![]() |
![]() |
![]() |
Михаил Ситников. Тайный умысел. Дискуссия вокруг возможности регулирования миссионерской деятельности в России8 Декабря 2009
Впрочем, началось все вполне безоблачно и даже радостно - с приветствия директора Института религии и права Романа Лункина и всеобщих поздравлений адвоката Анатолия Пчелинцева с днем юриста и только что состоявшимся присуждением ему Гильдией российских адвокатов знак отличия «За вклад в развитие адвокатуры». Однако, уже при выражении благодарности за поздравления, Пчелинцев не удержался от того, чтобы упомянуть о своем беспокойстве за состояние государственно-религиозных отношений, которые трудно еще именовать не только правовыми, но и сравнительно этичными. Затем ведущим было предоставлено слово президенту ЕАО МАРС профессору Юрию Носкову, с выступления которого и началась последовательная конкретизация весомых оснований для общественного беспокойства состоянием означенного круга проблем.
Руководитель отделения международной Ассоциации сформулировал в своем выступлении немало обоснованных претензий к государственным чиновникам, ответственным за вбрасывание в информационно-правовое поле не просто недоработанного, а откровенно безграмотного в юридическом смысле и антиконституционного по своему содержанию документа. Тема выступления профессора Носкова, сформулированная, как "Миссионерская деятельность религиозных организаций, как одна из форм проявления свободы совести в России", сама по себе декларировала бесспорность конституционной гарантии свободы вероисповедания. Поэтому его недоумение по поводу самого факта поднятия вопроса о каком-то "узаконении" миссионерства ради того, чтобы оградить общество от безобразий под его видом, представлялось достаточно понятным. Ответственность за нарушение административного и уголовного законодательства и без того предусматривается соответствующими кодексами и попытка пустить обществу пыль в глаза видна здесь слишком отчетливо. Если же сама миссионерская деятельность нуждается в каком-то корректировании, то оно должно осуществляться все же внутри самих религиозных организаций. Поэтому приходится констатировать, что если государство по понятной причине не решается на прямой запрет миссионерства, то теперь оно пытается пронзить своей «вертикалью» не только госаппарат, где это может быть и нужно, но и гражданское общество. Выглядит же подобное достаточно неприглядно не только с позиции закона, но и морали.
Выступление председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ) Юрия Сипко по заявленной ранее теме "Региональные законодательства о миссионерской деятельности и практика их применения" оказалось более широким. Проблема с миссионерством "на местах", как известно, заключается не столько в содержании региональных нормативов, сколько в произволе местных администраций, часто игнорирующих действующее законодательство по причине отсутствия хотя бы каких-то представлений о таких категориях, как свобода совести и вероисповедания. Об уровне этих представлений и говорил лидер баптистов с нескрываемым сожалением и даже горечью. "Права человека в нашем сознании - всех нас и правительства в том числе, - это понятие до сих пор не осознанное и не усвоенное. Фактически в нашем обществе нет представлений о том, что такое права человека, нет даже дискуссии по теме прав человека. И нам здесь - то есть, сообществу проявляющему активность в этом отношении, - нам нужно понимать, что защищая этот принцип применительно к своим частным вероисповедным интересам, мы в массах людей не найдем поддержки. "Здесь" - это наша, "сугубая боль"... Но кому она интересна? Страна нашей боли не чувствует...".
На наиболее циничные нарушения Конституции, положенные в основу законопроекта, указал в своей реплике доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Игорь Кантеров. "Этот проект по двум позициям является практически антиконституционным. Первая позиция заключается в том, что, благодаря ему, предполагается отчуждение права гражданина на свободное исповедание религии, гарантированное ст. 28 Конституции РФ, Международной декларацией о правах человека. Это право у гражданина отнимается и передается религиозной организации. Хотя нигде - ни в Конституции, ни в законодательстве не говорится, что правом исповедовать веру и, в том числе, нести слово Божье, наделяется религиозная организация".
Сопредседатель СПЦ адвокат Владимир Ряховский в своей реплике добавил к этому, что правом на беспрепятственную проповедь своих религиозных убеждений, согласно нормам Международного права и действующего законодательства, обладает не только гражданин какой-то определенной страны, но и каждый человек, независимо от того, "гражданин" он или "негражданин". Добавим, что таким образом сам факт узаконения миссионерской деятельности является с позиции права - неправовым актом, абсурдом, о котором просто не было бы оснований говорить в правовом обществе и государстве. Чтобы поправки обрели какой-то смысл, потребовалось бы менять Конституцию, приспосабливая ее к условиям, при которых возможно нарушение основ международного права и общепринятой цивилизованной морали, что в свою очередь тоже представляло бы собой нелепость. По мнению председателя Российского библейского общества Анатолия Руденко, попытка ограничить право на свободу религиозного миссионерства, поставив его под контроль государства, является не чем иным, как узурпацией со стороны органов государственной власти прав самого Бога на земле. Сущность религиозной миссии с позиции верующих людей представляет собой исполнение воли Божьей, и источником миссионерства, таким образом, является именно Он. Однако, большинство претензий, связанных со скандальными поправками было связано все же с низким уровнем знаний должностных лиц и аморфностью общества, которое пока никак нельзя обоснованно считать гражданским. Об этом, в частности, эмоционально, но очень по существу высказался заместитель главного редактора интернет-ресурса "Портал-Credo.ru" Владимир Ойвин. Его реплика прозвучала в ответ на высказывание кого-то из присутствующих по поводу допустимости учета религиозных групп верующих, о возникновении которых, согласно поправкам, они должны были бы немедленно сообщать: ведь, по поводу обязательной регистрации никто не протестует. Ойвин отделил обязательную регистрацию религиозных организаций от попытки учета всех верующих, что выглядело бы, как минимум, разделением граждан по признаку из религиозной принадлежности. Затем, напомнив присутствующим о памятном высказывании министра юстиции Коновалова по поводу необходимости "диктатуры закона", Ойвин оценил уровень юридических представлений этого руководителя, как крайне низкий. "Коновалов - юридически малограмотный чиновник, что он демонстрирует и сознательно, и не осознавая того, когда становится инициатором каких-либо изменений. Что еще можно сказать о так называемом юристе, который не способен различать понятия "диктатура закона" и "диктатура права"? Увы, но у нас и президент, и премьер - тоже юристы, но уровень элементарной юридической грамотности там тоже не выше, чем в случае с Коноваловым", - заметил Ойвин.
Однако, большинство участников круглого стола не исключили и иного замысла, которого могли придерживаться государственные чиновники в своих попытках преодолеть гарантии свободы совести и вероисповедания в стране. То, что документ внезапно и без каких-либо комментариев исчез с сайта Минюста РФ, а его назначенные обсуждения также без объяснения причин не состоялись, может означать, что противники принципа свободы совести и прав человека уже выяснили все, что намеревались. Теперь же, с учетом общей тенденции к неправовым инициативам, ничто не мешало бы им сформулировать совершенно иной и, возможно, преследующий совершенно другие цели и интересы текст, чтобы провести его через Госдуму под видом уже обсуждавшихся поправок. В таком документе могло бы не содержаться ни одного из в пух и прах раскритикованных положений, вместо которых появились бы никому не известные новые «идеи». В условиях ожесточенного наступления сторонников клерикальной идеологии на светские общественные и государственные институты, исключать возможность такой циничной авантюры с их стороны было бы наивно. Славянский правовой центр.
|
![]() |
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |