Минюст дискредитирует сам себя и науку о религии, принимая православных «сектоведов» в экспертный совет, считает профессор Екатерина Элбакян

Минюст дискредитирует сам себя и науку о религии, принимая православных «сектоведов» в экспертный совет, считает профессор Екатерина Элбакян
10 Апреля 2009

Минюст дискредитирует сам себя и науку о религии, принимая православных «сектоведов» в экспертный совет. Об этом в связи с формированием нового Совета при Минюсте РФ заявила профессор Академии труда и социальных отношений, философ и религиовед Екатерина Элбакян во время пресс-конференции «Нужен ли России суд инквизиции?», прошедшей 10 апреля по инициативе Института религии и права, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

По мнению Элбакян, на государственном уровне нельзя допускать такие ошибки. В новом составе Совета при Минюсте РФ только профессор МГУ И.Н. Яблоков имеет религиоведческое образование, а все остальные либо с историческим, либо вообще без научных степеней. Считается, что в религиоведении разбирается любой, однако это далеко не так, подчеркнула Элбакян.

В интервью «Ежедневному журналу» профессор Элбакян так прокомментировала создавшуюся конфликтную ситуацию: «На мой взгляд, состав Экспертного совета, как и его председатель, — явление более чем странное. Странно то, что председатель и большинство членов Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе не являются религиоведами — ни формально, ни реально. Более того, «сектоведение», отцом-основателем  которого в России считается А.Л. Дворкин, не является научной дисциплиной и отсутствует в перечне научных специальностей ВАКа. В то же время наука о религии  (религиоведение) — это научная дисциплина, предполагающая при экспертизе ряд научных процедур, вероятнее всего, незнакомых большинству членов данного Экспертного совета. Следовательно, и экспертиза будет осуществляться с каких угодно, только не с научно объективных позиций. На мой взгляд, создание подобной ситуации в первую очередь дискредитирует Минюст, предлагающий принимать всерьез профанацию науки. Во-вторых, саму перспективу существования и проведения государственной экспертизы в сфере религии, которая может быть востребованной при государственном администрировании.

У меня возникает вопрос: мог бы осуществлять, например, психиатрическую экспертизу не врач-психиатр, имеющий документы, подтверждающие его образование и квалификацию? А лингвистическую экспертизу — не филолог? Правильно, не могли бы. А в отношении столь сложной и деликатной сферы, как религия, у нас в обществе почему-то бытует стойкое мнение, что уж в этом-то (впрочем, так же как в философии и футболе) разбираются все. Тут не нужно специальное университетское образование, годы постижения столь сложного предмета, размышлений, сомнений, поисков, достаточно просто назвать себя религиоведом, и вот ты уже таков. Но так же, как нельзя судить о человеке лишь по тому, что он сам о себе говорит, нельзя всерьез воспринимать и таких религиоведов, которые, с одной стороны, обвиняют настоящих ученых-религиоведов с базовым систематическим образованием, в тяжелые 1990-е годы не ушедших в бизнес из своей специальности, в том, что они атеисты, изгои и проч. При этом сами не гнушаются, когда выпадает случай, таковыми называться, не имея на это никакого — ни юридического, ни морального — права. Все это, конечно, объяснимо с фрейдистской точки зрения… Но как печально это объяснение!».






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru