Правозащитники выпустили доклад о преподавании религии в школах

Правозащитники выпустили доклад о преподавании религии в школах
9 Апреля 2010

Межрегиональная правозащитная группа выпустила аналитический доклад "Преподавание религии в государственных и муниципальных школах России - материалы мониторинга и рекомендации".

1 апреля в России стартует эксперимент по преподаванию "Основ
религиозных культур и светской этики". Согласно Распоряжению Правительства, апробация будет проходить в 19 регионах России с 2009 по 2011 год. В эксперименте участвуют школьники 4-5 классов, родители которых могут выбрать для изучения один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддистской культуры", "Основы мировых религий" или "Светская этика".

В Докладе "Преподавание религии в государственных и муниципальных школах России - материалы мониторинга и рекомендации", который можно загрузить по ссылке: http://irhrg.ru/files/book_OPK_monitoring.pdf, представлена история становления нового предмета, аргументы сторонников и противников преподавания, проанализированы проблемы подготовки учителей и учебных пособий, прослежены случаи давления на родителей в ходе выбора модулей, приведена таблица результатов выбора предметов, а также представлены рекомендации по улучшению ситуации.

В качестве приложений брошюра содержит текст Распоряжения Правительства, утвердившего календарный план мероприятий по введению предмета и разработанную Министерством образования примерную программу курса.
Одной из наиболее серьезных проблем авторы доклада видят отсутствие правового механизма, обеспечивающего свободу выбора родителями модуля, наиболее близкого к их семье. Эта проблема лежит в плоскости прав человека, поскольку Статья 2 Протокола No. 1 к Европейской Конвенции закрепляет, что родители имеют право обеспечивать такое образование и такое обучение для своих детей, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Генеральный директор издательства "Просвещение", которое проводило экспертизы учебных пособий, Александр Кондаков, в своем интервью журналу "Русский Newsweek" отметил, что: "Один из рисков, который существует при введении данного курса, - насаждение взглядов одной конфессии в отдельно взятом классе. А за этим скрывается риск конфессионального раскола в масштабах одной школы и нескольких сотен детей, а вернее семей. Поэтому такие вещи должны внимательно отслеживаться и оцениваться".

Межрегиональная правозащитная группа планирует проведение мониторинга хода эксперимента 2009-2011 годов, результаты которого будут направлены Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство образования и Президенту РФ как инициатору эксперимента.

По словам автора-составителя доклада, координатора мониторинга Ольги Гнездиловой: "Мы хотим собрать воедино информацию о ситуации в регионах и в России в целом, представить различные точки зрения, выработать рекомендации по соблюдению прав учеников и их родителей, а также сохранению межконфессионального мира в России. Мы призываем гражданские организации в регионах принять участие в сборе такой информации. Также Межрегиональная правозащитная группа открывает консультации для родителей, столкнувшихся с нарушением их прав в ходе преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Обратиться за бесплатной правовой помощью можно по электронной почте: cons-relig@hrworld.ru или по телефону 8-980-340-69-33".






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru