«Право и образование»: Анатолий Пчелинцев. Юридическое религиоведение как новое междисциплинарное направление в науке и образовании

«Право и образование»: Анатолий Пчелинцев. Юридическое религиоведение как новое междисциплинарное направление в науке и образовании
8 Сентября 2009

Данная статья посвящена юридическому религиоведению - новому комплексному направлению в науке и образовании, находящемуся на стыке права и религии. Особое внимание уделяется предмету юридического религиоведения, который по мере накопления теоретического и эмпирического материала может в последую­щем уточняться. Исследуются методологические аспекты проблемы, терминоло­гия. Раскрывается значение юридического религиоведения в подготовке специа­листов, способных вести не только исследования по данной проблематике, но и воплощать требования Конституции России и законов в практическую жизнь.

Упразднение в начале 90-х годов прошлого века ограничений права граждан на свободу вероисповедания, признание общественной ценности религии создало в России новую ситу­ацию. Религия стала играть все более важную роль в жизни общества, наме­тился существенный рост, как числа религиозных объединений, так и рели­гиозного сознания населения.

В этой связи возросла потребность в формировании научных основ го­сударственной политики в сфере ре­ализации свободы совести и вероис­поведания, отношений государства с религиозными объединениями. Если в советское время эти проблемы рассмат­ривались юристами главным образом с позиций «научного атеизма», без глубо­кого и критического осмысления слож­ных процессов религиозной практики, то сегодня все явственнее просматри­вается новый подход, сочетающий в себе наработки как юридической, так и религиоведческой науки.

Такой подход вполне закономерен, поскольку современное развитие об­щественной науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой, - интеграцией, взаимопроникновением од­них отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих меж­ду собой ранее обособленные, однако стоящие, как правило, на стыке науки. Сущность такого подхода примени­тельно к реализации свободы совес­ти и деятельности религиозных объ­единений состоит в том, что данная проблема не может быть всесторонне, полно и объективно исследована толь­ко в рамках использования достиже­ний современной юридической на­уки, без учета последних достижений научного религиоведения. Проблема конституционно-правовых основ вза­имодействия государства с религиоз­ными объединениями, механизма и гарантий реализации свободы совести и вероисповедания, правового статуса верующей личности, взаимодействия религии и права, это проблема, прежде всего, комплексная.

Например, можно ли исследовать юридические аспекты конституцион­ного права на альтернативную граж­данскую службу, предоставляемого гражданину в связи с его религиозными убеждениями, не исследовав предвари­тельно вопрос, вероучения каких кон­фессий не позволяют по убеждениям брать верующему гражданину в руки оружие, принимать военную присягу и до каких пределов могут простирать­ся эти убеждения? Подобных проблем стоящих на стыке юриспруденции и ре­лигиоведения существует немало, пос­кольку религия и светское право как нормативные системы тесно связаны. Являясь самыми мощными регулято­рами общественных отношений, они взаимно переплетаются и нередко до­полняют друг друга.

Собственно говоря, религиоведе­ние как наука о религии, сама является сравнительно молодой и динамично развивающейся наукой, сформировав­шейся в Западной Европе во второй половине XIX века. И лишь недавно возникли новые комплексные отрасли научного знания, которые исследуют вопросы религиозной жизни сквозь призму иного научного знания - пси­хологии, истории, антропологии и др. Отсюда и новые направления в науке и образовании - психология религии, со­циология религии, философия религии, история религии, феноменология ре­лигии, антропология религии. С неко­торым опозданием, вызванным советс­ким периодом, когда борьба с религией была возведена в ранг государственной политики, и когда закону в данной об­ласти общественных отношений отво­дилась преимущественно карательная функция, в последние годы в научной среде отмечается повышенный интерес к проблеме взаимоотношений права, религии и государства. Так, практичес­ки во все новейшие учебники по рели­гиоведению включены главы «Свобода совести». Однако содержание данных глав не охватывается в полной мере предметом научного религиоведения, под которым понимается «объективное изучение закономерностей возникно­вения и развития религии, ее внутрен­ней структуры и функционирования на уровне личности, группы, общества» [1, с. 14]. Для того чтобы оправдать включение вопросов свободы совести в религиоведение, авторы вынужде­ны констатировать: «религиоведение призвано способствовать реализации принципа свободы совести. Формируя понятие свободы совести, представляя информацию о правовых нормах, дейс­твующих применительно к религии, оно способствует становлению граж­данских качеств личности, выявляет общее и индивидуальное в политике различных партий и движений по от­ношению к религии и свободе совести, способствует росту политической куль­туры» [2, с. 16]. Не трудно заметить, что данная область научного знания не вписывается в предмет научного рели­гиоведения. В то же время, различные аспекты государственного регулиро­вания и реализации свободы совести и государственно-конфессиональных отношений рассматриваются в рамках конституционного, гражданского, ад­министративного, уголовно-исполни­тельного и других отраслей права, как правило, без учета наработок религио­ведческой науки. Отчасти это объясня­ется тем, что юристы мало чего пони­мают в религиоведении, а религиоведы слабо разбираются в юриспруденции.

Понимая важность и нерешенность данной проблемы, отдельные ученые пытаются восполнить данный пробел и выйти за рамки традиционного научно­го поиска. Появились работы ученых, в которых проблемы государственно-конфессиональных отношений рас­сматриваются комплексно, как с уче­том достижений юриспруденции, так и современного религиоведения [3], либо проблемы религиоведения рассматри­ваются в контексте отдельной юриди­ческой науки [4].

Среди зарубежных исследований, в которых прослеживается тесная взаи­мосвязь юриспруденции и религиове­дения, наиболее удачными можно на­звать работы Джеймса Вуда-младшего, Вольфганга Хубера, Дэвида Литтла, Макса Стакхауса по апологии рели­гиозных прав человека, Гарольда Бер-мана по проблеме примирения права и религии, Джереми Ганна, Сильвио Феррари, Коула Дьюрэма и Глории Моран о переспективах религиозной свободы и современных моделях от­ношения государства и религиозных объединений, Р.А. Подопригоры по административно-правовому статусу религиозных объединений, Ли Бузби и Лоурен Хоумер о нарушении рели­гиозных прав человека и религиозной дискриминации. Отдельные работы названных авторов переводились и публиковались в России [5].

Таким образом, выделение в совре­менных условиях новой комплексной научной и учебной дисциплины на сты­ке юриспруденции и религиоведения, представляется вопросом назревшим и вполне оправданным.

Поскольку юридическое религио­ведение является междисциплинарной сферой знания, в которой присутству­ют фундаментальные элементы юри­дической и религиоведческой науки, то предмет данной дисциплины доста­точно сложен. По сути, он находится в начальной стадии становления и может претерпеть изменения в ходе эволюции. Такие изменения могут быть связаны с постановкой и актуализацией новых проблем в связи с потребностями прак­тики, расширением и уточнением объ­ектов изучения и подходов к их иссле­дованию, а также развитием самой на­уки. Предметом данной науки являются закономерности возникновения, раз­вития и функционирования взаимоот­ношений права, религии и государства, государственно-конфессиональных отношений в самом широком их рас­смотрении, теория свободы совести и ее правовые гарантии, соотношение ре­лигиозных и правовых норм, включая вопросы преодоления возникающих между ними конфликтов, собственно религиозное право (церковное, мусуль­манское, иудейское, индуистское), ста­тус государственной религиоведческой экспертизы, правовой статус религиоз­ною объединения и верующей личнос­ти, проблемы обеспечения светского характера государства и образования, веротерпимость, криминология рели­гии, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области свободы совести и др. В последующем, по мере накопления теоретического и эмпирического материала, выделения и конкретизации объектов исследования, возможно внутреннее структурирова­ние предмета данной научной и учеб­ной дисциплины.

Важнейшими аспектами при ана­лизе названных проблем, является терминологическая определенность и понятийно-категориальный аппарат, которые также во многом находятся в стадии становления. Наиболее очевид­ными в этой связи являются термины «традиционная религия», «секта», «ре­лигиозная организация», «предметы религиозного культа и почитания», «ре­лигиозная деятельность», «миссионер­ская деятельность», «богослужение», «государственная религиоведческая эк­спертиза», «религиозная диффамация», «религиозная толерантность», «прозелитизм» и др. Сложность состоит в том, что большинство названных терминов не содержится либо не раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В резуль­тате они искаженно понимаются в за­конодательстве субъектов Федерации, а также в правоприменительной практи­ке, что неизбежно приводит к наруше­нию и угрозе религиозной дискрими­нации прав верующих и религиозных объединений, деятельность которых находится на границе данных понятий.

Являясь комплексной дисциплиной, юридическое религиоведение исполь­зует большое число разнообразных ме­тодов и принципов познания. Помимо общенаучных методов здесь могут при­меняться специфические методы, на­пример, метод сравнительного право­вого анализа. Важнейшими предпосыл­ками беспристрастного исследования в области юридического религиоведения, на наш взгляд, являются принципы на­учной объективности, воздержания от оценочных суждений об истинности того или иного религиозного мировоз­зрения, а также толерантности. Сказан­ное вовсе не означает, что ученый или преподаватель должен отказаться от собственных мировоззренческих убеж­дений и оценок. Просто он должен ос­тавить личную реакцию за пределами светской науки, в то время как субъ­ективная реакция есть неотъемлемое свойство любой религии.

Сказанное позволяет прийти к вы­воду, что данное научное направление имеет важное значение не только для законотворчества и практики, но и для формирования юридического кругозо­ра и профессионального правосозна­ния будущих специалистов с высшим религиоведческим образованием, вы­работки у них научных представлений о конституционно-правовых основах свободы совести и вероисповедания и государственно-конфессиональных отношениях в нашей стране, способ­ных вести не только исследования по данной проблематике, но и воплощать требования Конституции России и за­конов в практическую жизнь.

Отсюда задачи учебного курса «юри­дическое религиоведение» видятся сле­дующими: ознакомление студентов с основными теоретическими положени­ями в области государственно-конфес­сиональных отношений, свободы совес­ти и вероисповедания; углубленное изу­чение отраслей права применительно к реализации права на свободу совести и деятельности религиозных объеди­нений; овладение понятийным аппара­том и развитие способности будущих специалистов критически и творчески подходить к разрешению сложных яв­лений в области религии и государс­твенно-конфессиональных отношений с позиции требований Конституции РФ и законодательства; получение навыков работы с законодательством в данной сфере общественных отношений; озна­комление с практическими вопросами правовой защиты свободы совести, ин­тересов личности, государства и рели­гиозных объединений.

В результате изучения учебной дис­циплины студенты должны знать: осно­вополагающие понятия, термины и ка­тегории юридического религиоведения; историю и основные тенденции разви-1 Ия государственно-конфессиональных отношений в нашей стране; правовое регулирование реализации свободы со­вести и вероисповедания; основные на­учные концепции и научные труды по указанным в программе вопросам.

В результате изучения курса студен­ты должны уметь: свободно опериро­ван, основополагающими понятиями, терминами и категориями юридичес­кого религиоведения; самостоятельно находить решение проблем практичес­кого религиоведения с привлечением соответствующих норм конституцион­ного и иных отраслей права.

Юридическое религиоведение как специальный учебный курс прошел успешную апробацию на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в настоящее время преподается ав­тором на факультете религиоведения Российского государственного гумани­тарного университета.

Примерное содержание учебного курса, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:

Тема 1. Введение в учебный курс. Предмет «Юридическое религиоведение» и его место в системе научного знания.

Предмет, задачи и актуальность курса «Юридическое религиоведение». Место религии и права в системе науч­ного знания. Методологический аспект проблемы.

Понятие и сущность права и го­сударства. Необходимость правового регулирования общественных отноше­ний в области свободы совести и де­ятельности религиозных объединений. Правовое и светское государство и их признаки.   Коллизии религиозных и правовых норм, место правоведения в их разрешении.

Определение понятий «свобода со­вести», «свобода вероисповедания», «толерантность», «государственно-кон­фессиональные отношения».

Характеристика рекомендуемых правовых источников и литературы.

Тема 2. Международные и конститу­ционно-правовые основы свободы со­вести и вероисповедания. Современные правовые системы государственно-кон­фессиональных отношений.

Формирование и развитие пред­ставлений о свободе совести в истории мировой правовой и социальной мыс­ли. Международные документы о праве человека на свободу мысли, совести и религии. Имплементация норм между­народного права в отечественном зако­нодательстве.

Вопросы свободы совести и веро­исповедания в социальных учениях и концепциях крупнейших российских религиозных объединений.

Исторические правовые систе­мы взаимоотношений религиозных объединений и государства: примат религиозных объединений, примат государства, симфония религиозных объединений и государства. Современ­ные правовые системы государствен­но-конфессиональных отношений в зависимости от статуса религии. Госу­дарственная церковь(Великобритания, Дания, Исландия, Греция и др.). Теокра­тические государства и статус государственной религии в исламских странах (Иран, Ливия, Судан, Иордания, Египет, ОАЭ). Отделительная (сепарационная) модель (Россия, Франция, США). Коо­перационная модель (Германия, Поль­ша, Австрия, Испания, Италия и др.). Исключительные случаи: суверенное государство Ватикан, самоуправляемая монашеская республика Святая гора Афон, Палестинское православное на­следие Русской православной церкви.

Религиозные правовые системы современности: понятие, виды и харак­теристика.

Становление и развитие государс­твенно-конфессиональных отношений в Содружестве Независимых Госу­дарств.

Тема З. Правовой статус религиозных объединений.

Понятие и виды религиозных объ­единений и их характеристика. Рели­гиозная группа. Религиозная органи­зация. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей». Фе­деральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях».

Создание и государственная ре­гистрация религиозных организаций. Сроки регистрации. Наименование и символика религиозных организаций. Понятие «местность» и «каноническая территория» деятельности религиоз­ных объединений. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно дейс­твующего органа религиозной органи­зации. Государственная религиоведчес­кая экспертиза.

Основания приостановления, лик­видации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нару­шения им законодательства.

Права и условия деятельности ре­лигиозных организаций. Внутренние установления религиозных организа­ций. Религиозные обряды и церемонии. Религиозная литература и предметы религиозного назначения. Благотвори­тельная и культурно-просветительная деятельность религиозных организа­ций. Учреждения профессионального религиозного образования. Проблемы обеспечения светского характера обра­зования в современной школе. Между­народные связи и контакты.

Проблема понятийного аппарата. Понятия «секта», «традиционная рели­гия», «новые религиозные движения», «религиозная деятельность», «предме­ты религиозного назначения», «миссио­нерская деятельность», «прозелитизм».

Надзор и контроль за исполнением законодательства в деятельности рели­гиозных объединений.

Тема 4. Правовое регулирование имущественных и финансово-хозяйс­твенных отношений религиозных орга­низаций.

Законодательство, регулирующее имущественные отношения религиоз­ных организаций. Объекты имущес­твенных прав религиозных организа­ций. Право собственности и иные вещ­ные права религиозных организаций. Земельные правоотношения. Приобре­тение прав на земельные участки рели­гиозными организациями. Земельный сервитут. Пожертвования на уставную Деятельность. Договорные отношения религиозных организаций. Культовая и внекультовая деятельность. Трудов; деятельность и особенности регулирования труда работников религиозных организаций.

Благотворительная деятельное! религиозных объединений.

Налогообложение религиозных организаций, налоговый контроль и налоговая ответственность. Основы бухгалтерского учета и отчетности религиозных организаций.

Тема 5. Свобода совести в Вооруженных силах и местах лишения свободы Альтернативная гражданская служба.

Вероучения крупнейших конфессий об отношении к войне, миру и военной службе. Военная присяга и заповедь «не клянись». Исторический опыт реализации права на свободу совести в армии и на флоте.

Право военнослужащих на свобод) совести в Федеральных законах от 2tсентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» и от 27 мая 1997 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Институт военных капелланов в вооруженных силах зарубежных государств.

Конституционное право на отказ от военной службы по убеждениям и ве­роисповеданию и замены ее на альтер­нативную гражданскую службу (АГС). Порядок, сроки и место прохождения АГС. Судебная практика защиты права на АГС.

Права арестованных и осужденных к лишению свободы на исповедание ре­лигиозных убеждений и отправление религиозных культов в Федеральном за­коне от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений» и Уголовно-исполнительном кодексе РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Практика взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями. Согла­шения о совместной деятельности меж­ду ИТУ и централизованными религи­озными объединениями.

Статус военнопленных и право на сво­боду совести по международному праву.

Тема 6. Право на свободу совести и злоупотребление свободой слова и худо­жественного творчества.

Конституция РФ и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» о праве на сво­боду слова и недопустимости злоупот­ребления свободой массовой информа­ции. Религиозная диффамация.

Конфликтная религиозная инфор­мация и ее формы. Сообщения, содер­жащие фактический материал. Лекси­ка. Образы и стереотипы. Религиозные идеи. Иллюстрации. Освещение меж­конфессиональных конфликтов. Обви­нения в ритуальных жертвоприноше­ниях и иных антиобщественных дейс­твиях. «Кровавый навет».

Защита чести, достоинства и дело­вой репутации религиозных объедине­ний в суде. Практика российских судов и Европейского суда по правам человека но данной категории дел. Проблемы на­значения и проведения лингвистичес­кой и религиоведческой экспертизы.

Внесудебное разрешение инфор­мационных споров. Опровержение и ответ. Порядок рассмотрения дел в Об­щественной коллегии по жалобам на прессу Союза журналистов России и практическое значение ее решений.

Компенсация морального вреда и возмещение убытков.

Тема 7. Юридическая ответствен­ность за нарушение законодательства о свободе совести. Причины и виды пре­ступлений в сфере религии и реализации свободы совести.

Свобода совести и вероисповедания как объекты противоправного посяга­тельства и правовой защиты. Принцип равенства граждан перед уголовным законом независимо от отношения к религии. Мотив религиозной ненавис­ти или вражды как отягчающее обсто­ятельство по уголовному праву. Причи­ны и условия формирования религиоз­ной криминогенной ситуации.

Виды административных правона­рушений в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Понятие и виды преступлений, совершаемых на религиозной почве. Основы профилактики данных правона­рушений.

Тема 8.Актуальные проблемы совер­шенствования законодательства о сво­боде совести и механизмов ее правовой защиты.

Законодательство о свободе совеет и о религиозных объединениях и проблемы его совершенствования. Проек­ты законов, внесенных в Государствен­ную думу после принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Конституционно-правовой меха­низм охраны и защиты права на свобо­ду совести. Цели и принципы правовой защиты свободы совести. Государс­твенные органы в механизме охраны и защиты права на свободу совести. Международные органы и неправи­тельственные правозащитные и иные общественные организации в механиз­ме охраны и защиты права на свободу совести.

Основные положения защиты прав религиозных организаций при осу­ществлении контроля (надзора).

Дела, рассмотренные Европейским судом по правам человека, связанные с реализацией свободы совести и их значение в укреплении правовых основ российского государства и общества.

Таким образом, накопленный за последние годы теоретический и эмпи­рический материал на стыке религии и юриспруденции позволяет говорить о возникновении новой важной области научного и учебного знания - юриди­ческого религиоведения.

 Литература:  

1. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. проф. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2008.

2. Религиоведение: Учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; под ред. М.Я. Ленсу и др. Мн.: Новое знание, 2003.

3. См., например: Погасий А.К. Религия и право. Учеб. пособие. Казань,
2007; Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: Учебник / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О.В. Старкова. СПб.: Изд. Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2007; Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. М.: Научная книга, 2008; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003; Пчелинцев А.В. Свобода религии и права
верующих в современной России. М.: Юриспруденция, 2007 и др.

4. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

5. См., например: Нрава человека и религия. Хрестоматия. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001; Берм а н Гарольд Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: AdMarginem, 1999; Дурэм У. Кол. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999 и др.

Об авторе:
Анатолий Васильевич Пчелинцев, профессор Российского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право», адвокат, сопредседатель Славянского правового центра.

Источник:
Анатолий Пчелинцев. Юридическое религиоведение как новое междисциплинарное направление в науке и образовании // Журнал «Право и образование», 2009, № 7, с. 29-37. 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru