Представители старообрядчества предостерегают от необдуманного введения «Основ православной культуры» в российских школах

29 Сентября 2009

Необдуманное введение «Основ православной культуры» в российских школах может стать ударом по единству нации. Об этом представители старообрядчества заявили 22 сентября в пресс-центре Славянского правового центра, где состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей. Круглый стол прошел по инициативе Института религии и права и Общественного движения за светское и демократическое государство, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

Как отметил Алексей Шишкин, редактор информационного портала «Современное Древлеправославие», представитель Союза старообрядческих начетчиков, религиозность в нашем обществе не возрастает, но при этом предлагаются различные церковные инициативы о государственном внедрении религии в школах и института военного духовенства в армии. В этой связи получается, что надо вести речь о клерикализации. Школа является мирским заведением, которое занимается социализацией молодого поколения.

По мнению Шишкина, «ОПК – это современная попытка создать «Закон Божий», его сторонники говорят, что это светский предмет, который не предусматривает обучения религиозной практике. Но достаточно посмотреть разделы учебников ОПК, посвященные молитвам, богослужению и устройству храма, чтоб понять, что это не так. ОПК вводится именно с той целью, чтобы направить людей в храмы господствующей Церкви – Московской патриархии. Известна история с сыном пастора Давида Перова из Воронежской области, которого избили в школе за принадлежность к неправославной вере».

Существует критика ОПК и внутри РПЦ МП, по мнению Шишкина, по причинам отрицательных результатов преподавания «Закона Божьего» до революции, которые никто пока серьезно не анализировал. Это и фактические трудности – отсутствие опыта, пособий, подготовленных учителей, низкая эффективность воспитания молодежи даже в воскресных школах, которые вроде бы специально для этого приспособлены. Правозащитники, ученые считают, что нарушается светский характер государства, а представители других конфессий полагают, что происходит принудительное навязывание веры РПЦ МП детям верующих иных конфессий. Есть и те, которые считают, что религиозные правила неприемлемы в современном обществе.

Активисты ОПК, по мнению старообрядцев, правы в том, что надо реагировать на культуру нынешнего общества, на плюрализм, который нельзя превращать в «священную корову» перед лицом нравственного кризиса. Однако сторонники ОПК не правы в том, что делают это конфессионально, учитывая, что реальных православных в стране 3%. Нравственное возрождение в России невозможно на конфессиональной основе. В этой ситуации нужен нравственный договор религиозных объединений и светских деятелей как основа для консенсуса, заключил Алексей Шишкин.

Старообрядцы, заявил Андрей Езеров, представитель Союза старообрядческих начетчиков, относятся к введению ОПК в школах крайне отрицательно. Прежде всего, родители должны воспитывать своих детей в вере и благочестии. Если родители не воспитают в детях нравственность, то вряд ли кто-то сможет это сделать за них.

Кроме того, ущемляются явным образом и права старообрядцев и других религиозных объединений. Андрей Езеров отметил: «Не знаю ни одного старообрядца и даже единоверцев, которые бы хотели отдать свое чадо в православный класс. Есть и отрицательный опыт общения с духовенством РПЦ МП в школах. Старообрядцы всегда были патриотами, и я считаю, что обязательное внедрение ОПК будет ударом по единству нации и государства».

Напомним, что в ходе дискуссии на круглом столе были затронуты проблемы протестов неправославных верующих против присутствия «сектоведов» во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ, а также введение «Основ православной культуры» в школах и института военного духовенства в армии. В целом общественность не против этих инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя вводить их с помощью государства административными методами, как раньше. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам».

Безусловно, неожиданностью и открытием для многих стали слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП отца Всеволода Чаплина, который признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств, и заявил, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». Кроме того, в РПЦ МП готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. По словам высокопоставленного представителя патриархии, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю».

Ссылки по теме:

В пресс-центре Славянского правового центра состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств и призвал прекратить «войну всех против всех»

"Интерфакс-Религия": В Русской церкви готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. Круглый стол в Славянском правовом центре

"Благовест-инфо": «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» - круглый стол в Москве

Пастор Владимир Солодовников. Общественное восприятие религиозного фактора в постперестроечной России. От настороженной эйфории к недемонстративному разочарованию. Доклад на круглом столе 22 сентября

Михаил Ситников. Православный большевизм. К дискуссии вокруг всеобщего введения предмета «Духовно-нравственная культура» в школах. Выступление на круглом столе 22 сентября

Валериан Тен, президент Ассоциации Церквей евангельских христиан. Протестантский ответ: «Не дождетесь!» Послание к круглому столу 22 сентября

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП протоиерей ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: "Наша Церковь будет стараться помогать меньшинствам в реализации их права на присутствие в школе, армии и где-то еще"

Выход из порочного круга. Беспрецедентное выступление отца Всеволода Чаплина перед аудиторией, критически настроенной по отношению к "православной государственной идеологии", стало прорывом

В Православной церкви и за ее пределами еще не научились отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево, полагает профессор Анатолий Красиков

Нельзя разделять школу по конфессиональному признаку, иначе учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, полагает религиовед Екатерина Элбакян

Глава Союза баптистов Юрий Сипко призвал христиан стать примером для своих детей, а не вступать в конфессиональную борьбу






также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru