Общество на грани свободы. После нескольких лет "безмолвия" различные общественные силы России объединяются для защиты свободы совести и ценностей светского государства

17 Июня 2009

Сторонники свободы совести и светского государства не выступают против кого-то конкретно или против какой-то определенной организации. Это движение, которое призывает чиновников и церковных деятелей к ответственности перед Конституцией РФ и законами нашей страны, так как чиновники и иерархи являются такими же гражданами страны, как и другие, не облеченные властью и духовным саном.

10 июня 2009 года произошло уникальное событие – впервые за последнее десятилетие религиозные и общественные деятели самых разных убеждений заявили о том, что они объединяются в Общественное движение в защиту светского государства. Произошло это на пресс-конференции в Институте религии и права "Инквизиторам-нет!: мы за светское государство".

Институт религии и права представляли Анатолий Пчелинцев, почетный адвокат России, профессор РГГУ, главный редактор журнала "Религия и право", и Роман Лункин, к.ф.н., директор Института религии и права, с.н.с. Института Европы РАН. От лица ученых и сторонников письма 10 академиков президенту РФ выступил Валерий Кувакин, д.ф.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского гуманистического общества, главный редактор журнала "Здравый смысл". От лица учреждений культуры - Ирина Кусова, руководитель Отдела развития Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, представитель Общественного комитета в защиту музея "Рязанский Кремль". От лица общественности - Владимир Абдрашитов, инициатор Обращения родителей против обязательного введения "Основ православной культуры". Мусульманскую общественность представлял Гаяр Ахметович Искандяров, председатель общественной организации "Фонд Развития Мусульманских народов", член Совета Международной Правозащитной Ассамблеи . Помимо этого, в поддержку Общероссийского движения в защиту светскости высказались и православные (профессор Сергей Комков, преподаватель Свято-Филаретовского института Дмитрий Вайсбруд), мусульмане и протестанты. Прошедшая пресс-конференция впервые объединила очень разные общественные силы, которые решили выступать в единстве.

Светское государство не сводится к последовательному секуляризму во всем. Его миссия в современной России более деликатна. Проблема в том, что церковная клерикальная идеология все больше превращается в инструмент государственной политики, в "дубинку" власти. Это стало еще ярче проявляться после прихода к власти Патриарха Кирилла. Православие как "дубинка" губит при этом саму православную веру, разрушает наше многообразное многоконфессиональное общество и подрывает светское государство изнутри.

Есть конкретные люди и объединения, которые страдают от целенаправленной клерикализации государственной, общественной и культурной жизни, – они принадлежат к сферам науки, образования, культуры, армии, межрелигиозных отношений, которые подрываются "антисектантскими" кампаниями и обязательным внедрением в школы националистических квазиправославных курсов.

Общество может и должно выступить в защиту принципов светского государства, свободы совести, христианских ценностей, не искаженных жесткой государственнической идеологией, символом которой провозглашается православие в лице РПЦ МП.

Общество должно заявить о себе, поскольку любой критический взгляд на сегодняшние отношения власти и РПЦ МП порождает обвинения в том, что носители такого взгляда - "враги Церкви и народа" (стилистика 1930-х?) и "непатриоты". Церковные деятели Московской патриархии гротескно рисуют образ врага в советской манере, хорошо известной всем. Достаточно упомянуть о том, как травили авторов письма 10 академиков президенту РФ, противников ОПК, тех, кто не желает отдавать музейные коллекции епархиям, а музейные залы - под покои архиереев РПЦ МП, как травят "сектантов" и "раскольников", к которым относятся неправославные христианские церкви и православных, не желающих подчиняться нынешней патриархии.

При этом не учитывается мнение общественности, в частности интеллигенции, а официальные представители РПЦ МП просто как заклинание повторяют, что весь "русский народ" поддерживает и высших иерархов РПЦ МП и власть. Однако средний русский интеллигент – учитель, инженер, музейный работник, библиотекарь или врач – отнюдь не является православным националистом, а даже наоборот, нередко сознает себя носителем европейских ценностей культуры и демократии.

Одним из катализаторов стихийного формирования Общероссийского общественного движения в защиту свободы совести и светского государства стало проведение акции "Инквизиторам-нет" против присутствия радикальных "сектоведов" в совете при минюсте РФ, что само по себе оскорбило ученых и верующих. Мы объявляем о создании такого неформального движения по всей стране, которое поддержали уже и церкви, и общественные активисты в разных регионах – от Камчатки до Мурманска. Мы приглашаем всех к обсуждению Манифеста в защиту светского государства, который предлагается в качестве основания нового Общероссийского движения в защиту светского государства. Осенью 2009 года предполагается объявить об официальном создании такого неформального движения по всей стране. Его сторонники уже известны – это ученые и деятели культуры по всей стране, верующие и неверующие, возмущенные навязыванием одной идеологии всем, начиная с детского возраста.

Те, кто убеждает власть имущих в том, что благолепие и богатство церковного начальства "консолидирует страну" и спасает от социального кризиса, а демократия России не нужна, обманывают себя, чиновников и общество. Это эгоизм отдельных церковных деятелей, разрушающий православную веру и надеющийся только лишь на государственную власть во всех своих начинаниях.

Россия – страна религиозного и национального многообразия, плюралистичного общества, где, наряду с людьми равнодушными к вере, есть миллионы православных, старообрядцев, католиков, протестантов, верующих других христианских конфессий, мусульман, иудеев, буддистов и т.д. В каждом регионе нашей страны так или иначе представлено это многообразие, но религиозная политика и церковные власти РПЦ МП часто сами намеренно изгоняют другие конфессии из социальных учреждений, из консультативных советов в органах власти, помогают тому, чтобы запрещали миссионерские и социальные акции неправославных церквей, а протестантов и мусульман насильно обучали Закону Божию в школах. Как показала пресс-конференция 10 июня, есть масса конкретных примеров абсурдной дискриминации со стороны светских чиновников и чиновников из РПЦ МП в отношении других конфессий, от разрушения светского характера государства страдают конкретные живые люди, церкви, религиозные и общественные объединения, которые отныне готовы объединиться.

После трагедий ХХ века, после религиозного бума и всплеска интереса к религии, и к православию в частности, после распада Советского Союза, пришла пора ответственно взглянуть на наше общество, государство, на наиболее многочисленную в России Церковь, которая должна научиться жить по Конституции в демократическом обществе, и на ее деятелей, которые подрывают и основы гражданского мира в обществе, и авторитет православия как христианской веры.

Гражданское общество учится оценивать свои поступки, свою жизнь, защищать себя и свои права, критически оценивать свою веру и свою Церковь. Государство и ксенофобски, антидемократически настроенные церковные деятели, которые этого даже не скрывают, должны услышать наш голос (и слышать его постоянно) – голос гражданского общества.

Кроме нас самих никто не сделает Россию свободной. Этот момент настал.

Пора замедлить ход "исторического маятника", который постоянно переходит от государственного и религиозного тоталитаризма к воинственному безбожию и равнодушию общества. Стабильное и мирное развитие в российском обществе возможно, только если власть будет слышать голос гражданского общества и учитывать интересы всех общественных сил.

От нас зависит, будет ли государство опираться на новую тоталитарную идеологию или выберет путь демократического развития, для чего совсем не обязательно отказываться от православия как основной религии России – надо просто прекратить абсурдные гонения на другие конфессии и принуждение в школах, в отношениях с музеями и т.д. Государство в России слишком привыкло, что голос общества не слышен или отправлен в далекие сибирские ссылки. Но голос движения в защиту светского государства – это сильный свободный голос, потому что он неотделим от реальных чаяний верующих и неверующих. Мертвая тоталитарная идеология, какой бы помпезной и богато украшенной она ни была, не выдерживает конкуренции с реальной жизнью и реальным многообразием новой демократической России.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru