Обращение священника Павла Адельгейма, исповедника, пострадавшего за веру в со-ветское время, к митрополиту Псковскому Евсевию по поводу своего отлучения от Церкви без церковного суда

Обращение священника Павла Адельгейма, исповедника, пострадавшего за веру в со-ветское время, к митрополиту Псковскому Евсевию по поводу своего отлучения от Церкви без церковного суда
21 Апреля 2009

Христос Воскресе,  Ваше Высокопреосвященство!

Поздравляю Вас со светлым праздником и приближающимся 70-летним юбилеем. В этом году праздничная радость Воскресения Христова для меня омрачена горечью моего отлучения от церкви,  которое Вы совершили 06 февраля 2009 года. Не бывает на земле радости, непричастной печали.

В этом году исполняется 50 лет моего священнослужения. Отлучение от церкви, стало для меня Вашим юбилейным «подарком». Моё отлучение от церкви Вы совершили тайно и бессрочно в нарушение шестого правила Халкидонского Собора и Устава об управлении РПЦ 2009 г. гл.11, ст.34.  Торжественная Анафема в Кафедральном соборе не прозвучала, и узнал я о своём отлучении случайно. По благословению Высокопреосвященного Евсевия меня вычеркнули из членов Прихода храма, который я учредил и 20 лет окормлял, а вместе со мной отлучили и всех остальных учредителей, и назначили новых. Произошёл «рейдерский захват прихода».

Приходской Совет обратился в Епархиальный суд с заявлением о церковном правонарушении в порядке ст.34 «Положения о церковном суде РПЦ МП». Суд не ответил заявителям, а в письме на имя настоятеля № 56 от 09.03.2009 г. секретарь епархии подтвердил отлучение моё и Приходского собрания.

Ни Приходское собрание, ни свящ. Павел Адельгейм при этом ни в чём не обвиняются, в нарушение Карф. 28. Невероятно, но факт: отлучённый от церкви священник совершает Литургию вместе с отлучившим его архиереем.

Слава Богу за всё!

С позиции Вселенских канонов, священник не может быть поставлен в такое бессмысленное положение. Священник рукополагается всегда к конкретному храму *. Рукоположение венчает священника с храмом. Священнику нельзя быть вне прихода, как и епископу вне Церкви. Невозможно мыслить священника, служащего в храме «не членом» своего Прихода. Святые каноны отражают смысл православного вероучения: отлучение священника от Прихода разрушает евхаристическое единство местной церкви. Решение архиерея нарушает также Устав РПЦ**. Во времена советской власти духовенство отстаивало своё право входить в состав прихода, а не быть «наемником, которому овцы не свои». Священника унижает положение «наемника», отлучённого от своей паствы волей архиерея, которая не желает понимать и слышать голос Вселенской Церкви.

Что делать священнику в моём положении? Смириться и молчать?

Прот. Всеволод Чаплин пишет, что есть более высокие ценности, чем права человека, о которых пекутся правозащитники. В этих словах есть передержка.

Во-первых, напомним, что «право есть свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Эта свобода христианам заповедана. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братья» (Гал.5, 1; 13).

Во-вторых, для кого эти ценности? Христос пришёл, умер и воскрес, чтобы спасти человека. Евангелие открывает нам много духовных ценностей: благодать Святого Духа, Церковь, Евхаристия, богослужение…

Эти дары Христа-Спасителя необходимы, чтобы завершить дело, для которого Он послан Отцом – Домостроительство спасения…кого? Человека. Так человек оказывается в центре дела Христова. Все дары Божии оказываются средством для осуществления цели – возрождения человека. Христос пришёл для спасения человека, и в Церкви любые ценности служат этой задаче. Человек - не мера всех вещей, но чадо Божие, ради которого «послал Бог Сына Своего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Когда архиерей отлучает священника от Церкви за конкретную вину, приходится смириться и принять наказание, как действие Духа Святого. Когда архиерей уничтожает христианина без вины, он хулит Святого Духа. Приходят на память события, о которых рассказывало нам в последние дни Евангелие: как бессмысленно и жестоко архиереи убивали Христа. Он смирился. Когда же слуга архиерея ударил его по щеке, он ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин.18, 23), позволяя и нам спрашивать у своих обидчиков: «в чем моя вина?»  Это и есть защита права.

Архиереи, как и в дни Христа, не отвечают на вопросы. Священнику остаётся рассказать Церкви свои печали через Интернет. Это новое средство связи не заблокировано церковной бюрократией, и негромкий голос священника народ Божий может расслышать, хотя и виртуально, всё же «уста к устом».

В Церкви существует много способов общения: Поместные и Архиерейские соборы, епархиальные собрания и советы, Приходские собрания и советы, но священнику жаловаться на обидчика некому. Одни не слушают и не отвечают, а другие не помогут. Сами бесправные. А сказать есть что. Судьба христианина значима для Церкви. Мы тонем в болоте, и некому руку подать.

Интернет не поможет, но даёт возможность крикнуть с надеждой, что Церковь услышит о беде и отзовётся сочувствием, необходимым человеку. Незнакомые с иерократией, скажут :

-    Почему не пожалуетесь Высшей церковной власти?

-    жаловался десятки раз, только ответа не получил ни разу. Так можно

     писать письма в могилу давно почившим.  

-    Учреждён епархиальный суд, и можно обратиться к нему.

-    увы, результат тот же. На обращение священника суд не отвечает.

-    Обратитесь в Общецерковный суд, который учреждён в 2008 году.  

     «Положение о церковном судопроизводстве» обязывает принимать

     жалобы на архиерея.

-   трижды послал жалобу на архиерея с прежним результатом: суд молчит.

-    Тогда обратитесь в Администрацию города или области. Пусть помогут.

-    Администрация отвечает: не наша компетенция. Церковь отделена от

     государства. Разбирайтесь сами с вашими архиереями.

-    Тогда обратитесь в гражданский суд, согласно конституционному

      праву.***

-       во-первых, это запрещено Уставом РПЦ гл.1, ст.9.

      во-вторых, гражданский суд исходит из позиции архиерея. Это имя 

остаётся за кадром, но определяет решение суда. Задача суда подвести юридическую базу под архиерейскую идеологию.

Замыкается круг легитимных возможностей добиться справедливости и правосудия. Жаловаться некому. Клирик РПЦ МП не может даже уйти в другую юрисдикцию. Вся Россия объявлена «канонической территорией» РПЦ МП. Единственная «каноническая территория» в мире, на которой не может быть иной юрисдикции. Если хочешь уйти из РПЦ МП, уезжай в другую страну, пока ещё границы открыты. На территории России можно уйти только в раскол. Легитимное беззаконие власть имущих приводит слабохарактерных к отчаянию и самоубийству, а сильных уводит в терроризм и криминал.

Невесёлые перспективы открываются перед клириками РПЦ МП, осмелившимися говорить о догмате Церкви, её соборности и человеческом достоинстве священника, о пренебрежении архиерея канонами и уставом церкви.

Есть выход: признать себя рабом епископа, войти в ряды льстецов, задушить совесть и поверить, что епископ – твой бог, и нет Бога кроме епископа. Сделаешь успешную карьеру, будешь печататься в «Благодатных лучах». получишь богатый приход,  права и гарантии.

Ради такого благополучия забудь слова Христа, сказанные ученикам: «не называю вас рабами, но друзьями». Быть рабом епископа или рабом Божиим? Это дилемма совести христианина.

Если совесть не велит, не будет у тебя ни храма, ни церковной жизни, ни прав, ни гарантий. Будешь отлучённым общаться с церковью через Интернет.

19 апреля 2009 г.
Пасха Христова. Отлучённый от Церкви, но пребывающий в клире, священнодействующий священник Павел Адельгейм.

Примечания: * «Решительно никого, ни пресвитера, ни диакона…не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви…О рукополагаемых без точного назначения, святой собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их» (Четвёртый Вселенский, прав. 6).

** Устав об управлении РПЦ, гл.11, ст.34.

***(Конституция РФ ст. 46- 47).

На фото: митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. 

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru