Слово пятидесятников в диалоге Церквей. Шведские протестанты разделены крайностями либерализма и консерватизма

7 Декабря 2010

Швеция является своего рода уникальным примером развития и трансформации религиозного сознания людей в обществе, которое внешне является секулярным. Среди всех скандинавских Церквей Евангелическо-Лютеранская Церковь Швеции (Svenska kyrkan) наиболее последовательно проповедует либеральную теологию. В Норвегии или Финляндии в лютеранстве нет столь сильного либерального движения. В то же время Швеция за последние 20 лет стала одним из центров развития консервативного в богословском смысле протестантизма, а именно пятидесятничества, представленного в этой стране Церковью «Слово Жизни» (Livets Ord), основал которую бывший лютеранский пастор Ульф Экман. На место старых религиозных споров приходят новые – «библейская вера» входит в конфликт с либеральным движением в христианстве и одновременно нормами, которые навязываются светским обществом.

Пятидесятничество зародилось на рубеже XIX и XX веков в США, а затем распространилось по всему миру. Как и во многих странах мира, в том числе и в России, к этому типу протестантского движения общество относилось несерьезно и подозрительно. Лютеране считали пятидесятников своего рода «духовными экстремистами» за их эмоциональные богослужения и проявления «даров Духа» (такой же критике православные подвергают пятидесятников в России), проповедь процветания и богатства. Однако постепенно Церковь «Слово Жизни» заняла прочное место в религиозной и общественной жизни шведского общества, а критике со стороны пятидесятников и других консервативных христианских общин стала подвергаться уже сама Церковь Швеции.

В целом евангелисты разных направлений – от баптистов до пятидесятников – заняли значительное место в религиозной жизни Швеции. Страна как бы разделена пополам на сторонников либерального и консервативного исповедания веры в Христа. По оценкам шведских экспертов, около 1 млн. человек так или иначе связаны с евангельскими Церквами, которые, как правило, очень консервативны. И также около 1 млн. шведов являются активными членами Церкви Швеции.

Либерализму, господствующему в лютеранской Церкви, в нынешней Швеции противостоят католики, православные (прежде всего Сирийская и Сербская Православные Церкви, а также приходы Московского Патриархата) и пятидесятники. Они вместе выступают против пересмотра норм библейской морали, благословения однополых браков, а также широкого экуменического мировоззрения Церкви Швеции. К примеру, в христианской среде вызвали возмущение слова Архиепископа Церкви Швеции Андерса Харальда Вейрида, который во время встречи с Далай-ламой сказал, что он – архиепископ – сам является в душе «маленьким буддистом». Начиная с середины 2000-х годов традиционные (выступающие против либерализации библейского богословия) христианские Церкви стали проводить в центре Стокгольма Марши Иисуса. Марши стали массовой демонстрацией силы христиан – Католической, Православных Церквей, пятидесятников из «Слова Жизни» и других евангелических Церквей. В 2010 году Марш Иисуса собрал около 25 тыс. человек.

Безусловно, внутри Церкви Швеции существует движение консервативных лютеран, выступающих против ревизии традиционной теологии и против либерализма. В силу своей активности Церковь «Слово Жизни» играет ведущую роль в сотрудничестве с лютеранами-консерваторами.

Одной из линий противостояния консервативных христиан и светского общества стал вопрос о преподавании религии в школе. В Швеции в 2011 году предполагается еще более либерализовать школьное законодательство. С одной стороны, предполагается ввести более строгую систему преподавания обязательной части программы. С другой – в рамках религиозной программы, к примеру, в христианской школе, сохранятся уроки по истории религии и по изучению Библии, но они должны быть исключительно внеконфессиональными (объективными). По существу, такое требование к любым урокам по религии существует и теперь, но парламент Швеции собирается принять закон, согласно которому все дополнительные к обязательному расписанию уроки по религии не могут быть обязательными для учащихся.

Майя Кристина Сведлунд, директор общеобразовательной христианской школы, учрежденной Церковью «Слово Жизни», полагает, что в христианской школе все вероучительные предметы должны быть обязательными. В настоящее время школа на 100% финансируется государством. При этом существует требование, чтобы молитвы и богослужения (утром молитва в классе и днем посещение часовни) не должны быть обязательными для детей. В рамках законодательства о школьном образовании отмечается, что если ребенок находится в классе во время религиозного урока, то это не означает, что он участвует во всем происходящем. Это означает только то, что он присутствует. Нельзя, например, потребовать, чтобы ребенок встал и начал молиться. По закону получается, что дети по достижении 12 лет могут принимать решения самостоятельно, а учителя должны уважать право ребенка – если тот не хочет идти в часовню на молитву, то может и не идти. По словам Майи Кристины Сведлунд, в школе «Слово Жизни» учащиеся, как правило, не отказываются молиться в часовне или на уроке, так как понимают, что в христианской школе это является основой жизни и воспитания.

В настоящее время миссионерская активность Церкви «Слово Жизни» вышла за границы Швеции. У Церкви более 1 тыс. общин в разных странах мира, из них 200 в России, 300 в Украине и 400 в Армении. Самое большое совокупное число верующих – в Украине: более 25 тыс. прихожан. Для сравнения: самая большая шведская община – в Упсале – насчитывает 3 тыс. человек, а по всей Швеции последователей «Слова Жизни» – около 10 тыс. человек.

Упсала–Стокгольм–Москва

Об авторе: 

Роман Николаевич Лункин - директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН.

Источник: Опубликовано в НГ-Религии от 01.12.2010

Оригинал: http://religion.ng.ru/problems/2010-12-01/4_protestanty.html







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru