Захват прихода отца Павла Адельгейма. Фальшивый «протокол» не имевшего места «собрания» на основании «поврежденного» Устава

Захват прихода отца Павла Адельгейма. Фальшивый «протокол» не имевшего места «собрания» на основании «поврежденного» Устава
14 Апреля 2009

Беспрецедентная история последовательной борьбы руководителя Псковской епархии Русской православной Церкви – Московской патриархии против ни в чем не запятнавшего себя, но «не симпатичного» ему протоиерея Павла Адельгейма известна достаточно широко и давно. Так что, реагируют на нее даже в церковном главке уже с сочувственной, но своеобразной иронией к происходящему, высказываясь со скучающими выражениями лиц что-то, вроде «так, там же Евсевий – а что же вы хотите?». Традиция круговой поруки в РПЦ МП крепка ничуть не менее, чем в любом другом ведомстве, созданном в советские времена. Поэтому, пусть случай Павла Адельгейма и слишком ярок, но легче от того не становится. Когда речь идет о такой традиционной для нас проблеме, как «самодурство лиц начальствующих», то все, к чему бы ни стремились неугодные им люди, будет так или иначе разбиваться о произвол этих «начальствующих». В таких случаях, как известно, не помогут ни суд, ни общественное мнение, так как на суд при не менее традиционной коррупции у «начальствующих» всегда находится своя «управа». А на народное мнение им всем вместе – суду, то есть, и «начальствующим», - бывает, как правило, начхать.

Поэтому последние новости в отношении поиска справедливости священником и приходом храма свв. Жен Мироносиц во Пскове, «исчезнувшим» из всех бумаг по благословению архиерея, ничего принципиально нового не содержат. Храм стоит на своем месте, протоиерей Павел, произвольно смещенный ранее с должности настоятеля пока еще служит там простым священником. Формально же распоряжается делами несуществующего прихода, а также, зданием храма, имуществом и отнятым у него именем, - назначенный митрополитом Евсевием молодой «спецнастоятель» Сергий Иванов. Этот ценный для епархии «кадр» уже не первый раз практикует захваты храмов с перспективой передачи их в «свои руки» по усмотрению епархиального начальства. В нынешней ситуации у него наблюдаются даже признаки «творческого роста», потому что кроме неугодного прихода, о. Сергий освободил епархию еще и от забот о певческой для детей-инвалидов, созданной Адельгеймом. Само здание храма с результатами 20-летних трудов изгнанного прихода , конечно же осталось в его руках и ждет решения своей судьбы архиереем. Так что, с позиции удельного «князька церкви» митрополита Евсевия (Саввина), поддерживающего в епархии слухи о то, что сам патриарх просит его, аж, в «Крутицкие и Коломенские», церковно-приходское поле, которое оставит он в наследство своему преемнику, окажется «перепаханным» более, чем основательно. Тем не менее, остается вопрос: как выглядит все это с точки зрения христианской морали и с позиции здравомыслия, основанной не только на эмоциях, но и на фактах?

Факты же таковы, что Приходской совет во главе со своим председателем - Виктором Яковлевым, входящим в число учредителей прихода, согласно протоколу «не имевшего места быть», якобы «приходского собрания» неизвестных лиц, был произвольно аннулирован. Протокол этот подписал упомянутый уже настоятель Иванов, а заверил сам Евсевий.

Напомним, что утвержденный в 1989 году бывшим главой Псковской епархии митрополитом Владимиром (Котляровым) Совет прихода храма свв. Жен Мироносиц, исчезнувший ныне в полном составе, просуществовал 20 лет, трижды пройдя государственную перерегистрацию в качестве юридического лица в 1991, 1999 и в 2007 годах. В процессе шести судебных заседаний по рассмотрению иска членов уничтоженного по благословению Евсевия Приходского совета, они доказали, что собрание, протокол которого утвердил митрополит, не проводилось, и документ этот фальсифицирован. Тем не менее, уже после того суд отказал им в иске, объявив истцов «ненадлежащими лицами», так как они не входили в число участников… того самого липового «Приходского собрания», факт фальсификации которого был доказан ими в суде.

О том, насколько все это выглядит абсурдно, говорить излишне. Поэтому вопросы, с которыми мы обратились к о. Павлу Адельгейму, были несколько иного – так сказать, прикладного свойства:

СПЦ: После скандального отказа учредителю прихода и членам Приходского совету храма свв. Жен Мироносиц в иске, вы продолжаете служить на приходе. Храм не закрыт, службы в нем продолжаются. Но, каким же образом приход осуществляет свою деятельность в правовом аспекте, если реальный Приходской совет признан судом «ненадлежащим лицом»?

Протоиерей Павел АДЕЛЬГЕЙМ: На основании «поврежденного», измененного приходского Устава, утвержденного Поместным Собором. Просто, из нового Устава нынешняя епархиальная власть выбросила неудобный для нее пункт. Из Устава оказалась исключенной статья 27-я, в которой оговаривается, что протоколы Приходских собраний  - а значит, документирование деятельности прихода, - подписывают председатель Приходского собрания, его секретарь пять членов, которые специально для этого избираются. Затем, документ утверждается епархиальным архиереем. После того, как этот пункт был из Устава выброшен, соборность в управлении приходом оказалась фактически устранена, вместо чего введена авторитарная власть настоятеля. Теперь положение таково, что нет нужды собирать Приходское собрание, выбирать Приходской совет, ревизионную комиссию. Настоятель же и без них все сделает своей властью, а архиерей утвердит.

- Но, разве приход – это здание храма с утварью и участком? Представляется, что приход, все же, это общность живых людей – верующие…

- Да, приход – общность верующих. До недавнего времени так оно и было. Этими людьми он был учрежден, из этих людей вышли и члены Приходского совета, который представляет весь приход. Теперь получилось так, что эта общность – приход, фактически ликвидирована по воле митрополита.

- Тогда получается, что здание храма, имущество и само «имя» - как принадлежности прихода, захвачены теперь, пусть и «по благословению», но просто посторонними людьми?

- По сути, происходит именно это. Вплоть до того фальшивого протокола, который неизвестно когда и где составляли люди, которые Приходскому собранию неизвестны.

- То есть, этот протокол - всего лишь формальное сопровождение вполне конкретного действия, которое можно назвать игнорированием прав прихода?

- Это называется рейдерство, рейдерский захват прихода.

- Но, что же тогда получается, если рассуждать дальше? Выходит так, что в данный момент стоит храм, принадлежащий изгнанному приходу, который насильственно отобрали и заняли посторонние. В этот храм заходят непосвященные во все это люди - помолиться или обратиться по поводу треб. И к кому же они тогда обращаются в этом отобранном храме? Не получается ли так, что люди идут в храм, а попадают в оскверненное рейдерами место, где их заведомо шельмуют?

- Да, это верно. Собственно, приход уже постепенно разбрелся - кто куда. Так же был ликвидирован год тому назад приход храма Рождества Иоанна Предтечи Крестителя, где настоятелем был о. Андрей Давыдов - друга о. Зинона и тоже иконописец. Произошло то же самое, вплоть до мелочей. Даже настоятель туда архиереем был послан тот же самый о. Сергий, который сейчас в нашем храме назначен. Пришел он в тот приход и довольно быстро там разобрался: о. Андрей был вынужден уехать из епархии, приход полностью распался и храм приписали к Крыпецкому монастырю, как подворье. Теперь там служит монастырский иеромонах…

- Все это происходит у всех на глазах и, если ни церковный суд, ни светский ничего ненормального в этом не видит, то чего дальше ждать?

- Трудно сказать. Обращались мы всем Приходским собранием – не только советом, в епархиальный суд, но он нас даже ответом так и не удостоил. Хотя я, вот, ожидаю сейчас, что архиерей либо отправит меня в заштат, либо запретит в священнослужении.

Михаил Ситников.

На фото: протоиерей Павел Адельгейм.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru