«Религия и право» (№ 2, 2010): Юридическая консультация. Адвокат Сергей Чугунов о предоставлении отчетности религиозными организациями

«Религия и право» (№ 2, 2010): Юридическая консультация. Адвокат Сергей Чугунов о предоставлении отчетности религиозными организациями
2 Июня 2010

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, включаемых единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней с момента таких изменений. Кроме того, религиозные организации обязаны ежегодно информировать данный орган о продолжении своей деятельности.

Статья 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» содержит исчерпывающий перечень сведений включаемых в государственный реестр юридических лиц. О религиозных организациях в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы:

а) полное наименование. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно - правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

л) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок информации об изменении сведений, включаемых в государственный реестр, является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о признании данной религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В 2006 году в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» были внесены изменения, которыми установлен порядок ежегодной отчётности этих организаций перед уполномоченными органами. Религиозные организации являются одним из видов некоммерческих организаций, поэтому этот порядок относится к их деятельности в том числе.

В соответствии со ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.10 указанной статьи неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок указанных сведений является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» утвердило формы, в соответствии с которыми осуществляется отчётность.

Так же данным Постановлением установлено, что некоммерческая организация, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности в соответствии с установленными формами не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. При этом уполномоченный орган не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Однако в 2009 году в Закон о некоммерческих организациях вновь были внесены изменения. Теперь, в соответствии с п.3.1 статьи 32 Закона, указанный выше порядок отчетности не распространяется на некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей. Такие некоммерческие организации представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В заключение стоит отметить, что помимо указанных выше последствий непредставления отчётности уполномоченным органам, предусмотрена ещё и административная ответственность за такое бездействие. Статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 23.1 Кодекса дела о подобных административных правонарушениях рассматриваются судом.

Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса могут должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию религиозных объединений и контроль за их деятельностью.

Таким образом, регистрирующий орган имеет право в случае не предоставления ежегодной или изменённой информации религиозной организацией обращаться в суд с иском о ликвидации организации или составить протокол о совершении административного правонарушения и передать материалы в суд. Решения о ликвидации, а также о наложении на организацию штрафа и размере этого штрафа может быть принято только судом.

Чугунов С.В.,
адвокат.






также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru