О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Рецензия. Свобода религии и убеждений: основные принципы. Под ред.: Т. Линдхольма, К. Дурэма и Б. Тахзиб-ли. М.: "Институт религии и права", Университет Бригама Янга, ТЦ Юнеско, 2010

  версия для печатиотправить ссылку другу
26 Июля 2010
СВОБОДА РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Под ред.: Т. Линдхольма, К. Дурэма и Б. Тахзиб-ли. М.: "Институт религии и права", Университет Бригама Янга, ТЦ Юнеско, 2010. ISBN 978-5-904741-01-3

На фоне множества возникающих проблем и конфликтов вокруг соблюдения принципов свободы совести постоянно поднимается вопрос о международных нормах в этой сфере. Однако мало кто себе представляет, с какими сложностями сталкиваются европейские государства, США, другие страны мира в применении норм, отраженных в декларациях и резолюциях ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, Европейского Союза, стран СНГ, и насколько актуален для них религиозный вопрос. Как отмечается в главе I "Введение. Новая роль религии и свобода религии и убеждений", проблема соблюдения свободы религии и убеждений возникла тогда, когда появилась история, но она все еще остается столь же актуальной, как и заголовки последних новостей.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой научное издание, которое, с одной стороны, является сборником авторских статей, а с другой - своего рода учебным пособием, в котором отражены некоторые аспекты свободы религии и убеждений, а также представлены основные принципы, касающиеся свободы религии и убеждений и международных стандартов в этой сфере.

Книга является переводом избранных статей из сборника Tore Lindholm, W. Cole Durham, Jr., Bahia G. Tahzib-Lie (eds.), Facilitating Freedom of Religion or Belief: A Deskbook, © 2004 Koninklijke Brill NV. Printed in the Netherlands (Martinus Nijhoff Publishers). Из 38 глав английского издания было переведено 12 глав и введение. Кроме того, в русском издании появилась глава, специально посвященная ситуации в сфере свободы религии и убеждений в России. Английское издание вышло по инициативе Коалиции свободы религии и убеждений Осло (Норвегия) в 2004 году в честь 20-летия Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений.

Авторы не ставили перед собой задачу представить все новые теоретические размышления по этому предмету. В то же время введение в исторические и философские основы было написано норвежским ученым Торе Линдхольмом, который описал "философские и религиозные основания свободы религии и убеждений" в главе II.

Ключевым элементом книги стало тщательное описание соответствующих международных норм и институтов. Специалисты по правам человека нуждаются в доступе к квалифицированным комментариям норм и международных учреждений, имеющих отношение к применению этих норм. Таким образом, многие главы призваны стать руководством для читателя в сложном лабиринте норм, институтов и процедур, установленных для защиты свободы религии и убеждений.

Собрание всех международных правовых материалов по этой теме можно расширять до самых невероятных масштабов. Именно поэтому в главе III (автор - Натан Лернер) "Природа и минимальные стандарты свободы религии и убеждений" представлен чрезвычайно полезный обзор всего корпуса соответствующих норм. Дополняет эту тему глава IV Манфреда Новака и Тани Восперник "Допустимые ограничения свободы религии и убеждений". Это ключевые главы издания, так как по большей части вторжение в сферу религиозной свободы случается не из-за того, что чиновники подвергают сомнению право граждан на свободу религии и убеждений, а потому что они (ошибочно) считают, что конкретное ограничение, которое они налагают, вполне оправдано.

Дискуссия об основных нормах была дополнена главой, которая описывает наиболее передовые международные институты, имеющие отношение к осуществлению свободы религии и убеждений, - Совет Европы и Европейский Суд по правам человека (глава V Мартинеса Торрона и Наварро-Вальса). Основная цель – показать институциональные и процедурные рычаги, которые доступны на международном уровне, чтобы помочь улучшить защиту свободы религии и убеждений.

В главе VI Рональд Миннерат рассматривает значение прав на автономию в религиозных делах. Глава VII обращается к важнейшей теме отношений религии и государства. Ее автор Кол Дурэм анализирует включение норм религиозной свободы в законы о религиозных объединениях разных стран. Данная глава особенно важна для понимания тех правовых проблем, с которыми сталкиваются религиозные институты в своем взаимодействии с государством. В главе VIII Роман Подопригора рассматривает чрезвычайно сложную и проблематичную сферу - "Свобода религии и убеждений и дискреционное санкционирование религиозной деятельности со стороны государства".
В главе IX Бахия Тахзиб-Ли представляет целый ряд вопросов, которые возникают в связи с изменением отношения к полу, семье, детям, отмечая и ряд случаев, с которыми сталкиваются "женщины-диссиденты".

Глава X касается чувствительных сфер свободы религии и убеждений – проблемы религиозных "сект" и "культов". В последние годы появилось много примеров законодательства, вызванного страхом, который основывается на стереотипных образах новых религиозных движений. Эта тенденция во многом аналогична появлению законодательства, вызванного опасностью появления "религиозных экстремистов" в рамках различных традиций. События последних лет не позволяют усомниться в том, что эта проблема стоит очень остро, но правовая реакция на нее часто слишком далеко заходит, оказывая давление на легитимные группы, что несовместимо с нормами религиозной свободы. Эйлин Баркер, всемирно известный британский социолог и ведущий специалист по этому явлению, помогает переосмыслить некоторые мифы и стереотипы. В соответствии с текущими рекомендациями Совета Европы Баркер убеждена, что непродуктивно принимать специализированные законы, касающиеся НРД, и наказывать целые группы людей на основе предубеждений по поводу "культов" или на основе плохого поведения их отдельных последователей. Вместо этого, доказывает Баркер, нужно использовать общепринятые уголовные и гражданские законы в отношении любого индивидуума, уличенного в незаконной деятельности.

Проблема прозелитизма и методов обращения верующих анализируется в главе XI Тэда Станке "Право на убеждение и привлечение последователей в вопросах религии". Вопросы, связанные с этой темой, возникают в большинстве стран мира в связи с деятельностью миссионеров и последующими столкновениями и спорами так называемых "традиционных" и "нетрадиционных" религиозных объединений. Процессы глобализации, происходящие в мире, открывают культурные и религиозные границы, и ставят перед обществом и государством все новые вопросы, которые касаются, в том числе, прозелитизма. Привлечение последователей, проповедь и убеждение верующих других религий и неверующих – это неотъемлемая часть существования любой религиозной общины, будь то новое религиозное движение или общепризнанная историческая религия. Автор делает вывод о том, что действия государства, ограничивающие прозелитизм путем применения дискриминационных мер или поддержки чьих-либо интересов, не согласуются с международными стандартами в области прав человека.

В главе XII православный Архиепископ Тираны и всей Албании Анастасий, один из президентов Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, рассуждает о том, какой вклад могут внести религиозные объединения в формирование общих ценностей и общей гражданской позиции в светском и плюралистическом обществе. Полагаясь на свой богатый опыт в этой сфере, Архиепископ Анастасий говорит о том, как религиозные общины могут помочь в строительстве культуры гармоничного сосуществования религиозных групп и индивидуумов между собой.

В главе XIII Ингвил Плезнер касается религиозного образования и свободы религии и убеждений в рамках обязательного образования, отмечая существующие вызовы по отношению к правам человека в обществах с религиозным многообразием. Плезнер фокусируется на опыте различных европейских стран. В ее главе отмечены противоречия между тремя важными элементами: обязанностью государства обеспечивать толерантность, интересами ребенка и уважением прав родителей или опекунов по воспитанию своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.

Наконец, в главе XIV "Конституционное право граждан на свободу вероисповедания и проблемы его реализации в Российской Федерации" Анатолий Пчелинцев представляет анализ состояния свободы религии и убеждений в России. Как отмечает Пчелинцев, в России сложилась обширная судебная практика по защите прав верующих и религиозных организаций. При этом верующие не ограничиваются только обращением в суды общей юрисдикции. Они неоднократно обращались и в Конституционный суд Российской Федерации по поводу конституционности отдельных положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", и в Европейский Суд по правам человека. Европейский суд в Страсбурге рассмотрел (на 2009 год) уже шесть дел, связанных с серьезными ущемлениями прав верующих и религиозных организаций в России. Все решения приняты в пользу заявителей.

Приложения являются заключительным важным элементом книги. Ключевые документы и положения представлены в приложениях A и B. Приложение А состоит из деклараций и других документов ООН, Совета Европы, Европейского Союза и СБСЕ/ОБСЕ. Приложение В завершает книгу документами СНГ, посвященными правам человека, и Декларацией Коалиции Осло о свободе религии и убеждений.

Значение этого издания в том, что оно объединило усилия ученых из разных стран мира, что помогло посмотреть на проблему свободы религии и убеждений с разных сторон. Несмотря на заявления о том, что религиозные объединения теряют свое влияние, религиозный фактор только наращивает влияние на культуру, политику, право, общество в целом. Как показывают исследования авторов сборника, вопрос о свободе религии и убеждений становится одним из ключевых в самых разных общественных дискуссиях, а соблюдение этого принципа является индикатором уровня демократических свобод в той или иной стране.

Антон Алябьев,
для "Портала-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы: