Без права на религию. Саратовская епархия полностью поддержала антисектантскую кампанию сектоведа Александра Кузьмина

Без права на религию. Саратовская епархия полностью поддержала антисектантскую кампанию сектоведа Александра Кузьмина
21 Сентября 2009

Отрицание конфликта никогда не приводит к его разрешению, но позволяет скрывать от несведущих людей реально положение дел. Такая ситуация сложилась вокруг антисектантской кампании против евангельских церквей, которую уже давно проводит в Саратовской области сектовед, ученик Дворкина, и член Экспертного совета при Минюсте РФ, возглавляемый Дворкиным, Александр Кузьмин. Оскорбительные для протестантов статьи и телеинтервью стали обычным фоном для существования протестантских церквей. По существу на стороне Кузьмина выступали представители власти и местные СМИ, а прокуратура и ФСБ отказывались видеть в обвинениях Кузьмина разжигание межрелигиозной розни и вражды.

Протестанты Саратова не ассоциировали напрямую сектоведа Кузьмина и православие само по себе, однако сама Саратовская епархия встала на защиту такого рода деятельности по дискредитации целого ряда религиозных объединений, прежде всего, пятидесятников. На официальном Интернет-сайте Саратовской и Вольской епархии РПЦ МП появилась статья «О дурном сне и медвежьей услуге. Почему защитники «Слова жизни» прибегают ко лжи?» Юлии Семеновой, сотрудника официального епархиального журнала «Православие и современность». Статья является ответом на публикацию, раскрывающую суть конфликта, развязанного Кузьминым, «Дурной сон под маской православия. Конфликт вокруг саратовской протестантской церкви «Слово жизни», спровоцированный «сектоведом», выходит из-под контроля».

Если слова «сектанты» и «неопятидесятники» в статье Юлии Семеновой заменить на слово «негры», то получился бы откровенно расистский памфлет, написанный скорее в антихристианском духе, чем в духе братской любви, пусть даже к еретикам – пятидесятникам. Автор отказывает протестантам из церкви «Слово жизни» в праве на религиозность вообще, что доводит до абсурда даже самые презрительные обвинения сектоведа Кузьмина в адрес инославных церквей. Юлия Семенова отмечает: «Сразу же стоит оговориться, что, конечно, ни о каком межконфессиональном, как заявлено в статье, конфликте речи не идет. «Слово жизни» — неопятидесятническая секта, действующая на территории России, а не религия или конфессия». Далее автор язвительно описывает вполне рядовое собрание любой евангельской церкви – так протестанты служат и в России, и в США, и в Германии, и в Китае. Вполне естественно, что строй богослужения, его порядок и роль пастора отличаются от того, к чему Юлия Семенова привыкла в Православной церкви. Вместе с тем, специалистам известно, что даже православием и протестантизмом не исчерпывается многообразие религиозной жизни и богослужебных установлений в рамках христианства.

Как и Кузьмин, представительница епархии Юлия Семенова ссылается на заявления православной антисектантской конференции «Неопятидесятнические секты в России», которая проходила в Саратове в 2005 году. Представитель Саратовской епархии РПЦ МП вправе считать пятидесятников и «сектантами», и «неопятидесятниками», и «духовной попсой», поскольку для православных протестанты не являются представителями истинной христианской веры. Пятидесятников же православные богословы обвиняют в «духовной прелести», даже в одержимости бесами во время говорения на иных языках или крещения Духом Святым, что свойственно пятидесятникам.

Однако Кузьмин выступает не только в качестве сектоведа, но и члена Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. В своем опровержении статьи «Дурной сон под маской православия» Кузьмин доказывает то, что пятидесятники не являются протестантами, ссылкой все на ту же православную конференцию, а также на то, что лютеране не считают «Слово жизни» протестантами, по крайней мере традиционными. Ни к каким научным и историческим данным Кузмин не прибегает, ограничиваясь довольно наивными и детскими для любого религиоведа аргументами.

Из статьи Юлии Семеновой следует, что епархия и Кузьмин согласованной борются с инославными конфессиями, пользуясь одними и теми же аргументами. В частности, они вместе противостояли социальной акции протестантов Саратова «Ощути силу перемен». Юлия Семенова утверждает, что епархия не призывала пресечь эту акцию, но тут же говорит об этом мероприятии евангельских церквей так: «Она представляет собой массированную миссионерскую религиозно-вербовочную кампанию с участием организаций, которые можно охарактеризовать как деструктивные тоталитарные секты. Саратовская епархия Русской Православной Церкви не участвует в этой акции, не поддерживает ее и считает своим долгом и далее информировать население об опасности деятельности тоталитарных деструктивных сект». С аналогичным заявлением пресс-служба епархии обратилась ко всем органам власти.

Юлия Семенова окончательно ставит знак равенства между епархией и сектоведческой деятельностью Кузьмина: «Почему вдруг автор воспринял выступления Кузьмина как продолжение заявлений епархии? А может вся проблема в искаженности личного восприятия? Хотя, безусловно, мнение, что «Слово жизни» — секта одинаково разделяют и Кузьмин, и представители саратовской епархии».

В связи с тем, что в рамках противоборства «сектам» сектоведами используются любые методы и обвинения, Юлия Семенова также видит преступления в самых естественных вещах. Она отмечает, к примеру, что Институт религии и права, в основном, защищает права неправославных церквей, но это естественно, так как потребность в защите появляется именно у тех, чьи права чаще всего нарушаются. Что же поделать, если, наряду с другими религиозными движениями, неправославные христианские церкви подвергаются давлению, дискриминации, безнаказанно оскорбляются в прессе. Причем, Юлия Семенова отмечает, что никто не запрещает ходить в церковь «Слово жизни» и не натравливает ОМОН на церковь, но забывает сказать, что в «Слово жизни» приходили все мыслимые проверки правоохранительных органов, зал для богослужений поджигали, а летний лагерь церкви пытались закрыть. Возможно, автор статьи жалеет, что нельзя сразу действовать с помощью ОМОНа.

Представительница епархии старательно связывает оскорбительную антисектантскую деятельность Кузьмина с православием и с миссионерством вполне достойного деятеля современного православия – священника Даниила Сысоева, который вызвал у пятидесятников «Слово жизни» лишь симпатию. Саратовский священник Дионисий Габбасов подтвердил Юлии Семеновой, что сектой они пятидесятников не называли, когда были у них в гостях вместе с отцом Даниилом Сысоевым. И пятидесятники во главе с пастором Павлом Тарановым при этом вполне сознавали, что православные их считают еретиками, а их учение неистинным. Священник Даниил Сысоев также подтвердил Юлии Семеновой, что советовал пятидесятникам обращаться к церковному руководству, в церковный суд, если сочтут что-то оскорбительным для себя. В епархиальной статье тактично обойдено стороной то, что отец Даниил Сысоев не разделяет методов Дворкина и Кузьмина. Сам священник Дионисий Габбасов отказался дать интервью автору о миссионерстве среди пятидесятников без санкции епархиального начальства, которое уже, видимо, выбрало иной более агрессивный путь.

Очевидно, что сектоведческая деятельность затрагивает не только пятидесятников. Стало известно, что по примеру других сектоведов в некоторых регионах России сектовед Кузьмин попытался посеять рознь и среди протестантских церквей, натравить одни религиозные общины на другие, договорившись бороться с сектами. Старший пресвитер Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Саратовской области Петр Смотров в интервью автору отметил: «Кузьмин обращался к нам и призывал вместе бороться с протестантами, с харизматами. Мы заявили, что мы не будем в этом участвовать, баптистам это ни к чему. Не понимаю даже, зачем нам этим заниматься. Сначала «сектоведы» возьмутся за харизматическую церковь «Слово жизни», а потом начнут бороться с баптистами. Пусть харизматы работают и служат в своей церкви. «Антисектантские» кампании баптистский пастор воспринимает вполне объективно: «Я отношусь к антисектантским публикациям совсем не положительно. С помощью этих кампаний против сект среди религиозных объединений прощупывают, кто сильный, а кто слабый, и слабых постараются опозорить совсем. Вот на это и направлены все акции сектоведов».

Сектовед Кузьмин, безусловно, нуждается в поддержке саратовской епархии – скорее всего, именно с его подачи появилась статья Юлии Семеновой. Дело в том, что скандальную деятельность Кузьмина уже проверяли прокуратура и ФСБ Саратовской области, но они не увидели в обвинениях Кузьмина пятидесятников в убийствах, самоубийствах, в асоциальном характере их деятельности разжигания межрелигиозной вражды и пропаганды превосходства. Однако уже сейчас в Федеральный список экстремистских материалов за номером 413 включена листовка «Международное общество сознания Кришны» (решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29.01.2009), основу которой составляет справка о «страшных сектантах» Александра Кузьмина. Учитывая религиозной многообразие России, которое является одним из оснований единства страны и завоеванием свободного гражданского общества, невежество и агрессия рано или поздно уйдут из общественной жизни и СМИ, так как пустота борьбы с инаковерующими и так очевидна. Уже сейчас, например, деятельность отца Даниила Сысоева показывает, что настоящие православные миссионеры начинают вытеснять оскорбительное и невежественное сектоведение.

Роман Лункин.

Ссылки по теме:

Старший пресвитер Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Саратовской области ПЕТР СМОТРОВ: "Сначала "сектоведы" будут бороться с харизматами из "Слова жизни", а затем начнут бороться с нами"

Дурной сон под маской православия. Конфликт вокруг саратовской протестантской церкви «Слово жизни», спровоцированный «сектоведом», выходит из-под контроля

Антисектантскую деятельность члена Совета при Минюсте РФ сектоведа Александра Кузьмина в Саратове проверяют прокуратура и ФСБ

Газета "Богатей": Бумеранг ксенофобии. Саратов давно слывет как город разнузданного клерикализма и ксенофобии

Во время семинара в Саратове, посвященного защите прав верующих, было заявлено, что деятельность сектоведов может дестабилизировать ситуацию в религиозной сфере

Документ. Решение Хабаровского суда о признании антисектантской листовки «Молодой Гвардии Единой России» экстремистским материалом

Саратовское отделение антисектантского Центра Дворкина выступило против социальной акции протестантских церквей "Ощути силу перемен"

Антикультистская Ассоциация Дворкина подчеркивает, что глава Совета при Минюсте РФ был избран демократическим путем, а решения Совета будут более авторитетными для государства, чем любые общественные оценки

Центр обществ сознания Кришны выступил против членов Совета при Минюсте РФ, которые называют верующих "сектантской плесенью"

Антиклерикализм в России: народ свободы за честную веру

Член Совета при Минюсте РФ обвиняет евангельские церкви «Слово жизни» в «избиениях и убийствах детей под видом изгнания сатаны»

Следственный отдел Управления ФСБ по Саратовской области отказал в возбуждении уголовного дела в отношении сектоведа Кузьмина за разжигание межрелигиозной розни






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru