О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Антиклерикализм в России: народ свободы за честную веру

  версия для печатиотправить ссылку другу
Антиклерикализм в России: народ свободы за честную веру
31 Июля 2009

10 июня 2009 года произошло уникальное событие – впервые за последнее десятилетие религиозные и общественные деятели самых разных убеждений заявили о том, что они объединяются в Общественное движение в защиту светского государства. Произошло это на пресс-конференции в Институте религии и права "Инквизиторам-нет!: мы за светское государство". Было объявлено о создании неформального движения по всей стране, которое поддержали уже и церкви, и общественные активисты в разных регионах – от Камчатки до Мурманска. Все желающие приглашаются к обсуждению Манифеста в защиту светского государства, который предлагается в качестве основания нового Общероссийского движения в защиту светского государства. Осенью 2009 года предполагается объявить об официальном создании такого неформального движения по всей стране.

Светскость в российском понимании не означает полного вытеснения религии из государственной и публичной сферы. Особенностью религиозной жизни России является ключевая роль православия в формировании государственной политики в области религии и в отношениях власти с верующими, в том числе других конфессий и религий. В отличие от атеистической критики Православной Церкви в прошлом и в отличие от европейских движений, которые выступают за светское плюралистичное государство, то есть придерживаются жесткой светскости вне всякой религии, современное антиклерикальное движение в России при всем своем многообразии состоит из верующих. За светское государство выступают, помимо убежденных демократов, не допускающих мысли о каких-либо привилегиях для церквей, те верующие, которые не хотят, чтобы чиновники под маской православия вытесняли их из общественной жизни.

На пресс-конференции Институт религии и права представляли Анатолий Пчелинцев, почетный адвокат России, профессор РГГУ, главный редактор журнала "Религия и право", и Роман Лункин, к.ф.н., директор Института религии и права, с.н.с. Института Европы РАН. От лица ученых и сторонников письма 10 академиков президенту РФ выступил Валерий Кувакин, д.ф.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского гуманистического общества, главный редактор журнала "Здравый смысл". От лица учреждений культуры - Ирина Кусова, руководитель Отдела развития Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, представитель Общественного комитета в защиту музея "Рязанский Кремль". От лица общественности - Владимир Абдрашитов, инициатор Обращения родителей против обязательного введения "Основ православной культуры". Мусульманскую общественность представлял Гаяр Искандяров, председатель общественных организаций Фонда развития мусульманских народов. Помимо этого, в поддержку Общероссийского движения в защиту светскости высказались и православные (профессор Сергей Комков, преподаватель Свято-Филаретовского института Дмитрий Вайсбруд), мусульмане и протестанты.

Прошедшая пресс-конференция впервые объединила очень разные общественные силы, которые решили выступать в единстве. Сторонники свободы совести и светского государства не выступают против кого-то конкретно или против какой-то определенной организации. Это движение, которое призывает чиновников и церковных деятелей к ответственности перед Конституцией РФ и законами нашей страны, так как чиновники и иерархи являются такими же гражданами страны, как и другие, не облеченные властью и духовным саном.
Светское государство не сводится к последовательному секуляризму во всем. Его миссия в современной России более деликатна. Проблема в том, что церковная клерикальная идеология все больше превращается в инструмент государственной политики, в "дубинку" власти. Это стало еще ярче проявляться после прихода к власти Патриарха Кирилла. Православие как "дубинка" губит при этом саму православную веру, разрушает наше многообразное многоконфессиональное общество и подрывает светское государство изнутри.
Есть конкретные люди и объединения, которые страдают от целенаправленной клерикализации государственной, общественной и культурной жизни, – они принадлежат к сферам науки, образования, культуры, армии, межрелигиозных отношений, которые подрываются "антисектантскими" кампаниями и обязательным внедрением в школы националистических квазиправославных курсов.

Общество заявило о себе, поскольку любой критический взгляд на сегодняшние отношения власти и РПЦ МП порождает обвинения в том, что носители такого взгляда - "враги Церкви и народа" и "непатриоты". Церковные деятели Московской патриархии гротескно рисуют образ врага в советской манере, хорошо известной всем. Достаточно упомянуть о том, как травили авторов письма 10 академиков президенту РФ, противников ОПК, тех, кто не желает отдавать музейные коллекции епархиям, а музейные залы - под покои архиереев РПЦ МП, как травят "сектантов" и "раскольников", к которым относятся неправославные христианские церкви и православных, не желающих подчиняться нынешней патриархии.
При этом не учитывается мнение общественности, в частности интеллигенции, а официальные представители РПЦ МП просто как заклинание повторяют, что весь "русский народ" поддерживает и высших иерархов РПЦ МП и власть. Однако средний русский интеллигент – учитель, инженер, музейный работник, библиотекарь или врач – отнюдь не является православным националистом, а даже наоборот, нередко сознает себя носителем европейских ценностей культуры и демократии.
Одним из катализаторов стихийного формирования Общероссийского общественного движения в защиту свободы совести и светского государства стало проведение акции "Инквизиторам-нет" против присутствия радикальных "сектоведов" в совете при Минюсте РФ, что само по себе оскорбило ученых и верующих. В его состав вошли известные православные деятели – Александр Дворкин (ставший его председателем), ближайший сотрудник Дворкина священник РПЦ МП Лев Семенов (что само по себе неэтично для экспертного совета, который должен быть беспристрастным органом), Евгений Мухтаров, журналист из Ярославля, борец с "сектами", известный своими статьями против пятидесятников, Роман Силантьев, директор "правозащитного центра" Всемирного русского народного собора, созданного митрополитом Кириллом, а также Александр Щипков, православный публицист, а ныне советник спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который известен своей непробиваемой лояльностью как власти в целом, так и РПЦ МП в частности.

Все остальные имена членов совета, за редким исключением (маститый религиовед, профессор МГУ И.Н. Яблоков, специалист по исламу В.О. Бобровников, специалист по государственно-церковным отношениям Н.В. Володина и некоторые другие) ничего не скажут представителям общественности, интересующейся религией. В совет, к примеру, не вошел философ и религиовед, один из старожилов Совета при Минюсте со дня его основания – профессор МГУ И.Я. Кантеров. Все те, кто могли бы поспорить с Дворкиным и сделать это смело, в новый совет не вошли.

В "антикультистской" деятельности православных активистов по сути нет ничего незаконного - "сектантами" и "сектой" они могут называть инославных и новые религиозные движения по тем или иным вероучительно-богословским причинам. Однако есть люди, которые переходят всякие границы в борьбе с "сектами", входят в азарт, привносят в эту информационную и судебную войну нездоровые эмоции - проще говоря, истерику. В этом случае "сектоведа" уже не интересует реальная практика и вероучение других христианских Церквей, а тем более - новых религиозных движений. Все они становятся в его глазах "мошенниками".

Новый Экспертный совет при Минюсте РФ вполне способен стать карательным органом, а не просто формальным собранием академических экспертов, потому что Минюст еще в феврале расширил полномочия этого совета. Было увеличено количество поводов для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В частности, "экспертизы" (учитывая состав совета, трудно в данном контексте писать это слово без кавычек) будут проводиться для признания организаций экстремистскими, для признания литературы экстремистской (то есть, для составления "кодексов запрещенных книг"), по делам, связанным лично с членами религиозных объединений.

При этом, ст.11 п.8 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает проведение государственной религиоведческой экспертизы только при регистрации религиозной организации, а значит проведение государственной экспертизы в иных случаях противоречит Закону о свободе совести. В данном случае грубо нарушается конституционный принцип верховенства закона. Ведомственный акт ставится выше Федерального закона, что недопустимо.

Во-вторых, принцип формирования Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ ставит под сомнение вообще авторитет религиоведческой экспертизы и научного сообщества, является вызовом по отношению ко всем дипломированным и признанным специалистам по религиоведению, философии и социологии религии, истории религии.

В Экспертный совет были включены представители религиозных организаций (в частности, священнослужители), что нарушает п.2 Приложения N 2 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53, в котором отмечается, что представители религиозных организаций могут привлекаться к работе Совета в качестве консультантов.

В связи с тем, что тысячи религиозных организаций, официально зарегистрированные и не принадлежащие к Русской православной церкви Московского патриархата уже испытывали на себе публичные (в электронных и печатных СМИ) оскорбления со стороны этих сектоведов, и видят в их статусе «государственных экспертов» угрозу общественной стабильности и целостности государства, общественность обратилась с просьбой предотвратить будущие конфликты и судебные тяжбы о нарушении в России прав верующих.

10 апреля в московском Институте религии и права состоялась пресс-конференция ученых, правозащитников и религиозных деятелей "Нужен ли России суд инквизиции?", где было заявлено, что члены нового состава Совета при Минюсте РФ просто дискредитируют само представление о религиоведческой экспертизе, поскольку в Совет вошли люди вообще без научных степеней, а Дворкин как председатель Совета не является религиоведом и ученым вообще. Пресс-конференция в Институте религии и права фактически сорвала проходившую параллельно пресс-конференцию глав трех Синодальных учреждений РПЦ МП: Отдела внешних церковных связей (епископа Волоколамского Иллариона), Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (протоиерея Всеволода Чаплина) и Информационного отдела (Владимира Легойды). Главы отделов не сказали ничего нового относительно того, что же они собираются делать в качестве руководителей отделов, но вынуждены были оправдывать Дворкина, убеждая себя и других в его некоторой "компетентности". Обычно так бывает, когда отсутствуют иные аргументы: отец Всеволод Чаплин обвинил всех критиков Совета в "работе на зарубеж". Но, поскольку ученым Дворкина назвать явно нельзя, даже с точки зрения патриархии, о. Чаплин подчеркнул: "Критика в адрес совета, наверное, связана с тем, что в нем присутствуют люди, не боявшиеся прямо ставить проблемы, связанные с интересами некоторых религиозных групп, в частности, имеющих мощную политическую и финансовую поддержку из-за рубежа". При этом сам же протоиерей заметил, что на Дворкина поступали жалобы, так как не все, о чем он говорил и писал, на 100 % было правдой.

Владимир Легойда отметил, что положение главы Экспертного совета Минюста, которое досталось сейчас Александру Дворкину, является "более ответственным", чем все те посты, которые он занимал ранее, и что сам Дворкин "это понимает". Во всяком случае, очевидно, что, поддерживая Дворкина и его друзей, главы новых Синодальных отделов боятся, что все-таки его Совет будет постоянным источником конфликтов, а Дворкин будет реагировать на эти новые конфликты столь же яростно и нервно, как обычно. Таким образом, с образованием Совета при Минюсте РФ, который получил более широкие полномочия, чем ранее, государство и Церковь приобрели головную боль, за которую они взяли на себя полную и абсолютную ответственность.

После особенно ярких выступлений общественности наряду с представителями Московской патриархией сектоведческий Совет открыто поддержал министр юстиции РФ Александр Коновалов. Он резко отверг критику, звучащую в отношении недавно сформированного в его ведомстве совета по проведению религиоведческой экспертизы. «Совет создан Минюстом в строгом соответствии с действующим законодательством. Пределы компетенции совета нормативно определены, снабжены адекватными механизмами контроля, и его компетенция не является такой уж широкой, а решения совета носят только рекомендательный характер», - заявил Коновалов на пресс-конференции, состоявшейся 21 апреля в Москве. По его словам, критика, высказанная в адрес Минюста в связи с созданием совета, "носит в основном некомпетентный и некорректный характер": "Совету приписываются в будущем всевозможные преступления и нарушения прав человека, свобод и принципов построения гражданского общества, в то время как этот орган еще толком не приступил к работе. Я считаю, что это пример недопустимого давления на формирующийся механизм государственно-общественного партнерства, который ничего общего с общественным контролем не имеет".

Однако сопротивление ученых и правозащитников не стало менее бурным и не утихло. Уже 22 апреля 2009 года в России стартовала общероссийская бессрочная акция против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ - «Инквизиторам - нет!». Акция проводится по инициативе Института религии и права. Основу акции составляет сбор подписей под Открытым обращением к министру юстиции РФ Александру Коновалову, копии которого будут посланы президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру России Владимиру Путину.
Среди тех, кто подписал Открытое обращение – много ученых, как религиоведов и историков, так и физиков, математиков, музыкантов и писателей. Обращение подписал глава Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. В адрес акции поступает большое количеств голосов ученых из разных вузов страны, священник Павел Адельгейм, глава Союза баптистов Юрий Сипко, писатель Александр Нежный, профессор А.А. Красиков и другие (около 12 000 подписей на июль 2009 года, подписи и комментарии подписавших на сайте –
www.sclj.ru). Открытое обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову посылают напрямую, как от религиозных организаций и научных центров, так и от рядовых граждан России, не согласных с тем, что их деятельность будут оценивать «инквизиторы» - Дворкин и его помощники. Тем более что членство в этом Совете при Минюсте РФ уже используется «сектоведами» для влияния на чиновников и правоохранительные органы и пропаганды своих «антисектантских» требований – на внеправовой основе ограничить деятельность «нетрадиционных» религиозных организаций в России.

Акция «Инквизиторам - нет!», как отмечают организаторы, является возможностью открыто и во всеуслышание заявить свой протест против того, чтобы «инквизиторы» пытались насильно спасти наши души помимо нашей воли, против дискредитации светской науки, самой религиоведческой экспертизы, а также заявить протест против клерикализации общества и разрушения основ правового и светского государства в России. Общественная акция «Инквизиторам - нет!» будет проводиться до тех пор, пока ученые, юристы и верующие не добьются своей цели.

В обращении Института религии и права говорится: «Мы просим исключить из состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ людей, у которых отсутствует религиоведческое образование и научные степени в этой сфере, признанные ВАК, которые не имеют отношения к светской науке и экспертизе и которые являются ангажированными представителями радикально настроенного околорелигиозного движения, которое осуждает все то, что субъективно считает вредным, не разбираясь в вероучении и практике религиозных организаций. Сектоведение является субъективным конфессионально окрашенным предметом, а не светской научной дисциплиной. Само их присутствие в экспертном органе подрывает авторитет светской науки в России и противопоставляет государство неправославным религиозным организациям».

Таким образом, общественность просит исключить из состава Экспертного совета:

Александра Дворкина, главу сектоведческого Центра Св. Иринея Лионского; Александра Кузьмина - руководителя Саратовского отделения сектоведческого Центра Дворкина, автора материала, на котором основана антисектантская листовка, признанная судом экстремистской; Евгения Мухтарова, ярославского журналиста-сектоведа; священника Русской православной церкви Льва Семенова, сотрудника Центра Дворкина, а также Андрея Васильченко, ярославского сектоведа, специалиста по немецкому фашизму, автора целого ряда популярных книг по истории Третьего Рейха, одного из основателей вместе с Евгением Мухтаровым в 1990-х годах организации националистического толка "Лига патриотической молодежи".

Наряду с этим деятельность радикальных сектоведов как общественных активистов, как отмечается в обращении, вполне допустима в рамках закона и является частью межрелигиозных дискуссий, что вполне справедливо и соответствует европейской практике.

На ситуацию оперативно отреагировала Комиссия США по международной религиозной свободе, которая представила 1 мая дополнения к списку стран, в которых наблюдаются особые проблемы с обеспечением религиозной свободы. Россия и Турция были включены комиссией в список стран постоянного мониторинга по причине того, что свобода совести и вероисповедания в них находится под угрозой. Что касается России, то Комиссия США сочла особенно недопустимым появление "нового органа при Министерстве юстиции с беспрецедентными полномочиями по контролю и мониторингу религиозных групп".

Когда оказалось, что акция «Инквизиторам-нет!» продолжается и не собирается останавливаться, то последовала и другая реакция официальной прессы и чиновников.

 В рамках программы телеканала «Вести» «Диалог» о религиоведческой экспертизе (31 мая 2009 г.) сектовед Александр Дворкин вынужден был оправдываться по поводу состава Совета и того, как он будет анализировать деятельность религиозных объединений. Ведущий Иван Семенов задал Дворкину следующий вопрос: «Совет при Минюсте РФ это защита от культов или же узаконенная инквизиция? В Совете много православных и теперь Вы будете объявлять сектами все учения, которые не нравятся РПЦ?».

Помимо резкой реакции министра юстиции РФ Александра Коновалова последовала косвенная со стороны его заместителя Алексея Величко, доктора юридических наук и автора книг о построении симфонии церкви и государства в Византии и России. В интервью, опубликованном в "Российской газете" (17 июня 2009 г.), Величко подчеркнул, что Минюст не занимается «инквизиторской политикой».

Наконец, 7 июля руководитель кремлевской администрации, председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, Сергей Нарышкин трех членов президентского совета - президента Союза Евангельских Христиан Александра Семченко, главу Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергея Ряховского и президента Западно-российского союза Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Василия Столяра. На встрече обсуждался вопрос о причинах негативной реакции большинства протестантов на назначение председателем совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Александра Дворкина.

Стоит отметить, что акция «Инквизиторам-нет!» привела к неожиданным результатам и вызвала более широкую реакцию, чем ожидалось. Она начиналась как протест против сектоведов в Совете при Минюсте РФ (вообще против Совета и экспертизы ученые не выступают) постепенно вылилась в антиклерикальную акцию, для которой сектоведы – лишь один из поводов, показателей коррозии светского государства в стране. Поэтому в акции стали принимать участие не только протестанты, представители разных религий и новых религиозных движений, притесняемых РПЦ и сектоведами, но и, к примеру, атеисты и агностики, для которых светскость государства – также одна из ценностей. Это произошло, потому что в обществе накопилось определенное возмущение клерикализацией.

Россия – страна религиозного и национального многообразия, плюралистичного общества, где, наряду с людьми равнодушными к вере, есть миллионы православных, старообрядцев, католиков, протестантов, верующих других христианских конфессий, мусульман, иудаистов, буддистов и т.д. В каждом регионе нашей страны так или иначе представлено это многообразие, но религиозная политика чиновников и церковные власти РПЦ МП часто сами намеренно изгоняют другие конфессии из социальных учреждений, из консультативных советов в органах власти, помогают тому, чтобы запрещали миссионерские и социальные акции неправославных церквей, а протестантов и мусульман насильно обучали Закону Божию в школах. Как показала пресс-конференция 10 июня, есть масса конкретных примеров абсурдной дискриминации со стороны светских чиновников и чиновников из РПЦ МП в отношении других конфессий, от разрушения светского характера государства страдают конкретные живые люди, церкви, религиозные и общественные объединения, которые отныне готовы объединиться.
Гражданское общество учится оценивать свои поступки, свою жизнь, защищать себя и свои права, критически оценивать свою веру и свою Церковь. Ксенофобски, антидемократически настроенные чиновники и церковные деятели, которые этого даже не скрывают, должны услышать наш голос (и слышать его постоянно) – голос гражданского общества. Пора замедлить ход "исторического маятника", который постоянно переходит от государственного и религиозного тоталитаризма к воинственному безбожию и равнодушию общества. Стабильное и мирное развитие в российском обществе возможно, только если власть будет слышать голос гражданского общества и учитывать интересы всех общественных сил.
Будет ли государство опираться на новую тоталитарную идеологию или выберет путь демократического развития – будет зависеть от общества. Для этого совсем не обязательно отказываться от православия как основной религии России – надо просто прекратить абсурдные гонения на другие конфессии и принуждение в школах, в отношениях с музеями и т.д. Государство в России слишком привыкло, что голос общества не слышен или отправлен в далекие сибирские ссылки. Но голос движения в защиту светского государства – это сильный свободный голос, потому что он неотделим от реальных чаяний верующих и неверующих, которые, выступая и заявляя о себе и своих интересах, становятся народом свободы.

Роман Лункин.

Русское Ревью Кестонского института.






также в рубрике ] мы: