РЕПОРТАЖ: Расцвет или закат? В Центре Карнеги состоялась презентация сборника статей "Двадцать лет религиозной свободы в России"

РЕПОРТАЖ: Расцвет или закат? В Центре Карнеги состоялась презентация сборника статей "Двадцать лет религиозной свободы в России"
21 Октября 2009

Презентация сборника статей "Двадцать лет религиозной свободы в России" состоялась 14 октября в Московском центре Карнеги. Ведущими презентации были его главные редакторы – член Научного совета центра Карнеги, доктор исторических наук Алексей Малашенко и кандидат исторических наук, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов.

Итоги двадцатилетия религиозной свободы в России обсуждались на семинарах в рамках научной программы "Религия, общество и безопасность". Докладчики, выступавшие на семинарах, стали авторами нового сборника. Это священник Владимир Вигилянский – руководитель пресс-службы Московской патриархии ("Русская Православная Церковь – итоги двадцатилетия религиозной свободы"); научный руководитель Института религии и права, доцент РГГУ Анатолий Пчелинцев ("Актуальные проблемы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений"); директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский ("Религиозные организации и возможности идеологического проектирования в путинской России"); профессор МГУ филолог Елена Волкова ("Религия и художественная культура: худой мир лучше добро ссоры"); президент Института религии и политики, известный исламовед Александр Игнатенко ("Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России"); профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Елена Островская ("Российский буддизм в оправе гражданского общества"); директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин ("Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков"); Сергей Филатов ("Многоцветие волшебного сада российской духовности: двадцать лет возрастания религиозного многообразия постсоветской России") и другие авторы.

Как следует из названий статей, вошедших в книгу, ученые постарались проанализировать основные сферы религиозной жизни в России и изменения, которые произошли в ней за последние 20 лет.

Сергей Филатов подчеркнул во время презентации, что его как исследователя часто удивляет, что при таком обилии религиоведческих центров и кафедр в России, на самом деле, мало кто интересуется реальной религиозной жизнью страны, конкретным мировоззрением, вероучением, социальной и миссионерской деятельностью религиозных объединений. При этом именно религиозные люди часто играют ключевую роль в гражданском обществе, в интеллектуальном сообществе.

По мнению Алексея Малашенко, значение и этой книги, и проведенных семинаров особенно велико, поскольку религия все более политизируется, причем во всех странах мира, и Россия не является исключением.

Научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, социолог Энвер Кисриев отметил противоречивость названия сборника, так как за 20 лет в России наблюдается отнюдь не расцвет, а "сворачивание" религиозной свободы. Э. Кисриев подчеркнул, что атеисты уже оказались в настоящее время в таком же положении, в каком были верующие при советской власти. Руководитель Центра изучения религии Института Европы РАН Анатолий Красиков поддержал идею о том, что с середины 1990-х годов в России начался откат от свободы совести, процесс слияния власти и Церкви, однако заметил, что площадкой для плодотворного обсуждения может стать утвержденное на последнем Поместном Соборе РПЦ МП Межсоборное присутствие.

Старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин подчеркнул, что анализ конкретных проблем религиозной жизни, отношений Церквей и власти помогает лучше понять религиозную картину в стране, осознать религиозное многообразие, которое для многих является открытием. Свобода и религиозное многообразие заменяются идеей поддержки "традиционных религий" и дискриминации всех остальных официальным или неофициальным путями. Эта жесткая идеология, применяемая по образцу Центра в регионах, по мнению Романа Лункина, отнюдь не укрепляет Православную Церковь как социальный институт, хотя это необходимо России, игнорирует многоконфессиональность страны и уже произошедшие радикальные изменения в религиозной картине.

Антон Алябьев,
для "Портала-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru