"Civitas": Религиозная политика государства и правозащита

"Civitas": Религиозная политика государства и правозащита
20 Апреля 2009
Значимость религиозно-государственных процессов для перспектив общественного развития нашей страны, далеко не большинством россиян оценивается по достоинству. Принято считать, что религиозное сообщество и светское общество живут в условиях разных ценностных ориентиров, пересекаясь в социуме лишь в общекультурном, коммунально-бытовом и правовом поле. Светское общество, мол, развивается вполне самостоятельно, разрешая свои отношения с государством и религиозность здесь - только некий «духовный атрибут» культуры, да и то, лишь один из многих. Условия, для которых что-то подобное было бы справедливо, вероятно, где-то и могут существовать. Но это ни в коей мере не относится к большинству современных стран, в том числе к России.

Осознание того обстоятельства, что идеологическая функция, непроизвольно выполняемая любой социальной религией, является одним из существенных стимулов общего развития, присуще немногим профильным специалистам и достаточно редким личностям, обладающим своего рода иммунитетом от воздействия навязываемых извне идеологем. Несмотря на явное меньшинство таковых, число подобных людей сегодня все же растет. Это является еще одним из признаков того, что пусть и медленно, но формирование в стране гражданского общества происходит, и осознание этим обществом новых факторов, от которых зависит его существование, ускоряется и углубляется.

Особенно ярко знаковость происходящего в религиозном поле проявляется на примере игнорирования в его пределах тех естественных прав и свобод человека, которые гарантированы ст. 19 Конституции РФ. Запрет в той же статье любых форм «ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» корреспондирует с п.2 ст.3 ФЗ «О свободе совести...», где «право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Обратим внимание на то, что понятие «человек» здесь включает такие сугубо социальные его признаки, как «личность» и «гражданин», но не учитывает характера его религиозности либо неверия. Таким образом, осуществление права на свободу вероисповедания, как один из аспектов соблюдения принципа свободы совести, присутствует в религиозно-правовом поле в качестве гарантии конституционной свободы. И какие-либо изменения в правовом обосновании такой свободы, создают прецедент, который неминуемо отражается на состоянии правовых основ гарантии свободы совести в критериях общего правового поля государства.

Принцип отделения религиозных объединений от государства и запрет на установление какой-либо религии «в качестве государственной или обязательной», декларируемый ст. 14 Конституции РФ, остается на данный момент единственной гарантией, удерживающей клерикалов, коррумпированных с отдельными высшими чиновниками государства, от распространения тоталитарной практики государственно-религиозных отношений на все светское правовое поле. Идущий сегодня полным ходом процесс клерикализации светских институтов начинался «всего лишь» с «невинных», хотя и незаконных предпочтений, которые отдавала власть религиозной организации «РПЦ Московской патриархии», выделяемой из ряда других религиозных организаций.

Признаками этого процесса следует считать передачу в собственность РПЦ особо ценных памятников истории и культуры, являющихся национальным достоянием народов России, других ценных объектов недвижимости, земель, произведений искусства, являющихся достоянием мировой культуры. Здесь же необходимо упомянуть откровенную клерикализацию науки и образования, где ненаучная дисциплина «богословие» становится «номинантой» ВАК, а в систему обязательного светского курса общеобразовательной школы, в поликонфессиональном государстве внедряется обучение основам одной из религий, в соответствии с которыми все прочие религии «неистинны». История не раз демонстрировала, насколько велики риски, которые влечет за собой кажущаяся выгода от использования отдельной религии в качестве идеологии, но равнодушие общества способствует новому повторению страной уже совершенных в прошлом ошибок.

Последним достижением сторонников тоталитарного реванша на поприще устранения гарантий свободы вероисповедания является создание так называемого «Совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ» под председательством «православного сектоведа» А. Дворкина, в состав которого вошли еще несколько сторонников и членов антирелигиозных организаций, инициированных РПЦ МП.

Научно-религиоведческий консультативный и экспертный орган, способный не допустить подобных мошенничеств на религиозном поле, где апробируются методы шельмования всего общества с целью лишения его конституционных гарантий прав и свобод человека, в настоящий момент являлся бы оптимальным законным способом для предупреждения обмана общества в более широком масштабе. Однако, сама идея создания такого независимого общественного органа подвергается активному саботажу со стороны более или менее явных сторонников тоталитарного реванша.

Светские правозащитники, последовательно заявляющие о своей готовности оказывать правозащитную помощь верующим и религиозным организациям, поддерживая идею о создании квалифицированного независимого научно-религиоведческого органа для проведения комплексной экспертизы проблем, связанных с религией и религиозными организациями, в данном контексте выступили бы защитниками прав и свобод для всего общества, независимо от религиозности его членов.

Источник: "Civitas"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru