы исполнительной власти Псковской области неправомерно распорядились федеральной собственностью, закрепив объекты монастыря на право оперативного управления за организацией Псковской области». Одновременно, замминистра сообщает, что представители Псковской епархии обратились в министерство с просьбой передать только принадлежащий области монастырь, «исключив» из него Спасо-Преображенский собор XII века, стоящий на монастырской территории. Поэтому «Минкультуры России полагает целесообразным рекомендовать администрации Псковской области провести согласительное совещание с участием представителей всех заинтересованных сторон для выработки консолидированного решения по указанному вопросу».

После того, как федеральное министерство предпочло отдать решение вопроса «на откуп» области, ансамбль Мирожского монастыря и в самом деле рискует оказаться в полном распоряжении функционеров Псковской епархии РПЦ МП под предводительством митрополита Евсевия (Саввина), известных не только особо циничным отношением к используемому ими культурному наследию народов России. С учетом традиции, в соответствии с которой коррумпированные чиновники и клерикалы принимают подобные решения кулуарно, а затем лишь ищут пути осуществления задуманного в обход закона, ситуация с этим потенциальным объектом церковной «реституции» заслуживает особого внимания. Поэтому, прежде всего мы обратились за консультацией к искусствоведу и реставратору Владимиру Сарабьянову, профессиональная деятельность которого в течение уже многих лет тесно связана с памятниками Новгородской и Псковской земли. И, судя по результату, не просчитались.

В результате первой же беседы выяснились крайне интересные подробности ситуации с Мирожским монастырем, благодаря которым вся клерикально-чиновничья интрига обернулась довольно-таки неожиданной стороной. Дело в том, что полном соответствии с поговоркой о дураке, которого «заставь Богу молиться - он лоб пробьет», излишне рьяные сторонники так называемой «реституции» приготовили крайне неприятный сюрприз самим себе – точнее, своему собственному высшему руководству. Однако, об этом чуть позже, а пока разумнее кратко обрисовать предысторию готовящегося грянуть скандала…

«Изначально проблема была заложена в имущественных отношениях, - говорит Владимир Сарабьянов. – Имущественный статус монастырского комплекса, который должен бы определяться законом, определен им так, что оказался … неопределенным. Беда в том, что в отличие от Новгорода, где все объекты давно являются федеральной собственностью – с особым статусом, как, например, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, - Псковский музей до сих пор остается в статусе областного. То есть, приравнивается, по сути, к какому-нибудь краеведческому музею, хотя всем понятно, что по своей значимости и ценности Псков ничем не отличается от Великого Новгорода, Владимира. Это такой же уникальный древнерусский город с набором столь же уникальных памятников. Одновременно, собор Мирожского монастыря, который входит его комплекс со статусом областного, признан федеральной собственностью. Последствия такого «двоевладения» и распространились на нынешнюю ситуацию, где собор – памятник федерального значения, а территория монастыря – уникальный объект с культурным слоем XII века, который до сих пор не исследован – а распоряжении губернатора».

Нелепость такого совладения, и в самом деле очевидна. Областные чиновники Роскомимущества, в распоряжении которых находится территория монастыря, не скрывают своих намерений как можно скорее избавиться от этой «обузы», передав землю Псковской епархии. Откровенность таких намерений лишний раз подтвердил новоназначенный губернатор, Турчак, который, едва вступив в должность, подтвердил в сети ИНТЕРНЕТ свою готовность передать все церкви. Путаница позволяет Псковской епархии, которая давно хлопочет о передаче ей территории монастыря, отказываться от владения собором, так как хранение федеральной собственности для нее – прежде всего, обуза и лишняя ответственность. Тем более, что церковь справедливо полагает, что собор с ее земли никуда не «убежит».

Разумеется, если бы руководство Псковской области и руководители областных ведомств были заинтересованы в оптимальном разрешении проблем такого рода, то помощник у них нашлись. Причем, как среди специалистов-музейщиков, так и в самой Московской патриархии. В этом отношении Владимир Сарабьянов приводит в пример Новгород, где в период эйфории начала 90-х годов София Новгородская была передана Новгородской епархии, поныне управляемой архиепископом Львом (Церпицким). «Я не могу сказать, что что-то катастрофическое там происходит, - говорит Сарабьянов. – Кому-то там что-то видится рискованное, но у меня никаких опасений в отношении хранения этого храма нет. Правда, там такой епархиальный архиерей, что другим можно лишь позавидовать, и так далеко не везде происходит...».

Со Псковом, как показывают последние годы, увы, и в самом деле происходит что-то явно не то. Конечно же, новоиспеченный митрополит Евсевийне самолично творит там всяческие «чудеса», так как лишь возглавляет местное духовенство. В частности, что касается Мирожского монастыря, то от имени церкви здесь активно выступает со своими требованиями исполняющий функции наместника некий иеромонах Николай – молодой человек, как видно, не слишком разбирающийся в ситуации, но достаточно амбициозный и, что естественно, метящий куда-то выше. Именно через него достигнуты какие-то прочные договоренности с Псковским территориальным управлением Росимущества, представителем которого при решении вопросов с Мирожским монастырем, является соответствующая контексту происходящего дама. По словам сотрудников музея, она не менее энергична, чем молодой о. Николай, «ходит забинтованная, как положено, в платок, хотя и в каких-то штанишках, крестится на все, что напоминает крест». То есть, стандартный и очень знакомый всем тип чиновника-неофита, который в меру своих представлений пытается демонстрировать «благочестие», не понимая в религии и вере в самом-то деле ничего. Не трудно догадаться, что за ней, в свою очередь, вполне могут стоять и какие-то другие «неофиты», но источником идеи о передаче монастырской земли в собственность Псковско епархии, может быть только само епархиальное руководство.

И тут мы приближаемся к самому интересному, потому что разговор заходит о причине слишком явного оживления сторонников церковной «реституции» из Псковской епархии РПЦ МП, которое нельзя объяснить одним лишь воодушевлением от смены губернатора. Дело в том, что накануне избрания нового патриарха, именно в хозяйстве псковского митрополита была организована наиболее активная кампания, вплоть до организованного епархией сбора подписей по приходам и монастырям, лишь бы не допустить патриаршества Кирилла. Вкупе с многочисленными скандалами, накопившимися за последние годы, это обстоятельство, понятное дело, не позволяет епархиальным чиновникам чувствовать себя достаточно комфортно. Поэтому, вполне вероятно, что и сам владыка Евсевий, и его клевреты ощущают настоятельную необходимость чем-то «эдаким» перед новым священноначалием. Согласен с таким предположением и Сарабьян: «Однозначно, что все эти персонажи пытаются бежать впереди паровоза, обгонять и превосхищать, как они думают, некие события. Но я вам честно скажу - у меня нет ощущения того, что наша нынешняя власть и новый патриарх собираются все огульно подгребать под себя - в смысле, занимать столь оголтелую позицию. Они совершенно не производят такого впечатления. Зато у меня стойкое ощущение, что кто-то все время пытается что-то решить за них. Разрулить тут у себя, чтобы вопросов не было, и этим управлять. В каких целях? Я не знаю. Я даже не думаю, что у кого-то в этом есть личный осознанный интерес. Очень может быть, людям просто показалось, что такова «генеральная линия партии» и они заранее проявляют усердие. К примеру, как было это в 30-ые или-50-ые годы, когда такие же ничего не понимающие персонажи, сидя в каком-нибудь «мухосранске», думали, что творя свои глупости, свершают что-то глобальное. Это головотяпство пополам с дуболомством, понимаете? Нынешняя ситуация во Пскове очень похожа как раз на что-то в этом роде».

Надо сказать, что весь ужас в том, что исходя из опыта российского администрирования, псковские епархиалы и чиновники вполне способны осуществить задуманный абсурд. Несмотря на то, что в Пскове и без обретения епархией в собственность Мирожского монастыря, по словам Сарабьянова «все плохо».

Буквально через минуту в разговоре и было упомянуто о том, что любого нормального человека, а тем более – православного верующего могло бы заставить остолбенеть. Оказывается, что передача территории Мирожского монастыря в собственность Псковской епархии практически гарантирует … банальное обрушение находящегося в федеральной собственности собора XII века Мирожского монастыря, в любой момент.

«Нам казалось, что это очень благополучный храм, - рассказывает Владимир Сарабьян, - что с ним все в порядке - стоит себе, никто его не трогает. Тем более, известно, что в конце XIX века им занимался Суслов[i], и с тех пор никто его не касался. Длилось такое ощущение благополучности вплоть до прошлого года, когда министерство выделило деньги на обследование состояния архитектуры и археологию в Мирожском монастыре. В результате все пришли в ужас, так как у собора была обнаружена опасная стадия аварийности. , и с тех пор никто его не касался. Длилось такое ощущение благополучности вплоть до прошлого года, когда министерство выделило деньги на обследование состояния архитектуры и археологию в Мирожском монастыре. В результате все пришли в ужас, так как у собора была обнаружена опасная стадия аварийности.

Дело в том, что храм стоит прямо на каменной подошве. То есть никакого фундамента даже - он просто поставлен сверху на скальную платформу. Без заглубления в скалу прямо на нее положены камни. По этой платформе естественным образом все эти столетия стекает грунтовая вода, которая постепенно разрушает цоколь. В XIX веке Суслов обнаружил эту ситуацию и попытался ее исправить, выбрав из цоколя по всему периметру собора снаружи и изнутри наиболее поврежденную часть кладки стен. Выбранный объем Суслов заполнил очень «прогрессивным» по тем временам материалом – тосканским цементом.

Но таким образом в остаточной части первоначальной стены было полностью исключено движение естественное влаги, паров и т.п. То есть, центральная часть кладки оказалась заключена в непроницаемый компресс, и влага пошла по стене вверх. В результате, центральная часть стены к нашему времени превратилась в труху, и все стены собора по периметру держатся «на честном слове» - на одних лишь цементных вставках, которые продолжают «помогать» разрушению настоящей стены.

Выход остается только один: выбирать и менять по всему периметру стены разрушенный цоколь, заменяя его на новый. Делать это надо немедленно в постоянном режиме, для чего требуется удаление всего наросшего культурного слоя вокруг собора, организации дренажа. Плюс время - несколько лет археологических и инженерных работ, направленных на реставрацию цокольной части храма».

Но, о какой же тогда передаче территории монастыря епархии может идти речь, если собор XII века едва держится на «честном слове»? В одном случае, немалая часть монастырской площади должна быть задействована для работ по сохранению собора и ни о каких препятствиях этому там и разговора быть не может. В другом – Псковская епархия РПЦ МП оперативно обретает в собственность Мирожский монастырь, ликвидирует там, как намерена, яблоневый сад и разбивает огород. Затем, как заведено, возводит близ собора гостиницу, офисные и хозяйственные постройки, гараж. А потом - либо во сразу, либо спустя некоторое время после торжественного Всеправославного Собора в Константинополе с участием нового Патриарха Московского и всея Руси, происходит… обрушение Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Причем, юридически ни нынешние сторонники «реституции» в лице областных руководителей, ни будущие собственники монастырской территории во главе с митрополитом Евсевием (Савиным) здесь «абсолютно не при чем», так как собор находится в федеральной собственности и за его судьбу они не отвечают.

Неподготовленному читателю, понятно, будет трудно поверить, что подобное вообще может иметь место в начале XXI века в нашей, пусть даже условно цивилизованной стране. Поэтому, имеет смысл снова предоставить слово Владимиру Сарабьянову, оказавшемуся в силу своей специальности свидетелем одного из скандалов, характерных для Псковской епархии.

«Троицкий собор - уникальный иконостас конца 17 века. Уникальный! Огромный! В мире такого нет, не то что у нас в России. Семь ярусов гигантских 3-х метровых икон. Это ценность, которую надо бы хранить я не знаю как. (…) Несколько лет назад епархии выделили хорошие деньги, благодаря чему в соборе установили современную систему отопления – очень качественное оборудование. Казалось бы, что далее нужно пригласить специалиста, который разберется в принципе работы этой системы, который знает, что такое температурно-влажностный режим и может расписать график эксплуатации этого замечательного чуда техники для обеспечения нужного эффекта. Но, нет же - епархия во всех вопросах разбирается сама. Складывается впечатление, что они ощущают себя, как у себя на кухне, и если холодно, то надо «горячий кран» открутить посильнее и все. А в случае с Троицким собором оказалось, что этот «крантик» должен обеспечивать отопление в храме, чуть ли не в 50 м высотой – в объем, который даже не снился ни одному кремлевскому собору. Вот и включили они это отопление на полную катушку зимой, когда на улице мороз трещал, и были очень довольны, так как в храме установилась по их отзывам «замечательная температура» - 24 градуса. Понятно, что воздух же высыхает, влажность падает чуть ли не до нуля, и весь этот огромный, ценнейший иконостас моментально отдает всю свою влагу. Что за этим происходит? Весь иконостас, все иконы трескаются, все вздувается. И никто при этом ни перед кем ни за что не отвечает. Тогда же, вместе с семи ярусами икон в соборе катастрофически пострадал и иконостас архимандрита Зинона.

И поди им что-нибудь объясни – они же все знают и ничего больше не хотят понимать. Там же «специалисты»: настоятель собора, который «бывший шофер владыки». Сам владыка - не знаю, кто он «бывший», и вокруг него толпа «бывших» и «будущих». В каждом человеке, который пытается им как-то помочь и что-то объяснить, они заведомо видят врага».

К сожалению, уровень не то, что просвещенности, а даже элементарной осведомленности в самых общих вопросах светской и религиозной этики в отдельных секторах Русской православной церкви катастрофически низок. Право на подобную культурную архаичность, несомненно, должно быть тоже неприкосновенным, так как кто-то свободно осуществляет, таким образом, свой личный социальный и мировоззренческий выбор. Однако, представляется совершенно недопустимым, чтобы из-за низкого уровня общей религиозной грамотности, нечто подобное выдавалось за религиозную культуру, которая становилась бы еще и критерием вожделенного духовного возрождения.

 



[i] Суслов Владимир Васильевич, 1857-1921, - Академик архитектуры, реставрировал Спасо-Мирожский собор в Пскове, Преображенский Переславле-Залесском, собор Св. Софии в Новгороде, церковь Спаса-Нередицы под Новгородом и др.

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru