Савва Ямщиков: "Церковоначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города"

Савва Ямщиков: "Церковоначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города"
26 Марта 2009

На прошедших в минувшем феврале в Москве XVII Международных Рождественских чтениях реставратор Савва Ямщиков на заседании по теме "Церковь и культура" вступил с докладом "Церковно-археологические музеи России. Прошлое, настоящее, будущее". Будучи сильно встревожен происходящими в Пскове событиями, автор любезно предоставил редакции текст своего доклада, отрывок из которого, непосредственно касающийся Псковской земли, мы предоставляем вниманию читателей в рамках дискуссии о судьбе псковского культурного наследия.

Музейные работники не могли остаться в стороне от возрождения Русской Церкви. Мне доставляло огромное удовольствие помогать знакомым священникам обживать возвращённые храмы и участвовать в воссоздании их внешнего и внутреннего убранства.

При Ассоциации реставраторов СССР (ныне – России) был создан фонд "Сохранение", который за три года передал в церкви Москвы, а также в Соловецкий и Валаамский монастыри около двух тысяч икон XVII-XX веков. Акции возврата проводились по благословению и при непосредственном участии Патриарха Алексия II.

Не мог я пройти мимо восстановления традиций иконописного искусства в России. Мне посчастливилось сблизиться с тогдашним насельником Псково-Печерского монастыря архимандритом Зиноном и наблюдать за подвижнической деятельностью одарённого иконописца, всякий раз восхищающего своим мастерством, глубокой духовностью и преданностью православию.

Именно отец Зинон, принявший должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря – древнейшей псковской обители, создал в её стенах условия для плодотворной работы церковно-археологического музея. Известный реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов [ 1 ], открывающий древние фрески Спасо-Преображенского собора, описывал мне благополучное сосуществование монашеской братии, музейных работников и реставраторов. Меня радовало, что возрождаются традиции сотрудничества Церкви и учёных, посвятивших себя сохранению культурного наследия Древней Руси.

Мой учитель – известный исследователь и реставратор иконописного наследия Н. П. Сычёв со свойственным ему талантом рассказчика описал мне те счастливые времена, когда он вместе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) и блестящим учёным – специалистом в области древнерусского искусства А. И. Анисимовым закладывал основы Новгородского историко-художественного музея-заповедника. Владыка, уничтоженный позже ленинскими сатрапами и причисленный к лику Святых Новомучеников, в Земле Российской просиявших, был на удивление активен и заинтересован в судьбе церковно-археологического музея, создаваемого в его епархии.

Поступки архимандрита Зинона напоминали мне деяния владыки Арсения, в знак благодарности которому нынешние хозяева Новгородского музея – одного из самых богатых, научно оснащённых и благополучных заповедников России – изготовили мемориальную доску и поместили её на одном из музейных зданий Новгородского Кремля.

Но, к сожалению, благие порывы и намерения наказуются завистниками и бюрократами. Благородная деятельность самого одарённого иконописца России не пришлась ко двору псковского владыки Евсевия и теперь богоизбранный мастер украшает монастыри и храмы в дальнем зарубежье. В настоящий момент русский иконописец подвизается на Святой Горе Афон, где расписывает храмы греческого монастыря Симонапетра. А в Мирожском монастыре, как и во всех почти храмах Псковской епархии, и намёка нет на плодотворное сотрудничество реставраторов, археологов и музейных работников со священниками.

Памятники истории и культуры Пскова – одного из древнейших русских городов, за послесоветские годы пришли в состояние полного упадка. Псков, возрождённый после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет собой не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года – месяце изгнания отсюда незваных нацистских хозяев. Разве не может возмущать тот факт, что местные реставрационные мастерские со своим славным прошлым, сегодня строят жилые дома в нескольких десятках метров от уникальных архитектурных памятников! Псковские власти позволили рядом с шедеврами древнего зодчества, в том числе и у стен Кремля, понастроить целые кварталы псевдоскандинавских таунхаусов, уничтожив сами основы заповедности древнего города. Руководители "Псковреконструкции", ничтоже сумняшеся, пробивают огромное отверстие в стене только что открытого археологами храма XVI века, дабы провести водовод.

Меня удивляет безразличие представителей церкви к градостроительной политике отдельных начальников и чиновников, позволяющих возводить жилые дома, театры, магазины рядом с редкими по красоте церквями. Иногда святыни невозможно разглядеть сквозь уродливые постройки эпохи постмодерна.

В двадцати метрах от жемчужины древнерусского зодчества – церкви Богоявления в Запсковье (XV век) построена люксозная гостиница, а стены храма в те же годы огнили и разрушились. Много лет мы добивались его восстановления и добились, как говорится, на свою голову. Увлечённые жилищным строительством, псковские якобы реставраторы и намёка не оставили на древнюю обмазку стен, свойственную лишь псковским храмам, сделав вместо научного воссоздания первоначального облика постройки своеобразный "евроремонт".

Удивительно, но церковоначалие Псковской епархии словно не замечает трагедии гибнущего древнего города, а только подливает масло в огонь своими, мягко сказать, неадекватными поступками.

Получив возвращённый епархии храм Успения от Парома (XV век), стоящий напротив Кремля, обрели священники и уникальную звонницу того же времени. Много лет в ней находились мастерская и кузница легендарного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова – одного из тех, кто поднял город из послевоенных руин. Выброшенный на улицу, мастер недолго прожил на этом свете. Многие годы звонница резала глаз своей неухоженностью и запущенностью. С помощью Псковского Управления внутренних дел удалось восстановить первоначальный облик памятника и оснастить его специально заказанными колоколами. Владыка Евсевий пообещал помочь музею открыть в звоннице экспозицию, посвящённую реставрационным работам В. Смирнова и возродить жизнь кузницы. Однако сразу же после торжественного открытия звонницы самовластный хозяйчик передумал и заявил о том, что она снова станет складом.

Несколько лет назад безграмотно смонтированная система отопления Троицкого кафедрального собора повлекла за собой катастрофическое разрушение икон, украшающих его интерьер. Куски осыпающегося с икон грунта выметались веником и выбрасывались. Разрушился даже написанный архимандритом Зиноном иконостас Серафимовского придела. Когда музейщики и реставраторы попытались протянуть духовенству руку помощи, ответом им было поразительное безразличие. Зиноновский иконостас был отдан шабашникам, практически уничтожившим его первоначальный облик [ 2 ].

Интерьеры древних псковских храмов, некогда любовно и осмысленно восстановленные здешними реставраторами, подвергаются сегодня перестройкам, с учётом насущных нужд церкви. При этом утрачивается их первоначальный облик. В Крыпецком и Снетогорском монастырях ведётся современное строительство без какого-либо согласования со специалистами [ 3 ].

Обидно мне становится всякий раз, когда после работы в Великом Новгороде, где радует глаз и великолепный музей с одной из лучших в мире коллекцией икон, и возвращённый Церкви Софийский собор, в иконостас которого помещена чудотворная древняя икона "Знамение", за состоянием которой следят музейные сотрудники, и ухоженные храмы в различных уголках города, возвращаюсь я к руинам бесконечно любимого и ставшего за полвека жизни в нём родным Пскова.

Великий Новгород, Ярославль, Вологда нашли возможность разумного сосуществования Церкви и музеев. Конечно же, и в этих городах есть свои проблемы и недоговорённости, но нет в них тлена и разрухи, буквально окутывающих силуэты Древнего Пскова.

Савва ЯМЩИКОВ,
председатель Ассоциации реставраторов России

1 См. в этом номере интервью с Владимиром Сарабьяновым редактора "Псковской губернии" Льва Шлосберга: "Вечность – не имущество".

2 См.: Е. Ширяева. Беседы без иконописца // "ПГ", № 38 (407) от 24-30 сентября 2008 г.; Савва Ямщиков: "Скажите мне, кому вы отдали иконы?" // "ПГ", № 39 (408) от 1-7 октября 2008 г.; А. Тасалов. Иконоборчество равнодушных // "ПГ", № 40 (409) от 8-14 октября 2008 г.; Е. Ширяева. Работать и добиться // "ПГ", № 45 (414) от 12-18 ноября 2008 г.; Редакция. Поновили; В. Курбатов. Православие "с иголочки" или Подмененное сокровище; А. Тасалов. Горько // "ПГ", № 2 (423) от 21-27 января 2009 г.

3 См.: Е. Ширяева. До основанья // "ПГ", № 38 (357) от 3-9 октября 2007 г.; Е. Ширяева. Сухая передача // "ПГ", № 48 (367) от 12-18 декабря 2007 г. 

"ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ", 25-31 марта 2009 г.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru